КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общая характеристика законодательства об охране растительного мира
Общая характеристика законодательства об охране растительного мира. Виды природных растительных ресурсов и правовое обеспечение государственного управления и контроля в области их охраны. Правовое регулирование охраны и воспроизводства природных растительных ресурсов. Особенности правовой охраны зелёных насаждений в населённых пунктах. Юридическая ответственность за нарушения требований законодательства об охране растительного мира Постановка вопросов. ТЕМА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА ЛЕКЦИЯ 11.
Законодательство прошлого периода подразделяло растительный мир на лесную растительность и дикую растительность вне лесов. При этом определяющим являлось лесное законодательство, положения которого в ряде случаев распространялось и на правовой режим использования и охраны растительности вне лесов. Безусловно, и лесная растительность, и дикорастущая растительность вне лесов в их естественном состоянии как природные объекты составляют единый растительный мир. Однако общественные отношения по поводу использования и охраны лесной растительности и дикого растительного мира вне лесов регулируются разными законодательными актами. Так, отношения связанные с использованием и охраной лесов регулируются Лесным кодексом Украины[1], а использование и охрана дикой растительности – законодательством о растительном мире вне лесов. Такая дифференциация между лесным и флороохранным законодательством значительно углубилась в связи с принятием Закона «О растительном мире»[2]. Более того, ст. 4 указанного Закона к растительному миру относит и лесные ресурсы государственного значения. Из этого следует, что в современных условиях наметилась тенденция смены приоритетности лесного законодательства на преобладание флороохранного законодательства. Так или иначе, в юридическом смысле лесные объекты и объекты растительного мира являются различными природными объектами, подлежащими правовой охране. Особенностями регулирования отношений в сфере охраны и воспроизводства растительного мира является то, что они регулируются не только Законом «О растительном мире». Так, в согласно положениям ст. 1 Закона, они регулируются Лесным кодексом, законами «Об охране окружающей природной среды», «О природно-заповедном фонде Украины» и другими нормативно-правовыми актами. В связи с этим возникает вопрос о соотношении содержания специального закона в регулировании отношений в сфере охраны и воспроизводства растительного мира с другими законодательными актами, в целом предназначенными для регулирования иных природоресурсовых и природоохранных отношений. Что же касается регулирования отношений в сфере охраны и воспроизводства культурных растений и многолетних насаждений сельскохозяйственного назначения, садоводства или огородничества, то на них Закон «О растительном мире» не распространяется. Следовательно, культурные растения, выращиваемые в результате трудовой деятельности для реализации или потребления, являются имуществом и не относятся к объектам растительного мира. Отношения по поводу использования и охраны этих растений регулируются соответственно аграрным и гражданским законодательством. В ст. 3 Закона растительный мир определяется как совокупность всех видов растений, а также грибов и образованных ими группировок на территории государства, включающей территории земной суши и водного пространства, а также континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. При этом законодатель выделяет дикорастущие растения, к которым относятся растения, естественно произрастающие на определенной территории и природные растительные группировки, составляющие совокупность видов растений произрастающих в пределах определённых участков и находящихся в тесном взаимодействии, как между собой, так и с условиями окружающей среды. Из этого следует, что растительному миру относятся только дикие растения, экологически связанные с естественной природной средой. Таким образом, растительный мир представляет собой совокупность диких наземных и водных растений, произрастающих в состоянии естественной свободы на территории государства, а также в пределах его континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Вместе с тем, действующее законодательство выделяет объекты растительного мира и природные растительные ресурсы. К объектам растительного мира относятся дикорастущие и другие несельскохозяйственного назначения сосудистые растения, мохообразные, водоросли, лишайники, а также грибы на всех стадиях развития и образованные ими природные группировки. Природные растительные ресурсы – это объекты растительного мира, которые используются или могут быть использованы населением, для нужд производства и иных потребностей. Выделение объектов растительного мира и природных растительных ресурсов имеет важное значения для выполнения законодательных задач по регулированию использования и охраны дикорастущих и других несельскохозяйственных растений, а также мест произрастания объектов растительного мира. Они отражены в требованиях, предъявляемых к использованию, охране и воспроизводству объектов растительного мира. Так, согласно ст. 5 Закона, при осуществлении деятельности, воздействующей на состояние растительного мира, необходимо соблюдать следующие основные требования: сохранять природное пространственное, видовое, популяционное и ценотическое разнообразие объектов растительного мира; оберегать условия местопроизрастания дикорастущих растений и природных растительных группировок; обеспечивать научно обоснованное, неистощающее использование природных растительных ресурсов; осуществлять мероприятия по предупреждению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на растительный мир и воспроизводство объектов растительного мира; охранять объекты растительного мира от пожаров и защищать от вредителей и болезней; регулировать распространение и численность дикорастущих растений и использовать их запасов с учетом интересов охраны здоровья населения. Эти и другие требования законодательства учитываются при разработке и утверждении общегосударственных и региональных программ охраны и воспроизводства объектов и ресурсов растительного мира.
2. Виды природных растительных ресурсов и правовое обеспечение государственного управления и контроля в области их охраны В отличие от других законодательных актов, предусматривающих видовое обозначение природных объектов, Законом «О растительном мире» не выделяет конкретные объекты растительного мира. В нём предусматривается такие критерии как природные растительные ресурсы. Так, в соответствии со ст. 4 Закона, природные растительные ресурсы по своей экологической, хозяйственной, научной, оздоровительной, рекреационной ценности и иным признакам подразделяются на природные растительные ресурсы общегосударственного и местного значения. К природным растительным ресурсам общегосударственного значения относятся объекты растительного мира в пределах: природных и биосферных заповедников, национальных природных парков, заказников, памятников природы, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения; внутренних морских вод и территориального моря, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны Украины; поверхностных вод (озер, водохранилищ, рек, каналов), расположенных и используемых на территории более чем одной области, а также их притоков всех порядков; природных и биосферных заповедников, национальных природных парков, а также заказников, памятников природы, ботанических садов, дендрологических парков, зоологических парков, парков-памятников садово-паркового искусства общегосударственного значения; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения сосудистые растения, мохообразные, водоросли, лишайники, а также грибы, виды которых занесены в Красную книгу Украины; редкие и находящиеся под угрозой исчезновения и типовые природные растительные группировки, занесенные в Зеленую книгу Украины. К природным растительным ресурсам местного значения относятся дикорастущие и другие несельскохозяйственные растения, мохообразные водоросли, лишайники, а также грибы, не отнесенные к природным растительным ресурсам общегосударственного значения. Следовательно, виды природных растительных ресурсов местного значения определяются посредством их исключения из состава природных растительных ресурсов общегосударственного значения, т.е. путём выявления их не включенности в растительные ресурсы общегосударственного значения. Государственное управление в области охраны ивоспроизводства природных растительных ресурсов зависит от подразделения их на ресурсы общегосударственного и местного значения. Управление в сфере охраны растительных ресурсов осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти. В свою очередь они подразделяются на управленческие органы общей и специальной компетенции. Общее государственное управление в сфере использования, охраны и воспроизводства растительного мира осуществляют Кабинет Министров Украины. Специально уполномоченным центральным орган исполнительной власти является Министерство природных ресурсов и экологии Украины. Местными органами управления в области охраны растительного мира общей компетенции являются исполнительные комитеты Советов народных депутатов и органы местного самоуправления. Функции специально уполномоченных управленческих органов на местах выполняют местные органы Минэкоресурсов. К ним относятся управления экоресурсов, создаваемые в областях и соответствующие отделы, действующие в городах и районах. Местные органы управления в области использования и охраны растительного мира тесно взаимодействуют с центральными органами исполнительной власти и их специально созданными органами на местах в соответствии с их компетенцией. Действующее флороохранное законодательство предоставляет определённые управленческие права гражданам и их объединениям в сфере использования, охраны и воспроизводства растительного мира. Так, в согласно ст. 7 Закона, граждане и их объединения в соответствии с законодательством имеют право принимать участие в рассмотрении центральными и местными органами исполнительной власти, и органами местного самоуправления вопросов, связанных с использованием, охраной и воспроизводством растительного мира, содействовать этим органам в осуществлении мероприятий по неистощительному использованию объектов растительного мира, а также инициировать проведение соответствующих мероприятий по их рациональному использованию, эффективной охране и своевременному воспроизводству. Близкими по своему содержанию к управленческим функциям является осуществление контроля, а также ведение учета, кадастра и мониторинга растительного мира в области использования, охраны и воспроизводства растительного мира. Если осуществление контрольных функций государственными органами и общественными организациями обеспечивают рациональное использование и эффективную охрану природных растительных ресурсов, то ведение их учета, кадастра и мониторинга предоставляют этим органам систему достоверных сведений о количественных и качественных характеристиках объектов растительного мира. Государственный контроль в области использования, охраны и воспроизводства растительного мира осуществляется Кабинетом Министров Украины, специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и его органами на местах, местными государственными администрациями, другими специально уполномоченными на это органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством. Общественный контроль в области использования, охраны и воспроизводства растительного мира осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей природной среды. Полномочия общественных инспекторов, осуществляющих контроль за охраной растительного мира, определяются Законом «Об охране окружающей природной среды» и специальным Положением, утверждаемым Министерством экологии и природных ресурсов. Государственный кадастр растительного мира ведутся в целях учета количественных, качественных и иных характеристик природных растительных ресурсов, объема, характера и режима их использования, а также для осуществления систематического контроля за качественными и количественными изменениями в растительном мире и для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, собственников и пользователей, в том числе арендаторов земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира, сведениями о состоянии растительного мира. Государственный кадастр растительного мира содержат систему сведений и документов о распределении объектов растительного мира между собственниками и пользователями земельных участков, количественных и качественных характеристиках народнохозяйственной и научной ценности растительных ресурсов, делении природных растительных группировок на категории, экономической оценке технических, кормовых, лечебных, пищевых и иных свойств природных растительных ресурсов и другие данные о растительных природных ресурсах, необходимые для обеспечения их эффективной охраны и организации воспроизводства. Условия и порядок ведения государственного учета и кадастра растительного мира определяется Кабинетом Министров Украины. Государственный мониторинг растительного мира представляет собой сбор, обработку, сохранение и анализ информации о состоянии объектов растительного мира и природных растительных ресурсов с целью прогнозирования их изменений и разработки научно обоснованных рекомендаций для принятия эффективных управленческих решений в области охраны и воспроизводства растительного мира. Мониторинг растительного мира является составной частью государственного мониторинга окружающей природной среды и осуществляется в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |