Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прием - эпическая ретардация

Эпический стиль гомеровских поэм.

Художественная специфика «Илиады» и «Одиссеи» создается сочетанием целого ряда приемов, типичных для устной героической поэзии и составляющих в своей совокупности своеобразный эпический стиль гомеровских поэм.

Характерная особенность эпического сказания - обстоятельность, неторопливость повествования. Как заметил в свое время Гете в одном из писем Шиллеру, «основное свойство эпического произведения заключается в том, что оно постоянно, то движется вперед, то возвращается назад...» Примеры этому встречаются на каждом шагу. Агамемнон, вняв обманчивому сну, решает произвести испытание своего войска и созывает народное собрание, на котором он выступает первым, держа в руках свой царственный скипетр; и поэт, прежде чем перейти к речи царя, считает нужным сообщить, кто изготовил этот скипетр и как он попал к Атриду («Илиада», песнь 2).

Говор унявши, как пастырь народа восстал Агамемнон,

С царственным скипетром в руках, олимпийца Гефеста

Скипетр сей Гефест даровал молниеносному Зевсу Крониду;

Зевс передал возвестителю Гермесу, аргоубийце;

Гермес вручил укротителю коней Пелопсу герою;

Конник Пелопс передал властелину народов Атрею;

Сей, умирая, стадами богатому предал Фиесту,

И Фиест, наконец, Агамемнону в роды оставил,

С властью над тьмой островов и над Аргосом, царством

пространным.

Еще нагляднее применение эпической ретардации в 19 песне «Одиссеи». Приступая к омовению ног Одиссея, Евриклея узнает своего господина, скрывавшегося под видом нищего, по шраму на колене. Современный читатель ожидал бы здесьбурного излияния чувств старой няньки, в эпической же поэме разворачивается обстоятельный рассказ о происхождении этого шрама: как в юности Одиссей отправился в трети к деду, пошел вместе с родными на охоту и был ранен в колено клыком кабана; автор не забывает сообщить также, что Одиссей вернулся домой с подарками. Только поведав всей подробностях историю, занимавшую свыше семидесяти стихов, поэт возвращается к состоянию Евриклеи:

Эту-то рану узнала старушка, ощупав руками

Ногу; отдернув руку она в изумленье; упала

В таз, опустившись, нога; от удара ее звенела

Медь, покачнулся водою наполненный таз, пролился

На полвода. И веселье и горе поникли старушку.

(песня 19)

Прием «рамочная композиция» широко употребляется в эпосе: эпизод начинается и кончается примерно одинаковыми словами, и этим подчеркивается обособленность данного отрезка повествования, представляющего для сказителя самостоятельный интерес. Иногда отступления разрастаются до целой вереницы самостоятельных картин. Так, непосредственное отношение к сюжету «Илиады» имеет только самый факт изготовления новых доспехов для Ахилла. А эпический поэт с любовью описывает и мастерскую Гефеста, и его беседу с Фетидой, и самый щит, на котором изображены небесные созвездия и омывающий землю океан, война и суд, свадьба и жатва, вспашка поля и сбор винограда, и т.д.

К ретардирующей технике эпоса относятся также многочисленные и подробные описания вооружения героев, приготовления пищи, снаряжение корабля и т.п. При этом если Парис готовится к поединку с Менелаем («Илиада» песня 3) в сравнительно спокойной обстановке перемирия, то вооружение Патрокла происходит в крайне напряженный момент, когда уже троянцам удалось поджечь один из ахейских кораблей, а сам Ахилл торопит своего друга в бой; это не мешает, однако, поэту не только повторить слово в слово традиционное описание процесса вооружения героя, но и напомнить историю копья Ахилла, которое Патрокл из-за его тяжести вовсе не берет с собой («Илиада», песня 16).

От традиционно одинаковых формул, стихов и целых эпизодов следует отличать повторения, цель которых - еще раз напомнить слушателю определенную ситуацию. Так, Одиссей повторяет перед Ахиллом мирные предложения Агамемнона (песня 9,122-157, ср. 264-299); Патрокл обращается к Ахиллу с просьбой отпустить его в бой почти в тех же словах, как это посоветовал ему Нестор (песня 9, 793-802, ср. 16, 36-45). Подсчитано, что в обеих поэмах повторяются 9253 стиха, т.е. третья часть их общего объема.

Традиционный характер носят постоянные эпитеты, прилагаемые либо к целой группе людей, либо к определенным богам и героям: все вожди - «божественные», вскормленные богами», ахейцы - «прекраснопоножные», троянские женщины - «волочащие одежды»; Зевс - «молниевержец», «тучегонитель», Аполлон - «сребролукий», «далекоразящий»; Агамемнон -«пастырь народов», «владыка мужей». Ахилл - «быстроногий», Одиссей -«многохитрый».

Особенно разнообразны многочисленны украшающие эпитеты моря: темно-синее, черное, темно-красное (по цвету морских волн в разное время дня и ночи), широкое, безграничное, многошумное, рыбообильное, многомедное (т.е. носящее на себе корабли с вооруженными воинами) и т.д. - всего в поэмах насчитывается 46 эпитетов моря. Украшающие эпитеты тесно прикреплены к определяемому предмету и зависят от ситуации, в которой этот предмет появляется. Так, естественно, что Ахилл назван «быстроногим», когда он стремительно мчится по полю битвы; но эпитет «быстроногий» прилагается к нему и в первой книге «Илиады», когда Ахилл выступает в народном собрании. Постоянные эпитеты почти никогда не противоречат установившейся характеристике персонажа. В «Одиссее» - иначе, в этой поэме эпитеты сохраняются как традиционный прием, хотя они и противоречат истинным свойствам человека. Так как, например, женихи Пенелопы, несмотря на их бесчинства, все еще «мужественные» и «отважные». Эгисф, соблазнивший жену Агамемнона и убивший его самого при возвращении, назван «безупречным», ибо таков обычный эпитет «царей».

Одним из самых замечательных признаков гомеровского эпического стиля являются обильные, часто пространные и почти всегда складывающиеся в законченную картину сравнения. Своим происхождением они обязаны исконно фольклорному параллелизму, но нередко приобретают в повествовании самостоятельное значение, наслаиваясь одно на другое. Пример - описание боя за тело Патрокла («Илиада», песня 17), где фактическая сторона дела укладывается в несколько строк: ахейцы отступают, унося тело Патрокла, но троянцы теснят их, и оба Аякса ведут тяжелый бой; перед натиском Гектора и Энея ахейские юноши в панике разбегаются. Каждому из моментов описываемого боя в поэме соответствует сравнение, превращающее краткое сообщение в развернутую картину.

Бой позади несущих тело:

Бурный, подобно как огнь, устремленный на град

человеков:

Вспыхнувши вдруг, пожирает он все; рассыпаются

зданья

В страшном пожаре, который шумит, раздуваемый

ветром.

Усилия несущих тело:

Те ж, как яремные мески, одетые крепкою силой,

Тянут с высокой горы, по дороге жестокобугристой

Брус корабельный иль мачту огромную; рьяные

вместе

Страждут они от труда и от пота, вперед послешагая, -

С рвеньем таким аргивяне Патрокла несли.
Аяксы отражают бой:

... как холм - разъяренные воды,

Лесом поросший, чрез целое поле протяжно лежащий;

Он и могучие реки с свирепостью волн их, встречая,

Держит и, весь их напор отражая, в долины другие

Гонит, его же не в силах могучие реки расторгнуть...

Ахейцы не выдерживают натиска Гектора и Энея:

И, как туча скворцов или галок испуганных мчится

С криками ужаса, если увидят сходящего сверху

Ястреба, страшную смерть наносящего мелким

пернатым, -

Так пред Энеем и Гектором юноши рати ахейской

С воплем ужасным бежали...

Как видим, поэт не удовлетворяется указанием на объект сравнения (бойка огонь Аяксы, как холм), но, назвав его, делает центром картины из жизни природы или окружающего быта. Наряду с описаниями природы в сравнениях имеются зарисовки современных поэту социальных отношений, чуждые основному содержанию «Илиады». В «Одиссее» сравнений меньше и он беднее: описания бури на море, чудесного сада кирки, как и скромного ужина в хижине свинопаса, органически укладываются г; само авторское повествование или рассказ его героя.

Еще один своеобразный прием эпического стиля получил в науке название «закона хронологической несовместимости» - действия, происходящие одновременно, изображаются как последовательные. В конце 11 песни «Илиады» Патрокл торопится увидеть Ахилла и сообщить ему о тяжелом положении ахейцев, но приходит к нему только в начале 16 песни, так как 12-15 песни заняты последовательным изложением событий, происходивших одновременно. В конце 13 песни «Одиссеи» Афина, встретив героя на Итаке, направляет его к Евмею, а сама улетает в Лакедемон, где в это время находится Телемах; поскольку 14 песня посвящена пребыванию Одиссея у Евмея и завершается тем, что оба героя ложатся спать, то и Афина появляется в Лакедемоне только на утро следующего дня (песня 15), т.е. по истечении времени, необходимого для осуществления одновременного действия. Эти особенности эпического стиля объясняются психологией слушателя, которому трудно уследить за течением событий в синхронном разрезе, так как нет возможности перелистать заново уже прочитанные главы. Поэту тоже удобнее вести рассказ последовательно, не заставляя держать в памяти различные линии повествования.

Неотъемлемым признаком древнегреческого эпоса является традиционный размер стиха - гексаметр.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
TButton, исходный текст, заголовки и Z-упорядочивание | Цикл лимонной кислоты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 8653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.