Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование охраны и воспроизводства природных растительных ресурсов




В соответствии со ст. 8 Закона, использование природных растительных ресурсов осуществляется в порядке общего или специального пользования. В порядке общего использования природных растительных ресурсов граждане могут собирать лекарственное и техническое сырье, цветы, ягоды, плоды, грибы и другие пищевые продукты для удовлетворения собственных потребностей, а также использовать эти ресурсы в рекреационных, оздоровительных, культурно-образовательных и воспитательных целях. Общее использование природных растительных ресурсов осуществляется гражданами с соблюдением правил, утверждаемых центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, без предоставления разрешений.

Сбор в порядке общего использования дикорастущих растений, отнесенных к перечню наркотикосодержащих растений, их плодов, семян, пожнивных остатков, отходов сырья, а также торговля лекарственными и декоративными видами растений и их частями (корни, стебли, плоды и т.п.), собранными в порядке общего использования природных растительных ресурсов, запрещается.

Общее использование природных растительных ресурсов в случае их истощения, резкого уменьшения популяционного и ценотического разнообразия и т.п. может быть ограничено местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды и другими специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.

Специальное использование природных растительных ресурсов осуществляется в разрешительном порядке юридическими или физическими лицами для удовлетворения их производственных и научных потребностей, а также с целью получения прибыли от реализации этих ресурсов или продуктов их переработки. При условии соблюдения требований законодательства по разрешениям могут осуществляться следующие виды специального использования природных растительных ресурсов: сбор лекарственных растений; заготовка древесины во время рубок главного пользования; заготовка живицы; заготовка коры, дуба, древесной зелени, древесных соков и т.п.; сбор цветов, ягод, плодов, орехов, семян, грибов, лесной подстилки, камыша и т.п.; заготовка сена; выпас скота. Действующим законодательством могут предусматриваться и другие виды специального использования природных растительных ресурсов.

Специальное использование природных растительных ресурсов общегосударственного значения осуществляется по разрешениям, которые выдаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Специальное использование природных растительных ресурсов местного значения осуществляется по разрешениям, которые выдаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. Заготовка древесины во время рубок главного пользования, сбор живицы на земельных участках лесного фонда и другие виды специального использования растительных ресурсов на земельных участках лесного фонда осуществляются в порядке, устанавливаемым Законом «О растительном мире», Лесным кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

Не требуется разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов: собственникам земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира, кроме тех, которые занесены в Красную книгу Украины и Зеленую книгу Украины; пользователям, в том числе арендаторам земельных участков, предоставленных им для целевого назначения (ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота), за исключением использования ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников, а также грибов, виды которых занесены в Красную книгу, и природных растительных группировок, занесенных в Зеленую книгу.

Форма разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов устанавливается Кабинетом Министров Украины. Выдача разрешений на специальное использование природных растительных ресурсов осуществляется в пределах лимитов их использования. Лимиты специального использования природных растительных ресурсов общегосударственного значения устанавливаются на основании научно обоснованных нормативов специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Порядок установления лимитов специального использования природных растительных ресурсов общегосударственного значения утверждается Кабинетом Министров Украины. Порядок установления лимитов специального использования природных растительных ресурсов местного значения определяется органами местного самоуправления по представлению специально уполномоченных местных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Общее использование природных растительных ресурсов осуществляется бесплатно. Специальное использование природных растительных ресурсов является платным. Размер сбора за специальное использование природных растительных ресурсов определяется с учетом природных запасов, территориального распространения, экономической ценности и возможности воспроизводства продуктивности этих ресурсов.

От сборов за специальное использование природных растительных ресурсов освобождаются: научно-исследовательские учреждения, учебные и образовательные заведения, которые проводят научные исследования объектов растительного мира с целью их неистощающего использования, охраны и воспроизводства, за исключением использования ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных, водорослей, лишайников, а также грибов, виды которых занесены в Красную книгу Украины, и природных растительных группировок, занесенных в Зеленую книгу Украины; собственники земельных участков; пользователи, в том числе арендаторы земельных участков, за исключением использования ими дикорастущих сосудистых растений, мохообразных водорослей, лишайников, а также грибов, виды которых занесены в Красную книгу Украины, и природных растительных группировок, занесенных в Зеленую книгу Украины, для удовлетворения природными растительными ресурсами собственных потребностей без права их реализации.

Условия и порядок определения сборов, и нормативы платы за специальное использование природных растительных ресурсов устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Сборы за специальное использование природных растительных ресурсов общегосударственного значения зачисляются в соответствующие бюджеты согласно требованиям действующего законодательства. Сборы за специальное использование природных растительных ресурсов местного значения зачисляются в полном размере в соответствующие местные бюджеты.

Использование природных растительных ресурсов при условии соблюдения установленных требований может осуществляться в природоохранных, рекреационных, оздоровительных, учебно-просветительских, культурно-воспитательных, научно-исследовательских и хозяйственных целях: для обеспечения потребностей населения и производства в техническом, лекарственном, пряно-ароматическом, пищевом сырье из дикорастущих растений; для выпаса скота, для обеспечения других нужд животноводства; для нужд пчеловодства; для нужд охотничьего и рыбного хозяйства. Природные растительные ресурсы могут использоваться с хозяйственной целью и для иных потребностей, предусмотренных действующим законодательством.

Использование природных растительных ресурсов в природоохранных, рекреационных, оздоровительных, учебно-просветительских и культурно-воспитательных целях осуществляется в порядке общего пользования. Для проведения научно-исследовательских работ, связанных с использованием природных растительных ресурсов, в установленном земельным законодательством порядке могут определяться специальные земельные участки, на которых произрастают объекты растительного мира.

Правила использования природных растительных ресурсов с научно-исследовательской целью утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. В случае выявления нарушения законодательства о растительном мире и использования природных растительных ресурсов не с научно-исследовательской целью в установленном законодательством порядке может быть принято решение об ограничении или запрещении использования природных растительных ресурсов.

Промышленный сбор технического, лекарственного, пряно-ароматического, пищевого сырья из дикорастущих растений производится с учетом принципов неистощения природных растительных ресурсов, сохранения благоприятных условий для жизни диких животных и охраны окружающей среды. Закупка лекарственного и технического сырья из дикорастущих растений у юридических или физических лиц осуществляется при наличии у них разрешений на специальное использование природных растительных ресурсов.

Сбор технического, лекарственного, пряно-ароматического, пищевого сырья из дикорастущих растений осуществляется в соответствии с Правилами, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Реализация лекарственного и технического сырья дикорастущих растений юридическими или физическими лицами, не имеющими разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов, запрещается.

Использование природных растительных ресурсов для выпаса скота и обеспечения других нужд животноводства осуществляется на земельных участках, которые определяются в установленном земельным законодательством порядке. Использование природных растительных ресурсов для выпаса скота и обеспечения других нужд животноводства запрещается, если это может повлечь деградацию земель, занятых объектами растительного мира, или препятствует их природному воспроизводству.

Использование природных растительных ресурсов для нужд пчеловодства осуществляется бесплатно, и без получения разрешения на специальное использование природных растительных ресурсов путём размещения пасек на соответствующих земельных участках по согласованию с землепользователями, в том числе арендаторами такого участка. Не смотря на то, что использование растительных ресурсов для нужд пчеловодства не требуется специального разрешения, тем не менее, он отнесен к специальным видам пользования растительным миром.

Использование природных растительных ресурсов для нужд охотничьего и рыбного хозяйства осуществляется с учётом требований Закона «О растительном мире», а также земельного и водного законодательства и нормативно-правовых актов по вопросам ведения охотничьего и рыбного хозяйства. Юридические и физические лица, осуществляющие ведение охотничьего и рыбного хозяйства, обязаны осуществлять мероприятия по охране природных растительных группировок на территориях закреплённых за ними охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоёмов.

Действующее законодательство предъявляет определённые требования не только к отдельным видам использования природных растительных ресурсов, но и предусматривает меры по регулированию распространения и численности отдельных видов дикорастущих растений. Так, согласно ст. 22 Закона, в целях охраны здоровья населения, предупреждения заболевания животных и причинения убытков растительному миру, хозяйствующим субъектам могут осуществляться мероприятия, направленные на регулирование распространения и численности отдельных видов дикорастущих растений (ядовитых, наркотикосодержащих, карантинных и т.п.). Эти мероприятия не должны причинять ущерб другим объектам растительного и животного мира. Перечень дикорастущих видов растений, распространение и численность которых подлежат регулированию, а также порядок осуществления соответствующих мероприятий по регулированию их распространения и численности определяются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды по согласованию с соответствующими центральными органами исполнительной власти.

Использование природных растительных ресурсов, которые находятся на земельных участках, подвергшихся радиоактивному загрязнению осуществляется в порядке, установленном Законом "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы", Законом «О растительном мире» и другими нормативно-правовыми актами. В частности Законом "О правовом режиме территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской катастрофы" предусмотрен целый ряд ограничений по использованию природных ресурсов растительного мира.

Охрана растительного мира в обновлённом украинском флороохранном законодательстве занимает приоритетное место. Она предусматривает мероприятия, направленные на сохранение пространственного, видового, пуляционного и ценотического разнообразия и целостности объектов растительного мира, охрану условий их местопроизрастания, сохранение от уничтожения, повреждения и защиту от вредителей и болезней, а также на их неистощающее использование. Охрана растительного мира осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, собственниками и пользователями земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира и также пользователями природных растительных ресурсов.

Охрана растительного мира обеспечивается: установлением правил и норм использования, охраны и воспроизводства объектов растительного мира; запрещением и ограничением использования природных растительных ресурсов в случае необходимости; проведением экологической экспертизы и других мероприятий с целью предупреждения гибели объектов растительного мира в результате хозяйственной деятельности; защитой земель, занятых объектами растительного мира от эрозии, селей, подтопления, затопления, заболачивания, засоления, высушивания, уплотнения, засорения, загрязнения промышленными и бытовыми отходами и стоками, химическими и радиоактивными веществами и от иного неблагоприятного воздействия; созданием и объявлением территорий и объектов природно-заповедного фонда; организацией научных исследований, направленных на обеспечение осуществления мероприятий по охране и воспроизводству объектов растительного мира; развитием системы информирования об объектах растительного мира и воспитанием у граждан бережного отношения к ним; созданием системы государственного учета и осуществлением государственного контроля за использованием, охраной и воспроизводством растительного мира; занесением редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений в Красную книгу Украины, редких и находящихся под угрозой исчезновения и типовых природных растительных группировок - в Зеленую книгу Украины; установлением юридической ответственности за нарушение условий охраны и порядка использования природных растительных ресурсов; осуществлением иных мероприятий и установлением законодательством других требований по охране растительного мира.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, деятельность которых связана с размещением, проектированием, реконструкцией, застройкой населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, а также вводом их в эксплуатацию, обязаны предусматривать и осуществлять мероприятия по сохранению условий местопроизрастания объектов растительного мира. Строительство, ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов и применение технологий, вызывающих нарушение состояния и условий местопроизрастания объектов растительного мира, засорение и загрязнение химическими и другими токсичными веществами территорий, занятых ими, а также выжигание сухой природной растительности или ее остатков без разрешения органов государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, запрещается.

Редкие растения и растения находящиеся под угрозой исчезновения должны быть пересажены с территорий, отведенных под застройку населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, строительство дорог, трубопроводов линий электропередачи и связи, а также с земель, подлежащих затоплению, на участки с однотипными условиями местопроизрастания. Пересаживать такие растения обязаны юридические или физические лица, осуществляющие эту застройку.

При проведении экологической экспертизы проектов развития и схем размещения продуктивных сил, генеральных планов развития населенных пунктов, схем районного планирования и иной документации, а также расчетов, проектов строительства и реконструкции, расширения и технического переоснащения предприятий, сооружений и других объектов, внедрении новой техники, технологии должно учитываться их воздействие на состояние растительного мира и условия его местопроизрастания. При разработке и установлении экологических нормативов должны учитываться требования по охране объектов растительного мира, предусмотренные законодательством.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений произрастающих в природных условиях на территории Украины, в пределах её территориальных вод, континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, подлежат особой охране и заносятся в Красную книгу Украины. Виды растений, которые не занесены в Красную книгу Украины, но являются редкими или находящимися под угрозой исчезновения на территории областей и городов, могут заноситься в Перечень видов растений, подлежащих особой охране на этих территориях. Перечень и Положение о нем утверждаются Верховной Радой, областными и городскими Советами народных депутатов.

Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения и типовые природные растительные группировки подлежат охране на всей территории Украины и заносятся в Зеленую книгу Украины. Порядок ведения Зеленой книги определяется Положением[3] о ней. Ввоз в Украину и вывоз за ее пределы объектов растительного мира осуществляются по правилам, устанавливаемым специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Воспроизводство природных растительных ресурсов и объектов растительного мира занимает особое место в действующем флороохранном законодательстве. Так, согласно ст. 23 Закона, воспроизводство природный растительных ресурсов осуществляется собственниками и пользователями, в том числе арендаторами земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира. Воспроизводство природных растительных ресурсов обеспечивается: содействием природному восстановлению растительного покрова; искусственным восстановлением природных растительных ресурсов; предупреждением нежелательных изменений природных растительных группировок и отрицательного воздействия на них хозяйственной деятельности; временным приостановлением хозяйственной деятельности с целью создания условий для восстановления деградированных природных растительных группировок. Объемы работ по воспроизводству природных растительных ресурсов и способы их проведения определяются проектами, утверждаемыми специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Работы, связанные с воспроизводством растительных ресурсов, осуществляются способами, которые обеспечивают их воспроизводство в кратчайшие сроки и не противоречат действующему законодательству и не причиняют ущерб здоровью человека и окружающей природной среде. Правила воспроизводства природных растительных ресурсов утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

Особое внимание современное украинское законодательство уделяет интродукции, акклиматизации и селекции растений, а также созданию и сохранению ботанических коллекции растительного мира. В соответствии со ст. 33 Закона, переселение отдельных видов растений в местности, где они ранее не произрастали (интродукция) и акклиматизация новых для флоры Украины видов растений осуществляются юридическими или физическими лицами по разрешению специально уполномоченных местных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, которое выдается на основании заключений научных учреждений и организаций, а также государственной службы по карантину растений.

Требования по проведению интродукции и акклиматизации дикорастущих растений определяется Положением об интродукции и акклиматизации растений, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды по согласованию с Национальной академией наук и Главной государственный инспектор по карантину растений Украины. Самовольное проведение интродукции и акклиматизации дикорастущих растений запрещается. Вопросы селекции дикорастущих растений регулируются специальным законодательством. Селекция дикорастущих растений в природных условиях и интродукция растений, к которым были применены селекционные методы, осуществляются по разрешениям специально уполномоченных на это органов исполнительной власти.

Ботанические коллекции (коллекции ботанических садов, дендрариев, дендрапарков, оранжерей, а также гербарии, банки семян и иные виды ботанических коллекций), имеющие научную, культурно-образовательную, учебно-воспитательную и другую государственную ценность, подлежат государственному учёту. Правила создания, пополнения, хранения, государственного учета, а также использования, торговли, ввоза, пересылки и вывоза за пределы Украины ботанических коллекций и их объектов утверждаются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды по согласованию с Главной государственной инспекцией по карантину растений, Государственной таможенной службой и другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти, а также Национальной академией наук.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.