Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования

План

1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз. Government relations (GR) в структуре государственных PR.

2. Сущность и функции лоббирования. Правовые основы, позитивные и негативные последствия лоббирования.

3. Содержание и основные методы лоббирования интересов бизнеса.

1. Сущность и функции государственных паблик рилейшнз.
Government relations (GR) в структуре государственных PR

В современных условиях перехода Украины к рыночному, демократическому, гражданскому обществу возникает проблема внедрения совершенно новых отношений в связке «власть-народ», становления в этом поле отношений социального партнерства, а, следовательно, усиления роли третьей (после политических и бизнесовых PR) области функционирования паблик рилейшнз, а именно: государственных PR.

Основная посылка, из которых исходит значимость государственных паблик рилейшнз, коренное изменение функций современного демократического государства (подобные функции в Украине все более апробируются и реализуются в ходе проводимых политической и административной реформ). Важнейшей из подобных функций для управленческих структур, особенно на региональном уровне, становится функция обслуживания населения, предоставления ему самых разнообразных социальных услуг. Следовательно, государственные органы и органы местного самоуправления должны сегодня:

- хорошо знать потребности и интересы населения; постоянно изучать эти потребности;

- постоянно решать возникающие социальные проблемы;

- устанавливать четкие коммуникационные связи с населением, в том числе постоянно информировать его о различных сторонах своей деятельности, решении проблем, поставленных населением.

Именно поэтому в современных условиях все более важными и существенными становятся государственные паблик рилейшнз. Они выступают как своеобразный инструмент переговоров, благодаря которому те, кем правят, ставят требования перед теми, кто правит. А последние в свою очередь популяризируют свою деятельность, собственные действия среди тех, кем правят, постоянно и полно информируя население, различные группы общественности.

Подобный диалого-паритетный тип связей между органами власти и населением могут осуществлять (и уже достаточно широко осуществляют в Украине) разнообразные подразделения, которые носят следующие наименования: «пресс-служба», «информационно-аналитическая служба», «департамент по связям с общественностью», «пресс-офицер» (к примеру, в органах МВД) и т.п. Главное: все эти службы (в этом суть государственных PR) должны использоваться в качестве механизма учета и согласования интересов власти и общественности и не должны быть средством одностороннего воздействия власти на население.

Основными функциями служб государственных PR выступают следующие:

· распространение информации среди населения, а именно: оперативное и полное информирование граждан о деятельности органа государственного управления и местного самоуправления; распространение официальных сообщений, заявлений; подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов, авторов решений, которые принимает госорган, и др.;

· аккредитация представителей средств массовой информации и оказание содействия аккредитованным журналистами, выполняющим задания по подготовке публикаций;

· подготовка специальных материалов для СМИ: пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров, тематических информационных спецвыпусков; подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, пресс-туров, встреч с журналистами представителей органов управления;

· мониторинг прессы, СМИ, в частности детальный анализ публикаций газет, радио- и телеинформации, касающихся деятельности соответствующих органов власти; определение уровня достоверности публикуемых материалов, при необходимости – подготовка разъяснительных писем или опровержений;

· самостоятельное или с привлечением специализированных организаций изучение общественного мнения населения, различных групп общественности.

В настоящее время в Украине служб государственных паблик рилейшнз функционирует все больше: от служб при Секретариате Президента Украины и Верховной Рады до подразделений в ряде городских и районных органов местного самоуправления. В то же время в ряде случаев подобные подразделения не создаются по следующим причинам: недоверие руководителей государ­ствен­ных органов к PR как к некоей неконкретной сфере деятельности, требу­ющей дополнительного финансирования; уверенность подобных руково­дителей, что связи с общественностью – это их собственная прерогатива, а также боязнь привлечения внимания общественности к спорным или нерешаемым проблемам.

В последние годы начали развиваться такая область государственных PR, как government relations (GR). По сути подобные GR представляют собой рынок взаимодействия бизнеса с властью и цивилизованного лоббирования. Все дело здесь в том, что в структуре государственных PR бизнес выступает как весьма специфичный социальный институт и группа общественности. Бизнес-структуры связаны с органами государственной власти на всех основных этапах своего становления, функционирования и развития: от планирования и организации товародвижения до окончательно реализации товаров и услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Это касается: оформления лицензий, акцизов и сертификатов соответствия и качества; подготовки сопроводительной документации и растаможивания грузов; налогообложения; выполнения экспедиторских и бухгалтерских функций, операций и многого другого.

Следовательно, между госорганами и бизнесовыми структурами существуют постоянные и тесные контакты. Эти контакты и должны формироваться не на основе коррупции, а на основе отношений взаимопонимания и заинтересованности. Последние же, в свою очередь, осуществляются не в безвоздушном пространстве и требуют соответствующего оформления, которое сегодня называют нередко «цивилизованным лоббированием». Соответствующие проблемы и решаются в настоящее время специалистами (организациями, отдельными консультантами) в области GR.

Лоббизм (от англ. lobby – кулуары коридор) – особая система и практика реализации интересов отдельных организаций, предприятий, компаний, различных групп общественности, которая основывается на целенаправленном влиянии на законодательные и испольнительные органы государственной власти. При этом, в отличие от постоянных и легитимных каналов влияния на подобные органы политических партий, местных органов власти, общественных организаций и т.п., лоббизму присущи две особенности.

Во-первых, такое влияние осуществляется со стороны практически законодательно не оформленных институтов («групп интересов», «групп влияния», «групп давления»). Во-вторых, отношения, которые устанавливаются между властью и корпорацией, фирмой (или другим субъектом, который оказывает влияние), не являются постоянными и обязательными.

Само слово «лобби» в XVI веке означало территорию в монастыре, которая была предназначена для прогулок; позднее – так стали называть кулуары английского парламента. В XIX веке тот термин приобрел политическое звучание, когда под лоббированием стали понимать «скрытое влияние» на политика. Непосредственно начало лоббизма связывают с героем гражданской войны в Соединенных Штатах Америки президентом У.С. Грантом, который в период отдыха со своей командой в одной из гостиниц, между прочим, принимал «заявки» от клиентов на решение тех или иных проблем в органах власти.

На явление лоббизма существует несколько точек зрения. Одна из них (присущая: кстати говоря, множеству украинских политиков, особенно – коммунистов), исходит из следующего: лоббизм – это механизм «давления» на органы власти, который чаще всего приводит к различным нарушениям, коррупции и т.п.

Другая точка зрения (и, думается, справедливая) исходит из следующего. Поскольку не все регионы, партии, организации, этнические группы и, главное, бизнес-группы, представлены в органах власти и имеют возможность влиять на принятие тех или иных решений, необходимо найти механизмы, с помощью которых эти институты, группы и организации, их интересы могут быть представлены и учтены.

Именно одним из подобных механизмов и выступает лоббизм. Он, в частности, реализует такие позитивные функции, как приведение в соответствие реальной и фактической власти; осуществление функции посредничества между властью и отдельными организациями, бизнес-группами; обеспечение гласности законодательной власти (к примеру, американские сенаторы считают, что в условиях огромного спектра интересов различных групп населения и компаний они без лоббизма попросту не могли бы эффективно функционировать).

Имеются ли у лоббизма негативные последствия, функции? В том виде, в котором он осуществляется в странах, где законодательно не урегулирован, безусловно. В истории лоббизма огромное число примеров, когда он приводил к негативным последствиям, в частности, к «проталкиванию» в парламенте законопроектов, которые выгодны только определенным группам бизнеса или слоям населения.

Но в данном случае речь идет исключительно о нецивилизованном лоббизме, лоббизме в ситуации, когда не принято и не действует соответствующее законодательство. К чему это приводит на практике? Сегодня в Украине поднято большое число дел по реприватизации крупнейших предприятий, которые за бесценок были «отданы» некоторым бизнес-группам именно в ситуации отсутствия цивилизованного лоббирования, когда интересы других бизнес-групп в принципе не могли быть пролоббированы.

Таким образом, реально встает проблема законодательного урегулирования лоббизма, лоббистской деятельности. Наилучший пример в этом плане дают США, где лоббизм узаконен как социальный институт. Уже в 1946 г. здесь был принят закон о лоббистской деятельности, который регламентировал практически все ее аспекты. Лоббисты и лоббистские организации официально регистрируются; заявляют о тех компаниях, интересы которых представляют, лоббируют; платят налоги. Законодательство о лоббировании постоянно совершенствуется. К примеру, в 1996 г. Б. Клинтон подписал акт про открытое лоббирование, который четко устанавливает тех лиц, которые считаются лоббистами (к примеру, осуществление одного лоббистского контакта не считается лоббированием).

Что касается Украины, то закон о лоббировании давно разработан и передан в парламент, однако, до сего времени из-за противодействия в первую очередь коммунистов даже не рассматривается. Результатом этого является широчайшее распространение в стране скрытого, криминального лоббирования, фактически – коррупции. Таким образом, как это не покажется странным, именно цивилизованное лоббирование, в процессе которых могут быть четко представлены, пролоббированы интересы, к примеру, всех бизнес-групп, заинтересованных в приватизации определенного объекта, выступает как важнейший заслон коррупции.

Лоббированием в развитых демократических странах занимаются специальные организации и лица. Так, в США по разным подсчетам работают несколько десятков тысяч лоббистов, в частности, на компанию Форда работает команда лоббистов из 40 человек. Статус лоббистов во всех странах следующий. Это, во-первых, так называемые, «первые лица», занимающие серьезные позиции в органах власти и имеющие возможность пролоббировать интересы кампании. Во-вторых, лоббисты – «региональные лидеры», которые успешно лоббируют различные региональные проекты. Наконец, в-третьих, лоббисты – «профес­сионалы»: чаще всего – это народные депутаты и лица, которые ушли в отставку с крупных государственных постов и сохранили необходимые для лоббирования связи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
III. Причины девиантного поведения | Тема: События в Delphi
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.