КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка точности местоположения судна
Кодекс ПДНВ-95 в Главе II «Капитан и палубная команда», в табл. А.П-2 «Минимальные знания, понимание и умение для капитанов и старших помощников капитанов судов валовой вместимостью от 500 р.т. и более» содержит требование не только уметь определить местоположение своего судна всеми доступными способами, но и проанализировать точность полученного места. Измерения навигационных параметров, как правило, имеют отклонения от истинного их значения. Эти отклонения называют погрешностями навигационных параметров. Погрешности бывают систематические и случайные. Кроме того, существует особый вид погрешностей - промахи, возникающие как результат ошибок, допускаемых наблюдателем. Систематические погрешности не меняют своего значения со временем, или меняют настолько незначительно, что практического значения эти изменения не имеют, или меняют, но закон изменения систематических погрешностей известен. На определение местоположения судна они влияют, уводя полученное место от истинного постоянно в одну какую-либо сторону. Систематические погрешности можно выявить сравнением с эталонным значением навигационного параметра и исключить из результата измерений. Систематические погрешности имеют знак и могут быть использованы в виде поправки при измерениях. Например, сравнение истинного пеленга с компасным пеленгом позволяет получить поправку компаса и впоследствии исключать ее из компасных пеленгов. Случайные погрешности возникают в результате хаотического воздействия целого ряда незначительных причин (влияние плотности атмосферы, неточное измерение расстояния до ориентира кругом дальности на экране РЛС, отсчет данных на картушке компаса в зависимости от угла зрения наблюдателя и т.п.). Предвидеть случайные погрешности заранее невозможно, исключить их из измерений в виде поправки нельзя. Такая погрешность имеет знак ± и показывает результат разброса значений при измерении. Охарактеризовать случайные погрешности можно постоянной величиной - средней квадратической погрешностью (СКП), получаемой из серии наблюдений в неизменных условиях. СКП можно вычислить по формуле Бесселя
х-значение единичного измерения в серии, х — среднее значение из серии измерений, n-количество измерений в серии. Для получения места судна измеряют навигационные параметры - пеленги, расстояния, разности расстояний, частоты сигналов и др. СКП навигационных параметров можно получить из навигационных справочников, руководств по организации штурманской службы и т.п. (например, из Бюллетеня Международной ассоциации навигационных средств и маячных служб - МАМС). Значения СКП навигационных параметров, позволяющие вычислить СКП места судна: гирокомпасного пеленга mгкп= ± 0,7°; магнитного компасного пеленга mмкп= ± 1,5°; радиолокационного пеленга трлп= ± 1о; расстояния, измеренного по PJIC т = 1% от шкалы дальности, если шкала дальности Dш =4 милям; расстояния, измеренного по РЛС, mD=0,6% от шкалы дальности, если шкала дальности Dш> 4 миль; высоты небесного светила mh=1,5. Общая формула оценки точности обсервованного места судна где М-СКП места судна, 0 - угол между градиентами навигационных параметров; Млп1 и Млп2 - СКП первой и второй линии положения.
Так как измеряют не линии положения, а навигационные параметры, то следует перейти к погрешностям навигационных параметров. Такой переход выполняют через градиенты навигационных параметров
Млп=------
где Млп - СКП линии положения, тнп- СКП навигационного параметра, gнп— градиент навигационного параметра.
Средняя квадратическая погрешность места судна, полученного по пеленгам навигационных параметров
где ЛП- угол между пеленгами на ориентиры, D1иD2 - расстояния до навигационных ориентиров. Средняя квадратическая погрешность места судна, полученного по пеленгу и расстоянию
гд е D - расстояние до ориентира. Приведенная выше формула позволяет рассчитать погрешность места, полученного по одному ориентиру. Если же пеленг измеряют на один ориентир, а расстояние измеряют до другого ориентира, то в этом случае формула принимает вид
где П - угол между ориентирами.
СКП подчиняется закону нормального распределения (Гаусса). Так как Резолюция А. 529(13) предлагает обозначать место судна на картах фигурой с вероятностью нахождения в нем судна 95%, то радиус такой фигуры (окружности) Rg5% = 2М. В соответствии с законом нормального распределения (Гаусса) круговая СКП места судна представляет радиус М окружности, охватывающей место нахождения судна с вероятностью 68%. Одно время шли споры, что считать навигационным параметром, измеряемым приемоиндикаторами навигационных систем - тот сигнал, который принимает прибор, или ту величину, которую получают с приембиндикатора. В конечном счете приняли решение считать навигационным параметром то, что оператор снимает с приемоиндикатора. В этом случае у приемо-индикаторов, которые показывают географические координаты (Лоран-С, GPS, DGPS) навигационным параметром считают эти координаты. Для GPS, работающих в режиме точных отсчетов PA (Precision Acquisition), если считать СКП для широты = 0,001, а для долготы тх = 0,002\ то СКП места судна, полученного по GPS
составит + 2 -10 м. Любознательные судоводители, которые захотят оценить СКП места, получаемого по судовому приемоиндикатору GPS, могут на стоянке измерить серию значений широт и долгот (10-15 измерений), обработать их по формуле Бесселя, получить СКП широты и долготы и по приведенной выше формуле получить погрешность места судна, основанную на измерениях судового приемоиндикатора GPS.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3472; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |