КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концептуальный анализ
Одно из первых определений понятия «культурная политика» было введено в оборот на круглом столе ЮНЕСКО, в Монако, в 1967 году. В докладе «Политика в сфере культуры – предварительные соображения» под политикой в сфере культуры понимался «комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры». В этом контексте реализация политики в сфере культуры представляет собой «всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей, посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время»1. Исходное условие разработки политики в сфере культуры – это достижение согласия между официальными, творческими, общественными силами в отношении приоритетности целей культурного развития2. Обобщая принятые подходы к определению культурной политики у зарубежных философов и культурологов, можно выделить целевой, институциональный и ресурсный подходы к определению категории культурной политики. Нередко эти подходы совмещаются, когда используется комплексный управленческий подход к определению понятия культурной политики. Наиболее близким к целевому подходу при определении культурной политики является определение известной сербской исследовательницы, профессора Белградского университета Милены Драгичевич-Шешич: «Термин «политика» обозначает сознательную деятельность, направленную на достижение востребованных обществом целей. Каждая сторона общественной жизни имеет свою цель, поэтому мы говорим о целях в области экономики, здравоохранения, образования. Когда речь идет об осуществлении востребованных обществом целей в области культуры, появляется понятие культурной политики. Зная, что нет человеческого общества без культуры, можно было бы прийти к выводу, что нет и общества без культурной политики. Этот вывод, однако, не соответствует действительности, так как само по себе существование культуры не означает, что направление ее развития определено рядом целей и задач, которые необходимо осуществить с помощью соответствующих мер, механизмов и действий, а именно в этом и заключается понятие «культурная политика». (…) Итак, культурная политика является сознательным регулированием в области культуры при принятии необходимых решений по всем вопросам, относящимся к культурному развитию общества в целом»3. В определении, предложенном известными французскими исследователями в области культурной политики Августином Жерар и Женевьевой Гентил, особо подчеркивается определение «культурной политики» с точки зрения не только поставленных целей, но и состояния институтов и ресурсов: «Политика представляет собой систему взаимосвязанных целей, практических задач и средств, выбранных экспертом и направленных на определенную группу в обществе. Культурная политика может осуществляться в рамках объединения, партии, образовательного движения, организации, предприятия, города, правительства. Но независимо от субъекта политики, она предполагает существование долгосрочных целей, среднесрочных и измеряемых задач и средств (человеческих ресурсов, финансов и законодательной базы), объединенных в чрезвычайно сложную систему»4. Особо подчеркивая сложность культурной политики как объекта управления, ее комплексность и несводимость к составляющим ее элементам, французские исследователи дают корректную постановку стратегических задач культурного развития, но оставляют за скобками проблемы тактического и оперативного управления учреждениями культуры со стороны государственных институтов. Связать тактические функции и цели культурной политики позволяет определение профессора Марио ди Анджело и Пола Весперини, которые выделяют пять основных характеристик культурной политики: 1. Цели деятельности центрального правительства должны сочетаться с интересами региональных и местных органов управления, а также интересами основных игроков в культурной сфере. 2. Цели государства должны соотноситься с реальными возможностями выбора субъектов, вовлеченных в процессы культурной политики. 3. Реализация культурной политики всегда предполагает действия по материально- техническому и творческому обеспечению функционирования культуры. 4. Культурная политика предполагает распределение ресурсов, как финансовых, так и административных, структурных, человеческих и творческих. 5. Культурная политика обязательно предполагает планирование, которое представляет собой процесс подготовки государства к участию в культурной деятельности, а также в планировании распределения ресурсов5. Безусловно, данное понимание природы культурной политики не выходит за рамки прокрустова ложа концепции «формальной рациональности» и «бюрократии» Макса Вебера, послужившей основой большинства европейских моделей государственного управления в XX веке. Определяя политический институт «государство» как главнейший субъект культурной политики, творцам культурного продукта и институтам культуры исследователи отводят второстепенную роль «объекта управления». Три вида действий, необходимых для осознанной культурной политики, выделяют известные консультанты по культурному развитию из Калифорнии Дон Адамс и Арлен Голдбард: 1) определение культурных ценностей, целей и приоритетов; 2) программы инициатив и расходов, соответствующие этим целям, которые и воспринимаются собственно как формирование культурной политики; 3) мониторинг политики – процесс, позволяющий оценить культурное влияние каждого социального действия в свете установленных стандартов, которые и являются средством достижения установленной культурной политики6. Соглашаясь с необходимостью участия государственных институтов в формировании такой политики, американские исследователи выделяют шесть крупных направлений, на которые собственно и должен быть направлен вектор культурной политики: • образование, играющее ключевую роль в определенной культурной политике, поскольку изучение культурной жизни сообщества людей является образовательным процессом; • сохранение наследия (музейных коллекций, исторических зданий, живописи, музыкальной литературы, а также навыков ремесел и фольклора); • распространение культурного продукта. Средства направляются на финансирование спектаклей, гастролей, трансляций, издательскую деятельность, сеть распространения или специальные события, создаваемые для охвата большей аудитории; • творчество, что включает как работу творца, так и любого вспомогательного персонала, участвующего в культурном производстве; • исследование, предполагающее проверку соответствия проводимой культурной политики поставленным целям и задачам; • подготовка персонала, что предусматривает обучение творческих специалистов, администраторов и работников смежных областей. Как указывают исследователи, элементом культурной политики может быть и анимация. Анимация представляет собой стимулирование к участию в культурной деятельности7. Особое внимание в концепции Д.Адамса и А.Голдбард уделяется инструментам культурной политики, к которым они относят: • распределение грантов и премий; • занятость и создание рабочих мест; • создание культурной инфраструктуры: зданий, оборудования, пространства для осуществления культурной деятельности; • формирование законодательной и нормативной базы для деятельности учреждений культуры и искусства8. Приведенные определения культурной политики, несмотря на неполноту возможных вариаций, дают основания для двух существенных выводов, характеризующих уровень концептуальной разработанности данного понятия. Во-первых, анализ их позволяет вскрыть принципиальное различие между категоризацией данного понятия на теоретико-методологическом уровне и на уровне конкретных управленческих решений. Мы оказываемся, прибегая к этим двум вариантам, не только в разных понятийных, но даже предметных областях. Это позволяет констатировать наличие определенного разрыва между определениями культурной политики, даваемыми культурологами-теоретиками и теми, кто решает задачи реального управления в сфере культуры. Однако нельзя не признать, что уровень теоретических обобщений открывает новые концептуальные возможности и позволяет формулировать новые стратегические цели, в то время как «управленческие» определения, содержащие в большей степени тактические составляющие, отвечают на вопрос: как, с кем и с помощью каких ресурсов культурная политика может быть реализована. Поэтому сосуществование двойной парадигмы в имеющихся определениях создает одновременно стратегический и тактический потенциал для развития данного понятия в перспективе. Во-вторых, несмотря на то, что вариативность определений защищает данную категорию от косности, нельзя не отметить существенного упущения в даваемых трактовках культурной политики. Категория субъекта культурной политики в предлагаемых определениях или отсутствует, или присутствует неявно. Однако чем в большей степени расширяется субъектное поле культурной политики, тем более значительную роль в ней начинает играть субъект или актор. Это предполагает необходимость выработки в перспективе такой категории культурной политики, где субъектная составляющая была бы представлена развернуто. Это тем более оправданный шаг, что в других сферах научного знания (социология, психология, политология и др.) разработка категории субъекта (актора) идет интенсивно и дает позитивные результаты. Подводя итог анализу категории культурной политики, мы хотели бы согласиться с позицией Оливера Беннетта, директора центра изучения культурной политики университета Уорик, который точно подметил: «Трудность термина «культурная политика» заключается в том, что его значение – непостоянное. Его параметры никогда не закреплены. Это означает, что культурная политика постоянно воспроизводит сегодня проблему своих собственных терминов и будет это делать в будущем».
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 1046; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |