Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика

Важным средством художественной выразительности в хо­ровом исполнительстве является динамика. Основные объек­тивные предпосылки выразительных возможностей динами­ки в музыке очевидны. Громкие звуки при прочих равных условиях больше возбуждают, раздражают слух, нежели ти­хие; извлечение громкого звука требует большего напряже­ния, большей затраты энергии. Поэтому усиление звука обыч­но связывается с нарастанием напряжения, а ослабление - с затуханием, успокоением. И если пиано применяется, например, для выражения спокойного, созерцательного настроения, состояния сдержанности, еще не развернувшегося развития - то форте, напротив, чаще сопровождает активное, наступательное движение, передает настроение радости, торжества грандиозности, широты.

Другая предпосылка выразительности динамики, на которой основываются некоторые изобразительные эффекты в музыке, — ассоциация усиления с приближением источника звука и ослабления - с его удалением. Способность тихого звука настораживать человека, как вероятный признак опасности, сама специфика восприятия еле слышных звуков, требующая напряженного внимания, подводит к использованию тихой звучности для передачи затаенного, настороженного характера музыки.

Применяемые в музыкальной прак­тике градации громкости относительны. Наиболее верны и определенны суждения о громкости звука в границах трех ка­честв: тихо, умеренно, громко. Четких рубежей между ними нет, поэтому при исполнении музыки не играет особой роли точное соблюдение того или иного оттенка. Важнее относи­тельные различия, не зависящие от силы голоса и мощности звучания хора. Такая относительность динамических обозначений дает исполнителям достаточный простор для проявле­ния творческой инициативы.

В хоровой практике немало случаев, когда дирижеру при­ходится пересматривать значение того или иного динамичес­кого указания, вводить дополнительные, не обозначенные ав­тором оттенки, а иногда и отступать от указанных в тексте нюансов. Известно, что восприятие и воздействие громкости зависит от размеров и акустики зала, в котором происходит исполнение. В большом помещений, как правило (даже когда состав хора большой), форте никогда не обладает полной мо­щью. Поэтому здесь требуется относительно большая сила громкости. Например, достижение форте в большом зале по­требует звучности, приближающейся к фортиссимо. И напро­тив, в небольшом помещении иногда целесообразно умень­шить каждую из динамических градаций. Бывает, что хоровая партия выписана композитором в неудобном регистре (или слишком высоко — тогда она звучит напряженно, или слиш­ком низко — тогда звучание тихое). В таких случаях для создания общего хорового ансамбля руководитель может умень­шить или увеличить громкость звучания. Порой дирижеру приходится менять указанный в нотах нюанс в связи со спе­цифической тембровой окраской хоровой партии с тем, чтобы приглушить или смягчить ее яркость.

Поводом для корректировки могут быть и роль голоса в фактуре (тематическая или второстепенная, фоновая), и вытекающая отсюда необходимость выдвижения его на первый Основные вопросы или, напротив, максимального его вуалирования. Немаловажное значение имеет и учет руководителем количественного и качественного состава хора. Естественно, что при большом составе хорошее пиано будет достигнуто в том случае, если каждый певец будет выполнять этот нюанс возможно более тихо; в камерном же хоре достижение тихо­го звучания обычно не представляет большого труда. Что касается форте, то тут картина принципиально меняется: при малочисленном составе добиться полного его звучания довольно сложно. Поэтому опытные руководители хоров, не отличающихся мощью и богатством звучности, стараются использовать в качестве основного нюанса самые тонкие градации пиано с тем, чтобы даже меццо-форте производило впечатление форте или даже фортиссимо, требуемого композитором.

Вообще следует сказать, что в области звучания, относимой к форте, очень опасны преувеличение и чрезмерность. Хора это касается особенно, поскольку его участники, увы, весьма часто считают силу голоса главным достоинством вокалиста, а порой и бравируют ею, стараясь петь громче партнера по партии. Безусловно, мощное, сильное звучание обога­щает динамическую палитру хора, но при этом звук не должен терять своей выразительности, красоты, благородства. Дирижеру хора следует постоянно напоминать певцам, что глубоко продолжительное пиано не меньше воздействует на аудиторию, чем мощное звучание. Кроме прочих своих выразительных функций, оно концентрирует внимание слушателей, располагая их к тишине и сосредоточенности.

В хорах обычно участвуют певцы с различными вокальны­ми данными. Часто у певцов отдельной хоровой партии не сов падают и диапазон силы звучания, и интенсивность звучания в разной тесситуре. В процессе работы выясняется, что на нюансе форте более слабые голоса пропадают под давлением более мощных, недостаточно ясно прослушиваются отдельные хоровые партии, в результате чего в общем звучании утрачи­ваются важные элементы музыкальной ткани. Поэтому воз­никает необходимость в корректировке привычных представ­лений о громкости звука. Можно рассматривать громкость каждого голоса в отдельности и в ансамбле, громкость отдель­ной хоровой партии и хора в целом.

Уровень громкости голоса в ансамбле (в партии) определя­ется обычно динамическими возможностями среднего певца. Для остальных певцов его форте служит эталоном, по которо­му они соизмеряют силу своего голоса. Сила звука отдельной партии в общем ансамбле зависит от особенностей изложения, фактуры, регистра, тесситуры. Звучность ведущей партии дол­жна быть интенсивнее, чем звучность хорового сопровожде­ния; форте в более ярких регистрах должно сообразовываться со звучанием в более тусклых; напряженная, высокая тесси­тура делает звучание более громким по сравнению с таковым в удобной, средней тесситуре; при прозрачной, легкой факту­ре форте будет иным, нежели при плотной, массивной. Кроме того, эталон форте или пиано при совместном исполнении за­висит от специфики высоких и низких мужских и женских голосов, от мастерства самих исполнителей. Например, пиа­ниссимо в верхних регистрах легко исполняется тенорами, а от басов требует немалого искусства. Поэтому в отдельных слу­чаях в целях достижения общего равновесия динамического ансамбля этот нюанс может быть выполнен несколько громче идеального, что, конечно, не должно приводить к грубости зву­чания. Хотя некоторые композиторы и ставят уточненные указания, но, как правило, дирижер сам корректирует нюан­сировку для достижения требуемого баланса звучности. Рас­пространенный недостаток - перегрузка звучности второго Основные вопросыа, связанная с потерей звуковой перспективы, то есть со­отношения между ведущим и аккомпанирующими голосами, между главным тематическим материалом и фоном. Иногда Дирижеры пытаются восстановить это соотношение посред­ством увеличения громкости тематического голоса. Однако этот прием, на первый взгляд абсолютно логичный и естествен­ный, далеко не всегда дает нужный эффект. Гораздо лучше выделить первый Основные вопросы не с помощью подчеркнутого его уси­ления, а уменьшением звучности элементов второго Основные вопросыа. Такой прием, несомненно более тонкий, особенно целесообразен в лирических, неброских, тихих произведениях, где и тематический голос должен звучать пиано (примеры тому «Зимняя дорога», «Березе», «Жаворонок» В.Я. Шебалина «Теплится зорька», «Альпы» П.Г. Чесноком; «Соловушко» П.И.Чайковского; «Элегия», «На старом кургане» Вик. Калиникова и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Темпоритм | Артикуляция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.