КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура и функции Парламента
Выступления общенационального лидера всегда являются программными, поскольку именно в них формулируются концепции, создаются идеалы белорусского общества, осуществляется сложнейший процесс целеполагания в рамках государственного управления. Лекция 11. Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь в контексте идеологии белорусского государства Основные понятия: парламент; парламентаризм; Верховный Совет; Президиум Верховного Совета; Конституция; двухпалатный парламент; Национальное собрание; Палата представителей; Совет Республики; законодательный орган; представительный орган; однопалатная парламентская система; депутат; функции парламента; фракции; депутатские группы; законотворческая деятельность. Этапы становления парламентаризма в Республике Беларусь Одними из важнейших субъектов идеологической деятельности в современных обществах являются парламенты. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит какие в государстве будут торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, нормы, убеждения, верования, модели поведения. В настоящее время парламентаризм представляет собой сложный социально-политический, государственно-правовой и идеологический феномен современного общества. Это специфическая система государственной власти, структурно и функционально основанная на принципах разделения властей, верховенстве закона при ведущей роли парламентов в целях утверждения и развития отношений социальной справедливости и правопорядка, социальной защиты и законности. Именно парламентаризм является основой приоритетных общественных ценностей и идеалов, знаний и убеждений, и, прежде всего, представительной демократии, способом их организации, инструментом их эффективного функционирования. В нем проявляются особенности исторического развития государств, общественного и государственного бытия каждой конкретной страны, национальных традиций, правовой культуры и политической воли народов, общественных ценностей и идеалов. Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и как суверенного демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного и законодательного органа страны. В свете вышеизложенного можно выделить следующие этапы развития парламентаризма в Беларуси. I этап — советский (1919 год — конец 80-х — начало 90-х годов). Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. В Конституции развивались идеи представительной демократии, было провозглашено: «Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах»; «Верховная власть Социалистической Советской Республике Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами — Центральному Исполнительному Комитету». Именно Съезд Советов в период своей деятельности являлся высшим представительным и правотворческим органом. Съезд должен был созываться не реже двух раз в год. Предусматривалась возможность созыва чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами высшей властью республики являлся ЦИК Белоруссии как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган. Вторая Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики была принята в апреле 1927 года на VIII Всебелорусском съезде Советов. К этому времени был образован СССР, принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиканских законов. Важнейшими нововведениями Конституции 1927 года стали определение возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, более полная регламентация их статуса и деятельности. В Конституции закреплялись конкретные «предметы ведения» верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК. Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР, хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам законотворчества. ЦИК БССР являлся законотворческим органом по широкому кругу вопросов. Центральные органы власти республики — Президиум ЦИК и Совет Народных Комиссаров также наделялись существенной компетенцией в сфере законотворческой деятельности. Президиум ЦИК в период между сессиями ЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти Белорусской Советской Социалистической Республики. СНК как центральный постоянно действующий орган власти являлся законодательно-распорядительным органом БССР. Важное значение для развития парламентаризма имела Конституция БССР 1937 года (принята 19 февраля 1937 года). Новая Конституция БССР полностью соответствовала Конституции СССР 1936 г. Верховный Совет работал в сессионном порядке и не являлся постоянно действующим органом. Сессии созывались два раз в год. Постоянно действующим высшим органом государственной власти стал Президиум Верховного Совета. В случае необходимости в период между сессиями Верховного Совета БССР его Президиум имел право внести изменения в действующее законодательство с последующим утверждением на очередной сессии Верховного Совета. В Конституции БССР 1978 года прежней осталась система органов государственной власти и управления. Высшими органами государственной власти и управления по-прежнему были Верховный Совет, функционирующий в сессионном порядке, и Президиум Верховного Совета — постоянно действующий орган представительной власти. Верховный Совет БССР — высший орган государственной власти БССР – стал «правомочен решать вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Белорусской ССР»; была определена исключительная компетенция Верховного Совета. Таким образом, Основной Закон страны 1978 года отдавал приоритет Верховному Совету над всеми остальными органами, относящимися к другим ветвям власти. II этап — постсоветский (1991 год — настоящее время). 27 июля 1990 года была принята Декларация Верховного Совета БССР «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Декларация провозгласила «полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти республики в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях». Декларация стимулировала принятие целого ряда новых законодательных актов Республики Беларусь. Многие ее идеи были включены в проекты разрабатываемых нормативных правовых актов В сложных правовых и политических условиях велась разработка Конституции Республики Беларусь, которая была принята 15 марта 1994 года. Согласно Конституции 1994 года, высшим представительным, постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти в Республике Беларусь, являлся Верховный Совет. Он состоял из 260 депутатов, которые избирались сроком на пять лет. В статье 6 Конституции было закреплено разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Конституция Республики Беларусь 1994 г. закрепила за высшим представительным органом право принимать законы, принимать и изменять Конституцию. Необходимость конституционной реформы в 1996 году была обусловлена целым рядом объективных факторов. В Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года изначально был заложен дисбаланс функций и полномочий Верховного Совета и исполнительной власти, возглавляемой Президентом Республики Беларусь. В противоречие с основополагающим принципом разделения властей, который исходит из требования равенства всех ветвей власти, Верховный Совет рассматривался в качестве органа, стоящего, прежде всего, над властью исполнительной. Таким образом, Верховный Совет по собственному усмотрению мог устанавливать, определять и изменять полномочия всех других органов. Обладая правом вносить любые изменения в Конституцию и законы, признавать законы утратившими силу, Верховный Совет Республики Беларусь фактически имел неограниченную возможность принятия решений по любому вопросу. Поэтому не случайно наиболее существенные изменения в новой редакции Конституции претерпел раздел IV, посвященный организации деятельности высших органов государства — Президента, Парламента и Правительства. Произошло существенное перераспределение полномочий между данными органами, их уточнение. Конституционная реформа 1996 года выразилась в установлении сбалансированных полномочий ветвей власти, возложении на Президента страны функций Главы государства, учреждении двухпалатного Парламента, повышении роли Правительства — Совета Министров в системе ветвей власти и усилении его ответственности за развитие экономики, за состояние дел в социально-культурной и административно-политической сфере белорусского общества. В результате внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь законодательная власть больше не находится в привилегированном положении. Парламент приобрел более совершенную структуру, которая соответствует устоявшимся стандартам парламентаризма. Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом — Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует. Единственным временным совместным органом двух палат может быть согласительная комиссия, формируемая ими на паритетной основе для преодоления разногласий между палатами по законопроекту, отклоненному Советом Республики. Высшим представительным и законодательным органом в структуре институтов власти является парламент. Представительный — это значит, что в его составе заседают, прежде всего, избираемые народом (частично назначаемые) его представители (депутаты), которые получили право от имени народа принимать законы и представлять интересы людей. Законодательный — это означает, что основная задача парламента — принятие законов. Слово «парламент» впервые появилось в Англии (parliament), хотя корень слова французский (parler — говорить), а некоторые авторы связывают его с латинским parlare — говорить, разговаривать. Представительные и законодательные органы имеют давние традиции. Они существовали еще в Древней Греции и Риме. Так, в Римской республике (510—27 гг. до н.э.) высшим органом власти считалось Народное собрание, которое избирало руководителей, принимало или отклоняло предложенные управленческие акты. В Великом княжестве Литовском основными властными структурами были «Вялiкi вольны сейм» и «Гаспадарчая рада». Первый датируемый в Западной Европе парламент — это Кортесы Кастилии (1185). Первый датируемый опыт парламентаризма в российской истории — Земский собор князя Всеволода III Большое гнездо (1211). Многие исследователи утверждают, что первый парламент в современном понимании этого слова появился в Англии в 1265 году. Образование английского парламента было компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством, средством сглаживания противоречий между этими двумя социальными группами населения. Вначале парламент лишь давал королю советы, но постепенно стал выполнять законодательные и представительные функции. Однако на роль родины самого древнего парламента претендует Исландия, жители которой, показывая несколько огромных камней, расположенных возле Рейкьявика, утверждают, что это и есть самый древний парламент под открытым небом, который до сих пор носит прежнее название — Альтинг. Там древние викинги обсуждали свои дела и принимали управленческие решения. Следует особо отметить, что законодательные структуры того времени были сословными органами. Подлинно представительными они стали только после буржуазных революций, когда в основу государственного устройства был положен принцип разделения властей, введения всеобщего избирательного права. В историческом аспекте парламенты имели огромное значение для западноевропейских стран и США. Это был главный инструмент борьбы против абсолютизма, средневековой реакции, феодальной идеологии, ценностей и идеалов уходящих классов, за национальную независимость и торжество справедливости и демократии. Парламенты бывают однопалатные и двухпалатные. Однопалатная парламентская система — это структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), исключающая их деление на палаты. Однопалатная система характерна для парламентов унитарных государств. Можно привести целый ряд примеров: · Великое национальное собрание — однопалатный парламент Турции; · Верховная рада — однопалатный законодательный орган (парламент) Украины; · Жогорку кенеш — однопалатный законодательный орган (парламент) Республики Кыргызстан; · Законодательное собрание — однопалатный парламент в Сальвадоре; Кнессет — однопалатный парламент Израиля; · Меджлис — однопалатный законодательный орган (парламент) Ирана; Народное собрание — однопалатный парламент в Болгарии и Албании; · Олий мажлис — однопалатный парламент (законодательный орган) Узбекистана; · Риксдаг — однопалатный парламент Швеции; · Собрание республики — однопалатный парламент Португалии; · Стортинг — однопалатный парламент Норвегии; · Фолькетинг — однопалатный парламент Дании; · Эдускунт — однопалатный парламент Финляндии. Двухпалатная система — структура общенациональных представительных учреждений (парламентов), при которой парламент состоит из двух палат, обладающих разной компетенцией. Нижняя палата парламента всегда избирается непосредственно населением. Верхняя палата формируется путем прямых или непрямых выборов, либо формируется по наследственному признаку. Примеры двухпалатной системы: · Национальный конгресс — двухпалатный парламент в Бразилии, Доминиканской Республике и Чили; · Конгресс США — двухпалатный парламент США; · Федеральное Собрание Российской Федерации — постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации; · Федеральное собрание — двухпалатный парламент Австрии и Швейцарии. В Беларуси парламент также состоит из двух палат. Парламент Великобритании состоит из Палаты общин и Палаты лордов, Франции — Национального собрания и Сената, конгресс США — Палаты представителей и Сената, Федеральное Собрание России — Государственной Думы и Совета Федерации, Республики Беларусь — Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах. Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия качественных, тщательно проработанных законов. Совет Республики состоит из 64 депутатов. В него избирается от каждой области и города Минска на заседаниях местных Советов базового уровня по 8 человек, 8 членов Совета назначает Президент страны. Членом Совета может быть гражданин республики, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее пяти лет. Белорусский парламент избирается на четыре года. В большинстве развитых стран парламентарии работают на профессиональной основе. Такое же положение дел и в белорусской Палате представителей Национального собрания. Правда, белорусские депутаты могут быть членами Правительства, а также заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью. В то же время член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь не может занимать пост министра. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей, члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента страны либо судьи. Руководит работой парламента председатель (в англоязычных странах — спикер), избирающийся на весь срок полномочий парламента. В Беларуси — это председатели палат. Они ведут заседания палат, представляют парламент и его палаты в отношениях с другими органами и организациями внутри страны и за ее пределами, организуют работу аппарата, контролируют расходование финансовых средств. Место, роль и полномочия парламента зависят от формы государственного правления. В парламентских республиках он формирует и контролирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т.д. В президентских республиках полномочия парламентов значительно меньше. Для более глубокого понимания роли депутатов в сфере идеологической деятельности важно рассмотреть основные функции, которые выполняют парламенты в жизни современных обществ. Основная функция парламента — законотворческая. Именно для этого и создаются парламенты. Депутаты разрабатывают, обсуждают и принимают законы, направленные на решение проблем, стоящих перед обществом. Именно в парламентах представлены и сталкиваются основные интересы различных социальных и национальных групп и территориальных общностей, на более высоком уровне проявляются политические и идеологические позиции и взгляды. Право представительства — важнейший признак современнейшего парламентаризма. Представительная функция означает, что парламент является выразителем интересов и воли всего народа, т.е. всей совокупности граждан данного государства. Очень важной функцией современных парламентов, значение которой постоянно растет, является идеологическая. С одной стороны, депутаты убеждают своих избирателей, весь народ в ценности тех или иных идей, подходов, позиций, идеалов и т.д., тех взглядов, с которыми они пришли в парламент. Кроме того, идеологическое информирование населения, целенаправленное воздействие на общественное мнение производится в каждом конкретном случае, когда необходимы существенные социально-политические изменения и закреплять их при помощи законов или подзаконных актов. Идеологическим целям служат многочисленные встречи депутатов со своими избирателями, их выступления в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и регионах. Важной функцией практически всех представительных органов является контроль за деятельностью исполнительной власти. Это делается, прежде всего, при помощи постоянного контроля за исполнением бюджета, отчетов членов правительства депутатскому корпусу, разрешением на назначения тех или иных должностных лиц. Причем следует особо отметить, что деятельность законодательной власти, хотя по форме и содержанию она является противовесом исполнительной власти, служит интересам государства и общества, препятствует неверному расходованию бюджетных средств, содействует правильности и эффективности реализации принятых законов, формированию идеологии государства. В соответствии со статьей 97 Конституции республики Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь: · рассматривает по предложению Президента, либо инициативе 150 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции; · рассматривает проекты законов о гражданстве, государственном бюджете, налогах, военную доктрину, вопросы прав, свобод и обязанностей граждан и т.д.; · назначает выборы Президента, принимает его отставку, выдвигает обвинение против него; · дает согласие на назначение Премьер-министра, заслушивает, одобряет или отклоняет его программу; · дает согласие на назначение Президентом председателей Конституционного, Верховного, Высшего хозяйственного судов, председателя и членов правления Национального банка, председателя Центральной комиссии по выборам; · избирает шесть судей Конституционного суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам; · отменяет решения местных Советов и принимает решения о их роспуске в тех случаях, когда они нарушили законодательство; · рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положений, полной или частичной мобилизации; · рассматривает обвинения против Президента, выдвинутые Палатой представителей и выносит решения о его смещении, а также иные вопросы, предусмотренные Конституцией. Любой законопроект рассматривается вначале в Палате представителей, а затем в Совете Республики. Рассматриваемые законопроекты проходят два чтения. Законопроект становится законом, если за него проголосует большинство от полного состава каждой палаты. Одобренные парламентом законопроекты становятся законом, если их подписывает Президент или не возвращает назад в течение двух недель. Законопроекты могут быть возвращены на повторное обсуждение. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, правительству, депутатам, а также гражданам в количестве не менее пятидесяти тысяч человек. Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции. Фракция (от лат. fractin — размалывание, раздробление) — организованная группа депутатов, принадлежащих к одной партии, имеющих единые профессиональные ориентиры, придерживающихся сходных политических взглядов и проводящих в парламенте единую политическую линию. Депутатские фракции практически во всех парламентах мира имеют право по всем обсуждаемым вопросам высказать свою точку зрения (причем, как правило, вне очереди), предложить свой выход из сложившегося положения, свое решение имеющихся проблем, высказать свои аргументы и доводы. Они претендуют на представительство в руководящих органах парламента. Именно фракции являются главным проводником различных идей, ценностей, идеалов. Фракционная деятельность позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок. В Верховном Совете Республики Беларусь XIII созыва было образовано пять депутатских фракций. Наиболее многочисленной была фракция «Согласие», объединяющая, как правило, беспартийных депутатов. На втором месте по численности членов была аграрная фракция, в которую вошли, прежде всего, работники аграрного сектора. Третье место занимала фракция коммунистов, все члены которой были членами Партии коммунистов Белорусской, и в которую не принимали беспартийных депутатов. Еще две фракции составляли социал-демократы и представители либерального направления развития белорусского общества. Острый политический кризис, разразившийся в 1996 году в Республике Беларусь, родился именно в стенах белорусского парламента. Его важнейшими причинами стали, прежде всего, амбиции лидеров депутатских фракций, антагонистические противоречия между их членами, стремление многих из них «засветиться» на политическом небоскребе, значительные полномочия фракционных объединений, поддержка ими различных идеологических концепций. Именно негативные аспекты деятельности депутатских фракций в Верховном Совете XIII созыва привели к тому, что депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь первого созыва прописали в Регламенте деятельности нижней палаты белорусского парламента возможность создания депутатских групп В Регламенте работы Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь отмечено, что депутаты для коллективного обсуждения и высказывания мнений по законопроектам и иным вопросам реализации предвыборных программ вправе объединяться в постоянные либо временные депутатские группы. Создание депутатской группы основывается на добровольном волеизъявлении депутатов Палаты представителей. Депутатская группа может быть создана при наличии не менее десяти депутатов Палаты представителей, желающих войти в ее состав. Депутаты Палаты представителей могут свободно входить в депутатские группы и выходить из них. Депутатские группы самостоятельно определяют порядок своей работы. Каждая депутатская группа имеет право на выступление или заявление своего представителя от имени депутатской группы при обсуждении любого вопроса на заседаниях Палаты представителей. Обсуждение вопроса на заседании Палаты представителей не может быть прекращено без предоставления слова руководителю или представителю депутатской группы, настаивающему на выступлении. Депутатская группа вправе распространять в Палате представителей подготовленные ею материалы. В то же время депутатские группы не могут от своего имени вносить законопроекты в Палату представителей, так как не являются субъектами законодательной инициативы, их руководители не входят в Совет Палаты, как это было в Верховном Совете XIII созыва. В настоящее время в белорусском парламенте 7 депутатских групп: «Единство», «Народный депутат», «Содействие экономическому развитию», «Республика», «Единая Беларусь», «Зубр», «Друзья Болгарии». «ЕДИНСТВО» Целями создания депутатской группы «Единство» являются: · укрепление авторитета власти и доверия людей государству; · демократический путь развития Беларуси; · свободная экономика и интеграция в европейские структуры; · развитие местного управления и самоуправления; · стратегия устойчивого экономического роста; · торжество закона; · поддержание связей с парламентской фракцией «Единство» для укрепления законодательства России и Беларуси. В состав группы «Единство» входят 42 депутата. Ее возглавляет депутат В.Р.Симирский. «НАРОДНЫЙ ДЕПУТАТ» Депутатская группа Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь «Народный депутат» создана с целью закрепления в процессе законодательства курса руководства Республики Беларусь на построение социально ориентированного государства. В состав депутатской группы «Народный депутат» входят депутаты, открыто выражающие поддержку Президенту Республики Беларусь. Руководитель депутатской группы — депутат В.Н.Захарченко, Основные цели депутатской группы «Народный депутат»: · создание в Беларуси общества социальной справедливости с высоким уровнем жизни и надежной социальной защитой населения; · сохранение гражданского мира и согласия в обществе; · обеспечение равных возможностей всем гражданам для свободного и полного раскрытия способностей и дарований личности; · дальнейшее развитие и укрепление отношений Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках создания Союзного государства. Задачи депутатской группы «Народный депутат»: · укрепление единства власти и народа; · налаживание конструктивных, деловых отношений депутатской группы с органами исполнительной власти для реализации целей группы; · создание в процессе законодательства законодательной базы для достойной жизни людей и повышения роли органов местного самоуправления; · налаживание и укрепление взаимоотношений с прогрессивными государственными и общественными структурами Российской Федерации, поддерживающими идею создания Союзного государства. В состав группы входят 20 депутатов.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |