Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка точности местоположения судна

Кодекс ПДНВ-95 в Главе II «Капитан и палубная команда», в табл. А.П-2 «Минимальные знания, понимание и умение для ка­питанов и старших помощников капитанов судов валовой вмести­мостью от 500 р.т. и более» содержит требование не только уметь определить местоположение своего судна всеми доступными спо­собами, но и проанализировать точность полученного места.

Измерения навигационных параметров, как правило, име­ют отклонения от истинного их значения. Эти отклонения назы­вают погрешностями навигационных параметров. Погрешности бывают систематические и случайные. Кроме того, существует особый вид погрешностей - промахи, возникающие как резуль­тат ошибок, допускаемых наблюдателем.

Систематические погрешности не меняют своего значения со временем, или меняют настолько незначительно, что практи­ческого значения эти изменения не имеют, или меняют, но закон изменения систематических погрешностей известен. На опреде­ление местоположения судна они влияют, уводя полученное мес­то от истинного постоянно в одну какую-либо сторону. Система­тические погрешности можно выявить сравнением с эталонным значением навигационного параметра и исключить из результа­та измерений. Систематические погрешности имеют знак и мо­гут быть использованы в виде поправки при измерениях. Напри­мер, сравнение истинного пеленга с компасным пеленгом позво­ляет получить поправку компаса и впоследствии исключать ее из компасных пеленгов.

Случайные погрешности возникают в результате хаотичес­кого воздействия целого ряда незначительных причин (влияние плотности атмосферы, неточное измерение расстояния до ори­ентира кругом дальности на экране РЛС, отсчет данных на кар­тушке компаса в зависимости от угла зрения наблюдателя и т.п.). Предвидеть случайные погрешности заранее невозможно, исключить их из измерений в виде поправки нельзя. Такая по­грешность имеет знак ± и показывает результат разброса значе­ний при измерении.

Охарактеризовать случайные погрешности можно постоян­ной величиной - средней квадратической погрешностью (СКП), получаемой из серии наблюдений в неизменных условиях. СКП можно вычислить по формуле Бесселя

 

 

х-значение единичного измерения в серии, х — среднее значение из серии измерений, n-количество измерений в серии.

Для получения места судна измеряют навигационные параметры - пеленги, расстояния, разности расстояний, частоты сигналов и др.

СКП навигационных параметров можно получить из навига­ционных справочников, руководств по организации штурманской службы и т.п. (например, из Бюллетеня Международной ассоциа­ции навигационных средств и маячных служб - МАМС).

Значения СКП навигационных параметров, позволяющие вычислить СКП места судна:

гирокомпасного пеленга mгкп= ± 0,7°;

магнитного компасного пеленга mмкп= ± 1,5°;

радиолокационного пеленга трлп= ± 1о;

расстояния, измеренного по PJIC т = 1% от шкалы дальности,

если шкала дальности Dш =4 милям;

расстояния, измеренного по РЛС, mD=0,6% от шкалы дальности,

если шкала дальности Dш> 4 миль;

высоты небесного светила mh=1,5.

Общая формула оценки точности обсервованного места судна

где М-СКП места судна,

0 - угол между градиентами навигационных параметров;

Млп1 и Млп2 - СКП первой и второй линии положения.

 

Так как измеряют не линии положения, а навигационные параметры, то следует перейти к погрешностям навигационных параметров. Такой переход выполняют через градиенты навига­ционных параметров

 

Млп=------

 

где Млп - СКП линии положения,

тнп- СКП навигационного параметра,

gнп— градиент навигационного параметра.

 

Средняя квадратическая погрешность места судна, получен­ного по пеленгам навигационных параметров

 


 

 

где ЛП- угол между пеленгами на ориентиры,

D1иD2 - расстояния до навигационных ориентиров.

Средняя квадратическая погрешность места судна, получен­ного по пеленгу и расстоянию

 

 


 

 

гд е D - расстояние до ориентира.

Приведенная выше формула позволяет рассчитать погреш­ность места, полученного по одному ориентиру. Если же пеленг измеряют на один ориентир, а расстояние измеряют до другого ориентира, то в этом случае формула принимает вид

 


 

где П - угол между ориентирами.

 

СКП подчиняется закону нормального распределения (Гаусса). Так как Резолюция А. 529(13) предлагает обозначать место судна на картах фигурой с вероятностью нахождения в нем судна 95%, то радиус такой фигуры (окружности) Rg5% = 2М. В соответствии с за­коном нормального распределения (Гаусса) круговая СКП места суд­на представляет радиус М окружности, охватывающей место нахож­дения судна с вероятностью 68%.

Одно время шли споры, что считать навигационным пара­метром, измеряемым приемоиндикаторами навигационных си­стем - тот сигнал, который принимает прибор, или ту величи­ну, которую получают с приембиндикатора. В конечном счете приняли решение считать навигационным параметром то, что оператор снимает с приемоиндикатора. В этом случае у приемо-индикаторов, которые показывают географические координаты (Лоран-С, GPS, DGPS) навигационным параметром считают эти координаты.

Для GPS, работающих в режиме точных отсчетов PA (Precision Acquisition), если считать СКП для широты = 0,001, а для дол­готы тх = 0,002\ то СКП места судна, полученного по GPS

 


 

 

составит + 2 -10 м.

Любознательные судоводители, которые захотят оценить СКП места, получаемого по судовому приемоиндикатору GPS, могут на стоянке измерить серию значений широт и долгот (10-15 измере­ний), обработать их по формуле Бесселя, получить СКП широты и долготы и по приведенной выше формуле получить погрешность места судна, основанную на измерениях судового приемоиндика­тора GPS.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Стандарты точности судовождения. Резолюции ИМО А. 529( 13)-1983 и А. 915(22)-2001 | Оценка точности счислимого места
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.