Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опора дыхания

 

Опора дыхания является составной частью певческой опоры. Понятие «опора дыхания» обычно употребляется для конкретиза­ции одной из сторон голосообразования, а именно — работы дыхательных мышц. Взаимодействие дыхания и голосовых складок определяет опору звука. «Борьба, происходящая во время звуча­ния между давящим на вибрирующие связки (складки — А. М.) воздухом и противодействующими этому давлению связками (складками — А. М.), и есть то, что должно называться опорой звука». Отсюда ясно, что опора звука не может рассматриваться в отрыве от опоры дыхания. Певческая опора зависит не только от согласованной работы голосовых складок и дыхания, но и от правильной функции органов надскладочного отдела голосового аппарата.

Включение в голосообразование опоры дыхания, как было ука­зано, связано с подъемом подскладочного давления. При этом возросшее подскладочное давление, рассуждая теоретически, вы­зывает ответное напряжение голосовых складок. При полной опо­ре дыхания это напряжение должно быть значительным и, каза­лось бы, должно привести к ощущению напряжения, усталости, затруднения в области работающей гортани. Но в действительно­сти этого не происходит. Когда звук обретает опору, петь стано­вится легче, напряжение с гортани снимается, голосообразование становится свободным, голос целиком подчиняется воле поющего, становится наиболее выразительным.

Подскладочному давлению противостоят не только одни голо­совые складки. В полостях надскладочного пространства в зави­симости от их изменяющегося размера, различного рода сужений и препятствий по ходу звуковых волн (от сужения входа в гор­тань, положения надгортанника, языка и мягкого нёба) образу­ется надскладочное давление, так называемое акустическое со­противление, известное в физике как импеданс.

Особое значение в возникновении акустического сопротивления имеет феномен сужения входа в гортань, описанный Л. Б. Дмит­риевым: «Сужение входа в гортань, столь четко выраженное у хо­роших певцов, обеспечивает возникновение акустического сопро­тивления в надсвязочной (надскладочной — А. М.) полости гор­тани». Это акустическое сопротивление облегчает фазу смыкания голосовых складок, снимает часть нагрузки с голосовых мышц в. преодолении ими подскладочного давления, дает возможность пев­цу более полно использовать голосовые возможности гортани, вы­явить специфические певческие качества тембра голоса, снижает утомляемость в процессе пения и является причиной незначитель­ной траты дыхания при правильном певческом голосообразова-нии. «В этом случае дыхание удерживается не только голосовыми связками (складками — А. М.), но и силой этого сопротивления». Итак, опора возникает при взаимодействии гортани, органов дыхания и надставной трубы. Иначе, певческая опора — это ре­зультат согласованной работы всех частей голосового аппарата.

Основным критерием певческой опоры является качество воспроизводимого звука. Звук собранный, богатый тембровыми кра­сками, хорошо несущийся, округленный вокалисты определяют как
опёртый звук. В противоположность ему неопёртый звук беден по
тембру, вялый, тусклый, недостаточно «полетный», несобранный
ниже оптимальной силы.

В основе певческой опоры лежит механизм обратных связей. Во время пения в мозг непрерывно поступают нервные сигналы о состоянии работающих органов. Они частично отражаются в на­шем сознании в виде различных ощущений: вибрационных (от со­трясения тканей в результате резонанса), мышечных (от сокра­щения мышц), тактильных (от давления воздуха в надскладочных и подскладочных полостях). Все эти ощущения в мозге синтези­руются и превращаются в сложное чувство певческой опоры.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы певческого дыхания | Работа над дыханием
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1197; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.