Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международное сотрудничество в области охраны природы и функции международного права окружающей среды




Международное сотрудничество в области охраны природы и функции международного права окружающей среды. Основные принципы международного права окружающей среды. Источники международного права окружающей среды. Участие международных организаций в правовом регулировании охраны окружающей среды. Международно-правовая охрана отдельных объектов окружающей среды. Региональное сотрудничество государств по охране окружающей среды.

Постановка вопросов

ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

ЛЕКЦИЯ 22.

Ответы на вопросы

Организационно-методические указания лаборантскому составу:

- подготовить к демонстрации мультемедийную систему

 

 

 

Глобальный характер экологических проблемы требует международного сотрудничества и совместных действий государств и международных организаций на глобальном, региональном, субрегиональном и межгосударственном уровнях. В этой связи выделяют нормативную (договорную) и организационную (инициативную) формы сотрудничества государств. Если первая форма заключается в разработке и подписании соглашений по различным аспектам природоохранной деятельности государств, то вторая форма реализуется путем проведения международных конференций, создания и деятельности международных правительственных и неправительственных организаций.

Начало международному сотрудничеству было положено в 1913 году, когда представители 18 стран собрались в Берне (Швейцария) на конференцию по международной охране природы. Однако только с 1948 года по инициативе ЮНЕСКО был организован Международный союз защиты природы, и в 1956 году получивший название Международного союза охраны природы и природных ресурсов. С этого времени международное сотрудничество по охране окружающей среды стало приобретать конкретные формы и содержание.

По инициативе ЮНЕСКО 18 декабря 1962 года была принята резолюция «Экономическое развитие и охрана природы». В резолюции выделено три основных положения: во-первых, целостное рассмотрение совокупности окружающей среды, природных ресурсов, флоры и фауны; во-вторых, интеграция термина "охрана природы" в более широкий термин «охрана окружающей среды»; в-третьих, концепция органического сочетания интересов охраны природы и экономического развития.

В сентябре 1968 года в Париже была проведена первая Межправительственная конференция экспертов по научным основам рационального использования и сохранения естественных ресурсов биосферы. Вслед за этим 3 декабря 1968 года Генеральная Ассамблея ООН принимает резолюцию, в которой отмечается важнейшая роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека и надлежащего экономического и социального развития. ЮНЕСКО является инициатором принятия в 1970 году Международной программы «Человек и биосфера» для осуществления в разных районах мира комплексных многолетних исследований воздействия человека на естественные процессы в биосфере и ее основные природные компоненты, и изучения обратного влияния изменений этих процессов и компонентов на самого человека.

В 1972 году в Стокгольме состоялась конференция ООН по окружающей человека среде, на которой были представлены национальные доклады от 77 правительств, органов и учреждений ООН, межправительственных и международных неправительственных организаций. Конференция приняла Декларацию принципов, обсудила вопросы планирования населенных пунктов и управления в сфере использования природных ресурсов, рассмотрела образовательные, информационные и культурные аспекты проблем охраны окружающей среды.

В декабре 1972 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию об учреждении Программы ООН по проблемам окружающей среды (ЮНЕП). Программа сформирована в рамках системы ООН в целом и направлена на координацию деятельности в области охраны природы на общесистемном уровне. Основными задачами ЮНЕП являются: содействие международному сотрудничеству в области окружающей среды и разработка соответствующих рекомендаций; общее руководство политикой в области охраны окружающей среды; разработка и обсуждение периодических докладов; содействие прогрессивному развитию международного права окружающей среды.

Основным содержанием программы ЮНЕП является оценка состояния окружающей среды, управление природоохранными процессами и осуществление вспомогательных мероприятий. Оценка окружающей среды необходима для своевременного выявления и характеристики возникающих природоохранительных проблем с целью принятия по ним своевременных и эффективных решений. Управление процессами охраны окружающей средой предполагает учет интересов человека при разработке социально-экономических мероприятий и планировании в ходе всей практической деятельности человека.

Генеральной Ассамблеей ООН в 1984 году была образована Международная комиссия по окружающей среде и развитию, со следующими задачами: подготовки долгосрочной стратегии в области окружающей среды, которая позволили бы обеспечить устойчивое развитие до конца 20-го века и на более длительный период; рекомендации способов заботы об окружающей среде, которая содействовала бы более углублённому сотрудничеству между странами, находящимися на различных уровнях социально-экономического развития, и способствовала бы достижению общих и взаимозависимых целей с учётом тесной связи между народонаселением, природными ресурсами, окружающей средой и развитием; реализации мировым сообществом способов и средств эффективного разрешения проблем охраны окружающей среды; выявления общих подходов осознания необходимости разрешения долговременных проблем окружающей среды и осуществления мероприятий по защите природы и повышения качества окружающей среды; выработки долгосрочной программы действий для грядущих десятилетий и определении целей, которые должно ставить перед собой мировое сообщество в сфере охраны окружающей среды.

Качественно новым этапом развития международного сотрудничества в области охраны окружающей среды стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-де-Жанейро. Конференция приняла следующие основополагающие документы: Декларацию об окружающей среде и развитию; Повестку дня XXI века – свод рекомендаций для государств и организаций по обеспечению устойчивого экологического развития в новом столетии. Эти документы конференция Рио-де-Жанейро развивают и углубляют положения стокгольмской Декларации 1972 года с учётом современных требований к охране окружающей среды в планетарном масштабе.

В современных условиях катастрофической трансграничной угрозы национальным экологическим системам, неизбежным и закономерным стала глобализация воздействия цивилизации с окружающей средой. Эти факторы привели к необходимости принятия и проведения согласованных мероприятий по охране природной среды на национальном уровне, к усилению координирующей роли международного права в общем процессе природоохранной деятельности и становлению самостоятельной отрасли международного права окружающей среды. Особое значение международное право окружающей среды представляет для решения таких глобальных экологических проблем как преодоление парникового эффекта и неблагоприятных климатических процессов; предотвращение разрушения озонового слоя; ликвидации последствий кислотных дождей; приостановление опустынивания земель; восстановление биологического разнообразия; снижение влияния ресурсного кризиса и т.д.

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, направленных на урегулирование международных экологических отношений, складывающихся по поводу охраны окружающей среды от вредных воздействий и рациональному использованию природных объектов в интересах мирового сообщества. Предметная область международного права окружающей среды включает: предотвращение, сокращение и устранение негативного воздействия на окружающую среду из различных источников; формирование экологически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов; обеспечение комплексного режима охраны природных памятников и природных резерватов; регламентация научно-технического сотрудничества государств по поводу охраны окружающей среды.

Можно выделить три основных функции международного права окружающей среды: координация международного сотрудничества в сфере охраны и рационального использования окружающей среды; разработка и осуществление глобальных экологических мероприятий; разработка и осуществление научно обоснованных систем мероприятий по охране отдельных объектов окружающей среды.

К основным международно-правовым источникам в этой области относятся международные документы, конвенции, договоры, соглашения и резолюции международных организаций в относительно охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важнейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Право окружающей среды тесно связано с морским, атомным, космическим и другими отраслями международного права.

Объектами международно-правовой охраны окружающей среды являются биосфера, земная суша, недра земли, мировой океан, небесные тела, космическое пространство, флора и фауна Земли, а также борьба с основными источниками загрязнения окружающей природной среды. Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 891; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.