Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть II. белорусского государства

Курс лекций

Основы идеологии

белорусского государства

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ 3

Лекция 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства 3

Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества 3

Политико-правовой статус Президента Республики Беларусь 4

Специфика президентской власти при «смешанной» системе правления 5

Функции президентской власти 6

Роль Президента Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства 7

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства 8

Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь 8

Структура и функции Парламента 11

Совершенствование форм и методов реализации идеологической политики Парламентом – Национальным собранием Республики Беларусь 15

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 12. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь и идеология Белорусского государства 23

Идеология деятельности исполнительной власти 23

Идеология экономической политики Правительства 25

Основные приоритеты в работе Правительства 27

Аграрная политика 28

Жилищное строительство 29

Внешнеэкономическая деятельность и экспорт продукции 29

Социальная сфера как объект идеологической деятельности 30

Организационно-практические меры по повышению роли Правительства в формировании идеологической политики 33

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 13. Местное управление и самоуправление в идеологических процессах 34

Идеологическая составляющая реформы местного самоуправления 34

Система и главные направления идеологической работы на местном уровне 37

Социальные технологии идеологической работы в системе местного самоуправления 39

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ 41

Лекция 14. Белорусская экономическая модель - компонент идеологии белорусского государства 41

Экономика в единстве с обществом и государством, во взаимодействии с политикой и идеологией 41

Экономические платформы современных идеологических течений 43

Концептуальные основы формирования национальных моделей рыночных экономик и белорусской экономической модели 44

Условия формирования белорусской экономической модели 46

Экономическая политика Республики Беларусь 48

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 15. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства 50

Интегративная идея и национальные интересы государства 50

Нормативно-ценностные предпосылки функционирования политической системы 55

Проблема стабильности и изменчивости политической системы 57

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 16. Мировоззренческие основы идеологии белорусского государства 59

Идеология и мировоззрение: содержание, структура, функции 60

Понятия «национальной идеологии» и «идеологии белорусской государственности» 61

«Белорусская идея», традиции национальной культуры и патриотизм 63

Стратегические приоритеты и консолидирующие идеи белорусского общества: рациональный выбор исторического пути развития 67

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 17. Идеологическая политика в социальной сфере 70

Сущность и содержание социальной политики 70

Приоритеты в сфере образования 71

Приоритеты в сфере здравоохранения 73

Приоритеты в сфере социальной защиты населения 74

Приоритеты в сфере культуры спорта и туризма 77

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 18. Религиозный аспект идеологии белорусского государства 82

Религия в современной Беларуси 82

Конфессиональная политика в контексте идеологии белорусского государства 85

Современное законодательство о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях 86

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 19. Идеологическая политика в молодежной среде 89

Молодежь как социальная группа общества, политическая социализация молодежи 89

Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодежной политики. Принципы молодежной политики 91

Основные направления молодежной политики на современном этапе 94

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

Литература Ошибка! Закладка не определена.

Лекция 20. Информационно-идеологическое обеспечение внешней политики Республики Беларусь 96

Внешняя политика и идеология государства 96

Национальные интересы Республики Беларусь. Принципы, цели и задачи белорусской внешней политики 99

Приоритеты внешней политики Республики Беларусь 101

Система информационно-идеологического обеспечения внешней политики белорусской государства 104

Контрольные вопросы Ошибка! Закладка не определена.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 109

Литература Ошибка! Закладка не определена.


ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Лекция 10. Президент Республики Беларусь и формирование идеологии Белорусского государства

Основные понятия:

президент; институт президентства; республиканский референдум; глава государства; Конституция; ветви власти; исполнительная вертикаль; декреты; полномочия Президента; функции президентской власти; идеологическая роль Президента.

Место и роль института президентства в политической системе белорусского общества

Термин «президент» происходит от лат. Prаesidens, что буквально означает «сидящий впереди». Видимо, в античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях[i]. От этого первоначального значения впоследствии возникла такая должность, как президент сената. В нынешнем понимании как главы государства термин «президент» начал употребляться только с конца ХYIII века, когда был учрежден институт президентства в США.

Возникновение института президентства в мире было связано с поиском США нового способа организации государственного управления, предусматривающего создание сильной исполнительной власти и в то же время исключающего возможность ее превращения в тиранию.

Задуманный первоначально как глава исполнительной власти президент США заменил в сознании граждан монарха и стал осуществлять функции главы государства. Современное представление о президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире. Сегодня президентство – неотъемлемый элемент мировой политической практики. 143 страны, из них 140 – члены ООН, имеют в своем государственном устройстве институт президентства[ii].

Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. Необходимость существования данного института вытекает, прежде всего. из потребности осуществления функций главы государства и подтверждается масштабностью распространения президентства в мире.

В Республике Беларусь институт президентства был введен одновременно с принятием новой Конституции, хотя сама идея введения этого нового для Беларуси государственного института восходит к началу 90-х годов, когда была предпринята первая попытка «имплантации» поста президента в Конституцию БССР 1978 года. Но только после приобретения республикой суверенитета возникла объективная необходимость в учреждении данного института.

Во-первых, произошли кардинальные изменения в политической системе общества, связанные с ликвидацией командно-административной системы и отказом КПСС от руководящей роли. Начался процесс передачи власти Советам народных депутатов. Советы же в силу ряда причин (фракционной борьбы, некомпетентности части депутатов) не сумели взять всю полноту власти в центре и на местах и, главное, не овладели функцией координации действий государственных структур. В результате образовался вакуум власти, возникла потребность в органе, координирующем деятельность всех ветвей государственного устройства.

Во-вторых, усиление и развитие законодательной деятельности ослабило исполнительную власть, что привело к серьезным недостаткам в реализации принимаемых решений. Президент был нужен для ускорения исполнения законов и других государственных решений.

В-третьих, за многие годы Советской власти произошло искажение принципа коллективного руководства, что привело к безответственности, ошибкам и злоупотреблениям. Появилась необходимость индивидуализировать социальную и политическую ответственность за деятельность на высшем уровне руководства.

Введение поста президента было обусловлено и тем обстоятельством, что главой государства может быть либо монарх, либо президент. В силу того, что Беларусь является республикой, главой государства становится, естественно, президент.

К тому же опыт государств, переживших однопартийную систему и близких по территории и численности к Беларуси, показывает, что выход из экономического кризиса наиболее оптимально обеспечивается через сильную президентскую власть, преимуществом которой является быстрое реагирование, принятие и реализация наиболее рациональных решений.

Что же касается парламентарной республики, то в Беларуси она выявила крайне низкую дееспособность. Партийная система находилась и продолжает находиться на начальной стадии формирования. Существуют фактически лишь предпартии с 2–3 известными личностями.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Специальные способы литья | Структура и функции Парламента
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.