КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие коммуникации в социальных науках
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. Communicatio – 1) сообщаю, передаю; 2) делаю общим, связываю; 3) общаюсь; 4) риторическая фигура обращения к слушателю с приглашением принять участие в обсуждении вопроса) – смысловой аспект социального взаимодействия; действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, а также направленные на передачу информации, осуществляемую при помощи языка и других знаковых систем. Коммуникация, будучи необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и фундаментальной основой существования общества, является многоаспектным понятием, в котором условно можно выделить следующие «основные значения»: · Универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира; · Техническое, соответствующее представлению о коммуникации как о направленной связи между объектами, передаче информации, осуществляемой с помощью сигналов от передающей системы к принимающей; · Биологическое, означающее передачу сигналов между организмами или частями одного организма, в процессе чего происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов; · Социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе. Коммуникация в обществе, или социальная коммуникация осуществляется с помощью социально выработанных и фиксированных в данной культуре (субкультуре) знаковых систем – средств коммуникации. Средствами коммуникативного процесса являются речь (письменная или устная), а также оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), пара- и экстралингвистические средства (интонация, ритм, мелодика, неречевые вкрапления, например паузы и т.п.), система организации пространства и времени коммуникации и, наконец, система «контакта глазами». В зависимости от средств коммуникацию классифицируют на вербальную, или речевую (письменную или устную) и невербальную, которая, в свою очередь подразделяется на паралингвистическую (с помощью жестов, мимики, мелодики и т.п.) и вещественно-знаковую коммуникацию (с помощью продуктов производства, изобразительного искусства и т.п.). Основные функции коммуникативного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого элемента. В отдельных актах коммуникации осуществляются 4 основных и 3 дополнительных функции коммуникации. К основным функциям относятся: · управленческая, · информативная, · эмотивная · фатическая [25]. Дополнительными функциями считаются · функция самопрезентации, · ритуальная · перформативная функции [31]. Каждая из данных функций осуществляется с помощью соответствующих сообщений: побудительных (убеждение, внушение, приказ, просьба), информативных (передача реальных или вымышленных сведений), экспрессивных (возбуждение эмоционального переживания), фатических (установление и поддержание контактов, регулирующих ход коммуникации), самопрезентационных (создающих образ коммуницирующих с помощью вербальных и невербальных средств), ритуальных (стереотипные и стандартные сообщения, используемые во время социальных церемоний), перформативных (сообщения о совершаемых действиях, в которых высказывание о действиях эквивалентно совершению действия, напр. «благодарю», «прошу прощения», «клянусь» и т.п.). Информационный обмен в природе и обществе возможен лишь при выполнении определенных условий, которые можно считать необходимыми и достаточными условиями коммуникации. К ним относятся эксплицитные и имплицитные законы коммуникации. Эксплицитные законы представляют следующее: 1. Закон о составляющих коммуникации: в каждом акте коммуникации имеются отправитель, получатель, действительность, текст и код-язык. 2. Закон о контакте: отправитель и получатель сообщения должны находиться в контакте друг с другом. 3. Закон о коде: отправитель и получатель должны пользоваться одним и тем же кодом. 4. Закон обратной связи: отправитель и получатель находятся в постоянном взаимодействии друг с другом и осуществляют обмен информацией. Имплицитные законы коммуникации вытекают из законов логики и правильного мышления. К ним относятся следующие: 1. Закон детерминизма: для всякого явления, о котором сообщается, имеется некоторая причина. 2. Закон тождества: тождество предмета самому себе не меняется, пока о нем говорят. 3. Закон истинности: из двух противоположных сообщений одно обязательно должно быть истинным 4. Закон минимального основания: отправитель и получатель, пользуясь одной моделью мира (минимальным основанием) имеют некоторую общую сумму информации относительно прошлого и, соответственно, способны более или менее одинаково прогнозировать будущее. 5. Закон неполноты описания: коммуникационное сообщение описывает действительность с определенной степенью редукции. 6. Закон информативности: отправитель должен сообщать получателю некоторую новую информацию, или иначе, информационные потенциалы коммуникантов не должны совпадать. Любой коммуникативный акт осуществляется в рамках определенных пространственно-временных координат. Поэтому к числу базовых категорий, связанных с понятием коммуникации относятся категории коммуникативного пространства и коммуникативного времени. Коммуникативное пространство можно определить как систему многообразных коммуникативных связей, возникающих между различными агентами коммуникации. Общество создает социальное коммуникативное пространство, агентами которого выступают индивиды, социальные группы и социальные институты. Основными параметрами социального коммуникативного пространства являются плотность и протяженность. Плотность означает, что это пространство неоднородно и зависит от интенсивности и количества взаимодействий. Протяженностью коммуникативного пространства является коммуникативная дистанция. Она минимальна и носит непосредственный характер в условиях межличностной или же внутригрупповой коммуникации. Напротив, большая дистанция характерна для опосредованной техническими средствами массовой коммуникации. Коммуникативная дистанция, в свою очередь, оказывает влияние на выбор стратегии и средств коммуникативного взаимодействия. Под коммуникативным временем понимается длительность и последовательность самих коммуникативных актов. Следующая проблема, возникающая в процессе коммуникации, - это проблема коммуникативных барьеров. Под коммуникативным барьером обычно понимается все то, что препятствует эффективной коммуникации и блокирует ее. Учесть всю совокупность коммуникативных шумов практически невозможно – они слишком разнообразны. В каждом виде человеческой деятельности – в политике, экономике, культуре и т.д. – присутствуют собственные барьеры, обусловленные спецификой данных видов деятельности. Различные виды и уровни коммуникации (вербальная – невербальная, устная – письменная – электронная, межличностная – групповая – массовая и т.д.) также создают свои специфические барьеры. Поэтому имеют место самые разные попытки систематизации коммуникативных барьеров. Так, В. Шепель выделяет шесть наиболее явных барьеров: 1. дискомфорт физической среды, в условиях которой воспринимается сообщение; 2. инерция включенности, т.е. озабоченность слушателя инывми проблемами; 3. антипатия к чужим мыслям, стереотипизированность сознания, амбициозность; 4. языковой барьер – существенное различие словарного запаса, лексикона коммуникатора и коммуниканта; 5. профессиональное неприятие – некомпетентное вторжение коммуникатора в профессиональную сферу коммуниканта; 6. неприятие имиджа коммуникатора. В литературе по психологии и коммуникативистике принято выделять четыре типа барьеров: 1. фонетический – невыразительная быстрая или медленная речь, речь-скороговорка, акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов и т.п.; 2. семантический – различие в системах значений слов; 3. стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения или стиля общения и психологического состояния партнера по общению; 4. логический – сложная, непонятная или неправильная логика рассуждений. Очевидно, что коммуникация возможна только в том случае, если коммуниканты владеют общим кодом (системой знаков, к которой относится и язык). Однако общности знаков, в частности языка, недостаточно для адекватной коммуникации: даже носители одного языка зачастую не понимают друг друга. Необходима еще и общность значений, придаваемых этим знакам коммуникантами. Как справедливо замечает российский лингвист А.Ф. Тарасов, именно «общность присвоенной культуры» определяет общность сознаний коммуникантов, которая и обеспечивает возможность знакового общения, когда коммуниканты, манипулируя различными знаками, могут ассоциировать с ними одинаковые ментальные образы. Заслуживает внимание также рассмотрение соотношения понятий коммуникация и общение. Общение – понятие, давно и прочно уивердившееся в научных дисциплинах социально-гуманитарного цикла – философии, общей и социальной психологии, социологии, педагогике и др. Естественно, возникает проблема, не обозначает ли термин «коммуникация» тот же круг явлений, что и понятие «общение». Данная проблема привлекла внимание многих специалистов. В результате более или менее отчетливо определились следующие подходы к ее разрешению. Первый подход состоит по существу в отождествлении двух понятий. Его придерживаются многие отечественные психологи и философы – Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, А.А. Леонтьев и др. Известный украинский автор, специалист в области теории общения Ю.Д. Прилюк на основании историко-лингвистических исследований исконный и современных значений этих терминов приходит к выводу, что этимологически и семантически термины «общение» и «коммуникация» - тождественны. Поэтому и как претенденты на номинацию исххтдного понятия, обозначающего «информационный обмен в обществе», она равноправны. Аналогичных взглядов придерживаются и такие авторитетные зарубежные ученые, как Т.Парсонс и К.Черри. По мнению первого, коммуникацию можно рассматривать как общение, взаимодействие между людьми. Черри отмечает, что коммуникация – «это, в сущности, социальное явление», «социальное общение» с использованием многочисленных систем связи, выработанных людьми, среди которых главными, «несомненно, являются человеческая речь и язык». Второй подход связан с разделением понятий «коммуникация» и «общение». Именно такую точку зрения высказывает известный российский философ М.С. Каган. Он считает, что коммуникация и общение различаются, по крайней мере, в двух главных отношениях. Во-первых, «общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация…является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений». Во-вторых, они различаются по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект-объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя (приемника) информации, который должен всего-навсего ее принять, понять, хорошо усвоить и в соответствии с этим поступать. Общение, напротив, представляет собой субъект-субъектную связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела». В общении информация циркулирует между партнерами, поскольку они равно активны, следовательно, процесс общения в отличие от коммуникации носит двунаправленный характер. Коммуникация – монологична, общение – диалогично. По-своему различает коммуникацию и общение известный социальный психолог Г.М. Андреева. Полагая, что общение – категория более широкая, нежели коммуникация, она предлагает выделять в структуре общения три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, или собственно коммуникацию, которая состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивную, заключающуюся в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями; и персептивную сторону, представляющую собой процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Наконец, в рамках второго подхода свою точку зрения, отличную от предыдущих, высказывает А.В. Соколов. Его позиция состоит в том, что общение – это одна из форм коммуникационной деятельности. В основе выделения этих форм лежат целевые установки партнеров по коммуникации. Таким образом, возникают три варианта отношений участников коммуникации: 1. субъект-субъектное отношение в виде диалога равноправных партнеров. Такая форма коммуникации и есть общение; 2. субъект-объектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме управления, когда коммуникатор рассматривает реципиента как объект коммуникативного воздействия, средство достижения своих целей; 3. объект-субъектное отношение, свойственное коммуникационной деятельности в форме подражания, когда реципиент целенаправленно выбирает коммуникатора в качестве образца для подражания, а последний при этом может даже не осознавать своего участия в коммуникационном акте. Нетрудно заметить, что в данном случае коммуникация рассматривается как понятие более широкое, нежели общение Третий подход к проблеме соотношения указанных понятий основан на понятии информационного обмена. К нему склоняются те, кто считает, что общение не исчерпывает все информационные процессы в общества. Эти процессы охватывают весь общественный организм, пронизывают все социальные подсистемы, присутствуют в любом, даже самом малом фрагменте общественной жизни, причем далеко не всегда облекаются в форму слова, языка или текста. Наоборот, сообщения в вербальном виде составляют лишь небольшую часть информационного обмена в обществе, в остальных случаях обмен информацией осуществляется в неязыковых формах, а ее носителями служат не только невербальные сигналы (мимика, жесты, интонация и пр.), но и вещи, предметы, материальные носители культуры. Последние позволяют передавать информацию и в пространстве, и во времени. Именно поэтому «общение» обозначает только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфические человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми и осуществляются, прежде всего, вербально, с помощью языка (речи или текста). Все информационные процессы в обществе можно обозначить термином «социальная коммуникация». Таким образом, самым общим понятием становится «коммуникация» (информационный обмен), менее широким – «социальная коммуникация» (информационный обмен в обществе) и, наконец, наиболее узким, обозначающим особую разновидность «социальной коммуникации», осуществляющуюся на вербальном уровне обмена информацией в обществе, - «общение».
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |