КАТЕГОРИИ:
Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)
|
Основные характеристики модели социально-рыночной экономики
Определение переходов и размеров для поковок 6 группы
Поковки 6 группы изготовляются комбинированным способом. Первоначально на молоте или прессе с последующим приданием окончательной формы и размеров на ГКМ или наоборот.
Определение размеров заготовки и переходов штамповки производится по отдельным элементам поковки, соответствующим тому или иному технологическому процессу и оборудованию. · обеспечение полной занятости населения;
· социальная безопасность, социальная справедливость и социальный прогресс (путем проведения государством мероприятий по перераспределению в форме оказания социальной помощи, социальных пенсий и уравнивающих платежей, субсидий, дотаций, прогрессивной шкалы подоходного налога и т. д., через систему социального обеспечения: пенсионное, медицинское страхование, страхование по безработице и по уходу, от несчастного случая; через трудовое и социальное законодательство);
· частная собственность на средства производства и свободное ценообразование;
· создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции (например, путем антимонопольного законодательства, законов против недобросовестной конкуренции);
· сознательная политика укрепления конъюнктуры экономического роста;
· политика стабильной валюты (в том числе через независимый эмиссионный банк);
· свобода внешней торговли, свободный валютный обмен;
Введение
Рыночная экономика невозможна без существования рынка труда, основным
результатом функционирования которого является формирование определенного
уровня и структуры занятости населения и безработицы.
Долгие годы в Советском Союзе официально не признавалось существование
безработицы, она была присуща лишь капиталистическому обществу, являясь
одним из основных аргументов идеологической войны. Однако в последнее время
с началом трансформации экономической системы безработица пришла и в нашу
страну, набирая постепенно все большие масштабы. Поэтому снижение
безработицы стало одной из главных проблем, с которой столкнулось
общество. Как избежать безработицы? Как смягчить ее удары? От решения этих
вопросов зависят социальные мир и благополучие. От них зависит материальная
и моральная устойчивость человека, возможность его социального продвижения,
удовлетворенности, процветания, счастья. Это одна из центральных тем
макроэкономики.
Идеально здоровая макроэкономика должна быть в состоянии равновесия,
т.е. слаженности и устойчивости, базирующихся на совокупной
пропорциональности, гармоничном взаимодействии составляющих ее процессов и
явлений. Однако даже непосвященному очевидно, что такое равновесное
состояние и развитие макроэкономики является лишь теоретическим допущением,
тем идеальным состоянием, которые мыслимо, желательно, но далеко от
реальной действительности.
Реальность же макроэкономики такова, что ее, скорее, можно
охарактеризовать понятиями неравновесие, нестабильность,
непропорциональность, проявляющимися в то и дело происходящих нарушениях
условий равновесия, отклонениях от равновесного состояния.
Макронестабильность экономики – общее состояние данной национальной
экономики, характеризующееся ее неравновесием и диспропорциональностью,
которые появляются в экономических колебаниях и кризисах, в большей или
меньшей инфляции и безработице.
В работе освещены вопросы, связанные с понятием и содержанием
экономических категорий занятости и безработицы, проведен анализ состояния
рынков труда стран мира и нашей республики, а также рассмотрены пути
повышения занятости и сокращения безработицы с учетом мирового опыта в
настоящем и будущем. При этом использовалась различная литература.
Основными источниками являются “Экономика и рынок труда”, где приведена
классификация основных видов занятости и безработицы, также периодическая
печать “Труд и рынок “, “Национальная экономическая газета” о ситуации в
Беларуси, и статистические данные из справочной литературы.
1. Рынок труда
1. Сущность и функции рынка труда
Формой существования товарного производства, т. е. Соединение рабочей
силы и средств производства в условиях товарно-денежных отношений, является
рынок – систематический реальный товарно-денежный обмен. В зависимости от
экономического назначения объектов рыночных отношений выделяют рынки
потребительских товаров и услуг, средств производства, фондов (капитала),
ценных бумаг, научно-технических разработок, информации, а также рынок
труда(рабочей силы). Рынок труда выполняет наиболее сложные функции
производственных отношений. В теоретическом и практическом плане проблемы
рынка рабочей силы в нашей республике разработаны недостаточно. ОТ их
решения во многом зависит эффективность функционирования всей рыночной
структуры.
Рынок труда – общественно-экономическая форма движения трудовых
ресурсов (рабочей силы), соответствующая товарной экономике. Как
экономическая категория рынок труда представляет собой систему
производственных отношений между работниками (собственниками рабочей силы),
предпринимателями(работодателями) и государством), во-первых, по поводу
обмена индивидуальной способности к труду на фонд жизненных средств,
необходимых для воспроизводства рабочей силы, и, во-вторых по поводу
размещения работников в системе общественного разделения труда в
соответствии с законами товарного производства и обращения.
Для возникновения рынка труда необходимы следующие условия:
* Личная свобода производителя и право распоряжаться своей способностью к
труду. Человек должен обладать исключительным правом распоряжаться
своими способностями к труду и исходя из личной выгоды свободно выбирать
сферы приложения труда, условия его оплаты и продолжительность рабочего
времени;
* Прямое или опосредованное отделение работника от средств производства,
отчуждения способности к труду на принципах “купли-продажи”;
* заинтересованность владельца средств производства в их максимальном
использовании.
Компоненты рынка труда – цена, конкуренция, спрос и предложение рабочей
силы. Цена выступает в виде заработной платы, спрос – в форме потребности
той или иной отрасли, того или иного региона, предприятия в рабочей силе, а
предложение – в форме численности и структуры наличных трудовых ресурсов.
Рынок труда проявляется в постоянно меняющемся соотношении спроса на
рабочие руки со стороны разнообразных нанимателей и предложения рабочей
силы со стороны лиц, готовых работать по найму. Соотношение спроса и
предложения характеризует конъюнктуру рынка труда. При совпадении спроса и
предложения конъюнктура рынка будет равновесной при превышении спроса над
предложением – трудодефицитной, при превышении предложения над спросом –
трудноизбыточной. Как правило, в сфере обращения всегда имеется
определенный резерв рабочей силы, который сосуществует с вакантными
рабочими местами. Это следствие объемного или структурного несоответствия
спроса и предложения на рынке труда.
В зарубежной экономической науке, в частности американской, существует
несколько концептуальных подходов к анализу функционирования современного
рынка труда.
Дж.Перри, М.Фелдстайн, Р.Холл считают, что рынок труда действует на
основе ценового равновесия, где основным регулятором является цена рабочей
силы с помощью заработной платы регулируются спрос и предложение рабочей
силы, поддерживается их равновесие. Рынок труда рассматривается как
механизм саморегуляции спроса на труд и предложение рабочей силы через
свободное движение заработной платы и доходов.
Согласно другой точке зрения (Дж. Кейнс, Р. Гордон) цена рабочей силы
представляется величиной жестко фиксированной, практически не меняющейся.
В качестве регулятора рынка выступает государство, которое увеличивает или
уменьшает спрос на рабочую силу. По данной концепции рынок труда не
регулирует непосредственно процесс купли- продажи рабочей силы, а лишь
создает условия для удовлетворения спроса и предложения.
1.2 Преимущества и недостатки рынка труда
Рынок труда, как и другое любое явление, обладает положительными и
отрицательными сторонами. К недостаткам рынка труда относятся:
* стихийность, обостряющая проблемы трудоустройства населения и
затрудняющая реализацию права на труд и доходы. Более жесткими
становятся требования профессионализму, усиливается динамичность
структурных изменений в производстве, появляется безработица, происходит
снижение жизненного уровня у части населения. В результате возможно
возникновение социальной напряженности;
* ослабление ориентации на высококвалифицированный труд, обеспечивающий
стратегические задачи социального, экономического и научно-технического
развития;
* ориентация части населения на идеи товарно-денежного фетишизма;
* рынок труда способствует развитию личного, группового и коллективного
эгоизма, когда интересы групповых и индивидуальных товаропроизводителей
становятся выше интересов потребителей.
Преимущества рынка труда заключаются в том, что он позволяет:
* ускорить и облегчить процесс согласования личных, коллективных и
общественных интересов работников в системе общественного разделения
труда;
* повысить эффективность занятости за счет рационального размещения
работников по отраслям народного хозяйства и социальным сферам
производства, стимулировать выделение в сферу обращения избыточных
внутрипроизводственных резервов в рабочей силы;
* обеспечить на основе конкуренции экономию производственных и трудовых
ресурсов в государственном секторе;
* осуществить более обоснованный выбор профессии в соответствии со
способностями и желаниями человека и с учетом общественных потребностей;
* учитывать действие объективного закона перемены труда,
предусматривающего необходимость изменения форм трудовой деятельности
человека с целью всестороннего использования его творческого потенциала;
* повысить эффективность производства в результате реализации совокупности
функций рынка труда.
Рынок труда выполняет следующие функции:
1. согласовывает экономические интересы субъектов трудовых отношений;
2. обеспечивает пропорциональность распределения рабочей силы в
соответствии со структурой общественных потребностей и развитием
технического базиса;
3. поддерживает равновесие между спросом на труд и предложением рабочей
силы;
4. формирует резерв трудовых ресурсов в сфере обращения для нормального
хода процесса общественного воспроизводства;
5. опосредует распределительные отношения и стимулирует труд;
6. содействует формированию оптимальной профессионально-квалификационной
структуре;
7. воздействует на условия реализации личного трудового потенциала.
1.3 Равновесие спроса и предложения рабочей силы.
На товарных рынках исключения из допущения редки, несущественны, но на
рынках рабочей силы они очень часты и весьма важны. Когда рабочий опасается
голода, его нужда в деньгах (их предельная полезность для него) очень
велика, и, если уже с самого начала он заключает наихудший контракт и
нанимается на работу с низкой заработной платой, его нужда остается острой,
и он может продолжать продавать свой труд по низкой ставке. Это тем более
вероятно, что, в то время как на товарном рынке преимущества при заключении
сделки могут быть вполне равномерно распределены между обеими сторонами, на
рынке рабочей силы преимущества чаще оказывается на стороне ее покупателей,
а не продавцов. Другое между рынком рабочей силы и товарным рынком
проистекает из того факта, что каждый продавец рабочей силы может
распорядиться только одной ее единицей. Это лишь два факта из многих, в
которых мы по мере дальнейшего исследования обнаружим объяснение
значительной части того инстинктивного неприятия трудящимися классами
привычки некоторых экономистов, особенно принадлежащих классу
предпринимателей рассматривать труд просто как товар, а рынок рабочей силы
как любой другой рынок; между тем в действительности различия между этими
двумя случаями, хотя с точки зрения теории и не являющиеся коренными, все
же четко обозначены и на практике часто весьма существенны.
На каждом рынке существует цена спроса на каждый товар, т.е. цена, по
которой отдельный товар способен привлечь покупателей в течении одного дня,
или недели, или года. Характер условий диктующих эту цену на каждый данный
товар, в каждом случае различен, но во всех случаях чем больше количество
товара предлагается на рынке к продаже, тем ниже цена, по которой он найдет
себе покупателей.
Условия нормального предложения не столь определены. Цена предложения
каждого количества товара в течение года или любой другой единицы времени
проставляются против соответствующего количества. По мере сокращения или
возрастания ежегодного количества товара, цена предложения может либо
повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать.
Поэтому, когда количество продукции таково, что цена спроса выше цены
предложения, продавцы получают более чем достаточно, чтобы они сочли
выгодным доставить указанное количество товара на рынок; при этом вступает
в действие активная сила, стимулирующее увеличение предлагаемого к продаже
количества товара. С другой стороны, когда количество произведенного товара
таково, что цена спроса ниже цены предложения, продавцы получают менее чем
достаточно, чтобы они сочли выгодным довести количество предлагаемого на
рынке товара до этого уровня. Когда же цена спроса равна цене предложения,
объем производства не обнаруживает тенденции ни к увеличению, ни к
сокращению; налицо – равновесие.
Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количества товара,
предлагаемого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а
цену, по которой он продается, равновесной ценой.
Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от
него будет стремиться к возращению в прежнее положение подобно тому, как
маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки; мы увидим,
что характерной чертой устойчивых равновесий является то, что при них цена
спроса превышает цену предложения на величину, несколько меньшую, чем
величина равновесного количества, и наоборот. Ведь когда цена спроса выше
цены предложения, количество предлагаемого товара имеет тенденцию
возрастать. Поэтому, когда цена спроса превышает цену предложения на
количество, лишь немногим меньше, чем равновесное количество, тогда при
временном сокращении масштабов производства несколько ниже равновесного
количества продукции возникнет тенденция к возращению к равновесному его
уровню, а в результате равновесие сохраняет устойчивость против отклонений
в эту сторону. Если цена больше цены предложения на такое количество
товара, которое чуть меньше равновесного, она наверняка окажется ниже цены
предложения на чуть большее количество товара, а поэтому, если объем
предложения превышает его равновесное состояние, он будет стремиться
вернуться в прежнее положение, равновесие окажется устойчивым против
отклонений также и в этом направлении.
Когда спрос и предложение оказываются в положении устойчивого
равновесия, то в случае, если что-нибудь сдвинет объем производства с его
равновесного состояния, немедленно начнут действовать силы, толкающие его к
возврату в прежнее положение, точно также как если подвешенный на веревке
камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится
назад, в свое равновесное положение. Движение объема предложения
относительно своей точки равновесия будет носить примерно такой же
характер.
Чтобы представить равновесие спроса и предложения геометрически, можно
вывести кривые спроса и предложения, как это сделано на рисунке 1.
2. Занятость и безработица как экономические явления
2.1. Сущность и виды занятости
В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость
определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, связанная с
удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая
доход. С точки зрения экономических позиций общества занятость – это
деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта
или национального дохода. Как экономическая категория занятость выражает
производственные отношения по поводу включения работника (отдельной
социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения
спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население
обеспечено рабочими местами.
К занятому населению относятся в первую очередь работники по найму, а
также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая
предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.
Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной
занятости, таких как учёба в общеобразовательных и высших учебных
заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание
детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных
организаций (не по найму) и др.
Однако с точки зрения развития самого общества решающее значение имеет
занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический
потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и
благосостояние отдельных граждан.
В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта:
количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют
понятиям полной и эффективной занятости. Предоставления всем желающим и
способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в
идеале полной занятости. Эффективная же занятость означает такое
распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по
сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в
каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных
благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого
занятого.
При полной и эффективной занятости решаются две задачи:
- создается достаточное количество рабочих мест;
- обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации;
Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной
территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной
занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача
государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости
определяет рациональную занятость.
Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых
ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д.
Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:
1. По характеру деятельности:
. работа на предприятиях всех видов и общественных организациях;
. служба в армии;
. индивидуальная трудовая деятельность;
. личное подсобное хозяйство и т.д.
2. По принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою:
. рабочие;
. инженерно-технические работники и служащие;
. управленческий персонал;
. предприниматели;
. крестьяне.
3. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении
трудовых ресурсов.
4. По территориальному признаку:
. по регионам;
. по областям;
. экономическим районам и т.д.
5. По уровню урбанизации.
6. По профессионально – квалификационному признаку:
. уровень образования;
. стаж работы;
. степень механизации труда и т.д.
7. По половозрастному признаку.
8. По формам организации труда:
. соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и
коллективной формами организации труда.
9. По видам собственности.
Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и
условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд
людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм,
различающимися нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего
дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом
выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности.
Следовательно, формы занятости классифицируются с учетом следующих
признаков:
1) Формы организации рабочего времени:
. полная (работа на условиях полного рабочего дня);
. неполная (работа на условиях сокращенного дня, сокращенной рабочей
недели или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе);
. надомная (когда лица трудоспособного возраста по ряду причин не
могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в
домашних условиях).
2) Значимости для рабочего:
. первичная;
. вторичная.
3) Стабильности:
. постоянная (с относительно стабильным местом работы);
. временная (с временным, эпизодическим или сезонным характером
работы).
4) Форм правового регулирования использования рабочей силы:
. основная (реализуется трудовым законодательством);
. специальная (нуждается в специальном трудовом регулировании,
например, занятость с режимом неполного рабочего дня, на условиях
надомничества, гибкого рабочего времени, разновидности вторичной и
временной занятости).
В условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно
существующий экономический предел. Достижение полной занятости может
являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при
этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной
организации труда (МОТ), рассматривается не как всеобщая для
трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность
предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом
на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может
удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях).
Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его
объективность.
2.2. Безработица, ее типы и формы
Как известно, для любой работы нужен стимул. Он может быть позитивным и
негативным. Позитивным стимулом называется расчет на материальное или
моральное вознаграждение. Негативные стимулы можно условно подразделить на
прямые и более “утончённые”, косвенные. К прямым негативным стимулам
относятся, например, угроза голода, физическая расправа и т.д. Все чаще
теперь используется косвенное принуждение: работай как вздумается или как
сумеешь, но если появиться человек, способный работать лучше, то уступи
ему своё место и иди в очередь, за пособием или за подаянием. Этот
негативный косвенный стимул действует безотказно. Негативные косвенные
стимулы особенно эффективны, когда сформирован и достаточно развит рынок
труда.
Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике. Если в
середине XIX века западные идеологи объясняли наличие безработных
“плохим поведением” самих рабочих, то в новых условиях они заговорили о
“несовершенствах” и этим объясняли возникновение и существования
“избыточного” населения. Так появилась теория “фрикционной” безработицы,
выставлявшая в качестве причин этого порока капитализма “фрикции” (в
перев. трения, неполадки) на рынке труда. Возникновение и существование
такой безработицы объяснялись несоответствием между изменившимися
потребностями в рабочей силе и сложившимся ее распределением по отдельным
отраслям и районам, а также недостаточной мобильностью рабочих,
привязанных к определенным местам жительства и специальностям. Помимо нее
развивалась теория “добровольной” безработицы, согласно которой в
безработицы будто бы повинны сами рабочие, так как они требуют повышения
заработной платы и не хотят работать за плату, соответствующую предельной
производительности. В месте с тем история данной проблемы показывает, что
люди добровольно лишают себя заработков и безработные возникают и
существуют только из-за “неполадок” на рынке.
В такой обстановке появляется теория, объясняющая безработицу
недостатком совокупного спроса на товары и услуги. Ее автор Джон Мейранд
Кейнс показал, что помимо “добровольной” и “фрикционной” безработицы
существует “недобровольная” или “вынужденная”.
Незанятость определенной части населения является результатом
действия объективных процессов:
* неравномерного развития производственных сил;
* противоречивого характера НТП;
* высоких темпов модернизации производства.
Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу
противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки,
обновления технологии.
По закону РБ “О занятости населения “ от 30 мая 1991 г. “безработными
считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до
55 лет, мужчины – до 60), постоянно проживающие на территории РБ, не
имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не
обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной
службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.
Согласно определению международных организаций – Международной
организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и
развития (ОЭСР), безработные – это люди, не имеющие работы, кто готов
приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель
[4.c.38]. Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица,
которые:
. не имели занятости в течении недели обследования;
. предпринимали усилия найти работу в течении предыдущих 4-х недель
(обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам государственной
службы занятости или к друзьям);
. лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу,
которые должны приступить к работе в течение 30 дней.
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели
обследования им одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в
течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не моет
искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об
устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых
капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица,
проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных
рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и
предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в
странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу
и возвращаются на работу после длительного перерыва. К первой группе
относится прежде всего молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в
связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив
безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В
эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие
структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и
учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и
т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать
по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и
повысить свою квалификацию.
Безработица может существовать в разнообразных формах. Основными
являются:
1. фрикционная – временная добровольная незанятость, связанная с переходом
с одной работы на другую. Она возникает из-за несовершенства в
техническом функционировании рынка труда, отсутствие информации о
наличии рабочих мест, стремление граждан лучше применить свои
способности и носит краткосрочный характер;
2. структурная – вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной
перестройкой экономики, ликвидация устаревших отраслей, что изменяет,
в свою очередь, структуру общего спроса на рабочую силу в
профессиональном или региональном разрезе;
3. циклическая – безработица, вызванная спадом производства. Когда
совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, а безработица растет;
4. скрытая – излишнее количество работников, занятых в производстве, хотя
производственный процесс требует меньшего числа работающих;
5. “конверсионная” – безработица, связанная с сокращением численности
армии и занятых в отраслях ВПК;
6. молодёжная безработица;
7. остаточная - безработица, вызванная ограничением работающих по
состоянию здоровья, по возрасту, более низкой производительностью
мобильностью, отсутствием стремления к повышению квалификаций у
пожилых.
Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная,
застойная и другие виды безработицы.
Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и
вынужденную безработицу. К естественной относят фрикционную и структурную.
В этом случае ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне
безработицы при полной занятости. В настоящее время экономисты считают,
что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%. Если текущая
безработица значительно превышает естественную норму, то это
свидетельствует о вынужденной безработице.
Безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем
экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия
приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации,
потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи,
самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает,
что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым
социальным политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к
власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы
обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.
|
|
|
|
1.1 Сущность социального страхования
Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к
рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в
социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые,
но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в
соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной
рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и
нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года,
которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным
государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со
ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются
государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное
страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и
благотворительность»[1].
Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ
одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые
условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую
Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает,
что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано
защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом
социальная работа определяется «социальной политикой государства как
определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития
общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных
условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей»
[2].
Государственное социальное страхование - государственная система
материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или
частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в
которых есть дети.
Государственное социальное страхование находится в ведении органов
законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и
его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту
систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они
распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не
зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и
определяются только степенью нуждаемости.
Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ
различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных
социальных пособий.
Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики
государства, основа организации социальной защиты населения.
Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически
активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности,
на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное
социальное страхование – установленная государством и регулируемая нормами
права система материального обеспечения работников в старости в случае
временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или
потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей
[3]. Государственное социальное страхование осуществляется за счет
специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в
некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на
материальное обеспечение работников и членов их семей.
Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
Государственное;
Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).
Коллективное страхование представляет собой самую раннюю форму социальной
защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с
профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и
государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где
социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и
самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по
безработице.
Государственное социальное страхование, введенное в Германии в 1883 г. в
рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком, стало первым в истории
законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы
законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и
старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы,
кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы
устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками
пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.
Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. При
муниципалитете г. Берна в 1893 г. была учреждена касса по страхованию на
случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из
работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе
было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев
уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на
70 дней в течение года.
В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с
развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные
кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из
представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась
компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г.
законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование
работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916
г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов
[4].
Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система
социальной защиты населения – государственное социальное обеспечение,
осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство
самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких
размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.
Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и
государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается
трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды
коллективного социального страхования образуются за счет работников и
работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются
независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается
государственным социальным законодательством. Коллективным социальным
страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от
государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности. Ими
могут быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые
кассы. Управление в системах коллективного страхования осуществляется либо
страховой компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления,
либо доверенными лицами на основе договора траста.
Распределение фондов коллективного страхования происходит на основе принципа
субсидиарности: выплаты осуществляются в зависимости от нуждаемости, но с
учетом того, в течение какого времени страхователь платил взносы в этот фонд.
Обычно в коллективном социальном страховании устанавливаются тарифы взносов,
а также минимальные и максимальные пределы социальных выплат. Кроме того,
могут устанавливаться границы доходов, в пределах которых страхователи
обязаны уплачивать страховые взносы. За этими пределами они могут
страховаться на добровольных началах или не страховаться вовсе.
Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в
целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия
социальных рисков. Условия государственного социального страхования
устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный
характер. Управление фондами государственного социального страхования
осуществляется специальными государственными финансово-кредитными
учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной
власти.
Особенности социального страхования
Обязательное социальное страхование — часть государственной системы
социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих
граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том
числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное
страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических
и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию
последствий изменения материального и социального положения работающих
граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий
граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или
профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и
родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости
получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления
других установленных законодательством социальных страховых рисков,
подлежащих обязательному социальному страхованию.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе
эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для
застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от
социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному
социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
паритетность участия представителей субъекта обязательного социального
страхования в органах управления системы обязательного социального
страхования;
обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов
конкретных видов обязательного социального страхования;
ответственность за целевое использование средств обязательного социального
страхования;
обеспечение надзора и общественного контроля;
автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи -
работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также
граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных
видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы,
являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать
страховые взносы.
Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав
застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении
страховых случаев.
Застрахованные лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные
граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица,
самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у
которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
Различают следующие виды социальных страховых рисков:
· необходимость получения медицинской помощи;
· временная нетрудоспособность;
· трудовое увечье и профессиональное заболевание:
· материнство;
· инвалидность;
· наступление старости;
· потеря кормильца;
· признание безработным;
· смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи,
находящихся на его иждивении.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:
-у страхователя-работодателя — по всем ведам обязательного социального
страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других
страхователей с момента их регистрации страховщиком;
-у страховщика — с момента регистрации страхователя;
-у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с
момента заключения трудового договора с работодателем;
-у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан
с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.
Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые
Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования. Средства обязательного социального
страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики
осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального
страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального
страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами.
Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных
бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования
изъятию не подлежат.
Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального
страхования:
- страховые взносы:
- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства
других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации;
- штрафные санкции и пени;
- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате
регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным
лицам;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств
обязательного социального страхования;
- другие поступления, не противоречащие законодательству Российской
Федерации.
Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по
страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В
настоящее время они составляют:
в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям
- 4%;
в Фонд обязательного медицинского страхования -3,6%
в Пенсионный фонд - 28%
Ставка единого социального налога равна 35,6 %
С 1 января 2005 года правительством планируется снизить ЕСН до 26 процентов, да
еще и сохранить регрессивную шкалу. Это означает, что ставку 26 процентов
планируют применять при годовом доходе работника до 300 тыс. рублей, а при
доходах до 600 тыс. рублей и выше 600 тыс. рублей по-прежнему платить 10
процентов и 2 процента соответственно. Как отметил Сергей Шаталов,
«правительственные задумки по единому социальному налогу потребуют
существенного пересмотра системы обязательного медицинского и социального
страхования, но на наш взгляд самое главное, чтобы в целях реализации
реформирования обязательного страхования не пострадала гарантированность права
застрахованного на обеспечение по страхованию»
[5].
Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной
платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную
по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными
законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды
выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются
Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения
застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного
страхового случая. Государственной гарантией устойчивости обязательного
социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В
частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и
пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других
расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах,
позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах
обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному
страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного
социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства
РФ.
|
|
До 2001 года пенсионная система в России являлась распределительной и была полностью основана на принципе солидарности поколений. Это значит, что пенсии пенсионерам выплачивали за счет перечисленных взносов работающих граждан.
Распределительная система наиболее эффективна, когда на одного пенсионера приходиться не менее трех работающих граждан. При соотношении один к двум система становится финансово неустойчивой. К 2000 году в России эта пропорция, по данным Бюро Экономического анализа, составляла 1,37. Естественно, это негативно сказывалось на качестве жизни пенсионеров.
Реформирование пенсионной системы было вызвано рядом недостатков ранее действовавшей системы. Это низкий размер пенсий, малый учет вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства и невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.
С вступлением в силу в 2002 году Федеральных законов: №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»; №167-ФЗ от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании» и №111-ФЗ от 24.07.2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» в стране был запущен механизм пенсионной реформы.
Пенсионная реформа направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя её накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.
Основной задачей пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.
Суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Существовавшая ранее система назначения пенсий не давала работнику возможности заработать нормальную пенсию, она лишь перераспределяла средства между группами с различным уровнем доходов и из одних регионов в другие. Тогда как новая пенсионная модель в значительно большей мере является страховой и учитывает пенсионные права граждан в зависимости от размеров их зарплат и уплачиваемых пенсионных взносов.
Пенсия формируется за счет отчислений работодателя, которые производятся им на протяжении всей трудовой деятельности застрахованных лиц в виде налогов. За каждого работающего гражданина работодатель уплачивает страховые взносы в ПФР. В 2012 году тариф страхового взноса, отчисляемого в ПФР составит 22%.
Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия состоит из двух частей: страховой и накопительной. При этом страховая часть формируется за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии, накопительная – за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования. (Порядок инвестирования средств пенсионных накоплений и передачи этих средств в негосударственные пенсионные фонды урегулирован положениями федеральных законов №111-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и № 75-ФЗ от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах»).
Страховая часть (СЧ) - зависит от трудового стажа, размера зарплаты и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР), перечисленных за застрахованное лицо. Она получает денежное выражение с момента получения права застрахованного лица на пенсию. До этого все отчисления, предназначенные на страховую часть, закрепляются в виде обязательств государства на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц.
Накопительная часть (НЧ) - зависит от суммы страховых взносов, уплаченных страхователем на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от инвестирования этой части. Учитывается на индивидуальных лицевых счетах работников.
Государство предоставляет возможность застрахованным лицам принять участие в управлении накопительной частью путем выбора финансового института, занимающегося инвестированием этой части пенсии. Благодаря этому процессу у граждан появляется возможность распоряжения своими финансовыми накоплениями, что позволяет реально влиять на увеличение размера своей будущей пенсии.
В накопительной системе с начала пенсионной реформы не участвовали мужчины 1952 года рождения и старше, а так же женщины 1957 года рождения и старше (те, кто должен был выйти на пенсию в течение 10 лет после начала реформы).
Федеральным законом от 20.07.2004 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» был изменен возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Таким образом: с 01 января 2005г. у мужчин с 1953 по 1966 года рождения и женщин с 1957 по 1966 г. рождения перестала формироваться накопительная часть пенсии. Три года: 2002, 2003, 2004 у этой категории людей отчисления в ПФР распределялись следующим образом: 2% - на накопительную часть, 12% на страховую часть, 6% - на базовую часть. С 01.01.2005 года у этой категории граждан отчисления в ПФР распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть.
Данные изменения были обусловлены тем, что лица старше 1967 года рождения не приобретут достаточных накоплений, учитывая сравнительно небольшой период до момента их выхода на пенсию, а также незначительный размер отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии. При этом за данной возрастной категорией застрахованных лиц сохранилось право распоряжаться средствами пенсионных накоплений, сформированными в период с 2002 по 2004 годы, т.е. выбрать УК, НПФ, перейти из одного НПФ в другой НПФ, а также перейти из НПФ в ПФР.
Итак, в соответствии с Законом № 167–ФЗ возрастной состав застрахованных лиц был разделен на 3 категории:
1. Мужчины до 1952 года рождения и Женщины до 1957 года рождения - не участвуют в реформе. 20% от их заработной платы перечисляется на страховую часть.
2. Мужчины с 1953 по 1966 гг. рождения и Женщины с 1958 по 1966 гг. рождения - НЧ (накопительная часть пенсии) формировалась только 3 года: 2002, 2003 и 2004 гг. - 2% от заработной платы ежегодно, 12% - на страховую часть, 6% - на базовую часть. С 2005 года – 20% - на страховую часть.
3. Мужчины и Женщины 1967 года рождения и моложе.
С 01.01.2008 года для лиц 1967 года рождения и моложе взносы, которые перечисляются в ПФР, распределяются следующим образом: 6% - на накопительную часть; 14% - на страховую часть. С 2006 года по 2008 год на накопительную часть шло 4%, на страховую часть – 10%, на базовую часть – 6%. С 2002 по 2005 годы: на накопительную часть - 2%, 12% - на страховую часть; 6% - на базовую часть.
Таким образом, размер пенсии в новой пенсионной системе зависит от реального заработка и размера отчислений в ПФР, производимых работодателем (страхователем). Это является стимулом для работников, а следом за ними и работодателей к отказу от разного рода «серых» заработных схем и выводу скрытых частей зарплат из тени.