КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №3. Информационные технологии в календарном планировании
Главный недостаток линейных графиков:сложность их корректировки при нарушениях первоначальных сроков работ или изменении условий их проведения. Эти недостатки устраняются при другой форме календарного планирования – сетевых графиках. Сетевой график - представляет собой графическое изображение процессов, выполнение которых приводит к достижению одной или нескольких поставленных целей, с указанием установленных взаимосвязей между этими процессами.
Рис.4.Сетевой график.
Сетевой график основан на использовании другой математической модели - графа. Граф — это совокупность непустого множества вершин и множества пар вершин. Объекты представляются как вершины, или узлы графа, а связи — как дуги, или рёбра. Для разных областей применения виды графов могут различаться направленностью, ограничениями на количество связей и дополнительными данными о вершинах или рёбрах.
В современных условиях осуществлять календарное планирование вручную (на бумаге) невыгодно и как минимум неадекватно. Для построения календарных планов целесообразно использовать соответствующие программные продукты такие как Microsoft Project, Time Line, Primavera Project Planner, Spider Project,система ORTEMS и т.д. Microsoft Project 2010. Программный комплекс Microsoft Project является наиболее популярным в среде руководителей малых и средних предприятий. Планирование с его помощью осуществляется в мелкосерийном и единичном производстве. Это объясняется широкими возможностями пакета, удобным, хорошо знакомым большинству пользователей графическим интерфейсом. Microsoft Project позволяет эффективно решать задачи управления проектом на всех этапах его реализации. Пакет дает возможность выполнить структуризацию производственного процесса путем декомпозиции его на этапы, задачи и подзадачи, выявить задачи критического пути, получить график реализации заказа, осуществить распределение ресурсов, контролировать загрузку ресурсов [2,с.45]. Довольно часто планирование понимают только как составление графика работ, упуская из вида управление ресурсами, составление бюджета, графика потребности в материалах, машинах и механизмах и т. д.
Рис.5. Типовой календарный график, составленный с помощью Microsoft Project. Полноценная техника планирования с помощью Microsoft Project 2010 включает в себя следующие этапы и последовательность: 1. Определение цели проекта и ее описание. Довольно часто проекты начинаются без четких и измеримых целей. 2. Определение технологических стадий (этапов работ). Для проекта должна быть выбрана технология реализации, определяющая стадии развития проекта. Одной из типичных ошибок планирования является несоответствие плана технологическому циклу. 3. Для технологических стадий необходимо определить список задач, указать их последовательность и прогнозируемую длительность (зависит от назначенных ресурсов). Необходимо согласовать вопрос о выделяемых ресурсах для проекта. Следует отметить, что все ресурсы компании должны распределяться централизованно. 4. Довольно часто возникает ошибка планирования, связанная с тем, что некоторые дефицитные ресурсы используются одновременно в двух разных проектах. Для решения данной проблемы все проекты в компании должны быть приоритезированы. 5. График работ в таких системах, как Microsoft Project, получается автоматически, если определены задачи и ресурсы. 6. Если определить расценки на человеческие ресурсы, машины, механизмы и материалы, то бюджет может быть получен также автоматически. Одна из типичных ошибок заключается в том, что бюджет не сверяют с графиком работ. 7. В небольших проектах обязательным условием начала работ по проекту является наличие утвержденного письменного задания, бюджета и графика работ, которые образуют формальный документ «План проекта». Довольно часто перед началом проекта некоторые из указанных документов отсутствуют, последствия этого мы рассмотрим ниже. В больших проектах, необходимо также разработка планов управления рисками, качеством, документооборотом, персоналом и др. Также необходимо отметить, что процесс планирования является итеративным. План проекта (сроки, список задач, бюджет) должен изменяться по результатам как исполнения проекта, так и по результатам изменения среды проекта.
Microsoft Project поддерживает все возможные типы связей между задачами: FS (Finish — Start), SS (Start — Start), FF (Finish — Finish), дает возможность определить время отставания или опережения. График реализации проекта может быть представлен в виде диаграммы Гантта, PERT или сетевого графика. Имеется возможность использовать специфический тип ресурса, количество которого не влияет на время выполнения задачи — материалы. Для ресурса можно задать стандартную цену использования, цену при сверхнормативном использовании и фиксированную цену использования. Для каждого ресурса можно определить собственный календарь. Пакет обладает широкими возможностями по генерации отчетов. В пакете содержится более десятка стандартных отчетов, имеется возможность определить уникальный отчет, включив в него необходимую информацию. Пакет Microsoft Project позволяет импортировать данные из файлов, созданных в среде других приложений, например, Microsoft Excel и Microsoft Access. В пакет включены средства поддержки коллективной работы. Имеется возможность отправки электронного письма ресурсу в момент назначения этому ресурсу задачи. В пакет встроены средства, обеспечивающие информацию о состоянии проекта в виде HTML-документа, что значительно облегчает работу по подготовке информации о состоянии проекта для опубликования на сервере проекта. Неоспоримым достоинством пакета является возможность использования единого для офисных приложений Microsoft языка программирования VBA (Visual Basic for Applications), что предоставляет возможность разработки программных компонентов, обеспечивающих решение специфических задач. Spider Project (разработчик — компания "Технологии управления „Спайдер"") — отечественная система управления проектами. От зарубежных аналогов пакет отличает подход к определению длительности операций. В большинстве известных пакетов операции характеризуются длительностью их исполнения. В Spider Project наряду с длительностями можно задавать физические объемы работ на операциях. Длительность определяется пакетом в процессе составления расписания работ в зависимости от производительности назначенных ресурсов. Имеется отличие и в определении задержек на связях операций. Наряду с положительными и отрицательными временными задержками, можно использовать и объемные задержки. Кроме отдельных ресурсов можно задавать мультиресурсы и пулы. Мультиресурс — это группа ресурсов, которые выполняют работы вместе. Пулы — это группы взаимозаменяемых ресурсов. Пакет позволяет использовать неограниченное количество составляющих стоимости, создать неограниченное количество различных иерархических структур работ и ресурсов. Есть возможность хранить неограниченное количество версий проекта и анализировать ход исполнения работ не только по сравнению с базовой версией, но и с любой другой. При моделировании рисков в качестве исходной информации используются не оценки длительности (оптимистические, пессимистические), а оценки производительности ресурсов. Система ORTEMS. Решения на базе автоматизированной системы календарного планирования Ortems (разработана французской компанией Ortems S.A.S.) воплотили 18-летний опыт компании-разработчика и тысяч пользователей системы более чем в 30 странах мира. Ortems дает возможность осуществлять стратегическое планирование производства с использованием ключевых показателей эффективности (KPI), оперативное управление на основе детальных данных о технологическом процессе. Ее возможности позволяют учитывать сотни единиц оборудования и операций в технологических маршрутах, производить быстрые расчеты планов с учетом многообразных факторов оптимизации и вносить в планы оперативные изменения. Типичный рабочий день планировщика, использующего систему ORTEMS, разбит на две части: до обеда и после обеда. До обеда – подготовка данных для планирования (планирование на ближайшие 3-14 дней – для предприятий с коротким циклом производства); после обеда – подготовка сменных заданий с учетом факта выполнения за предыдущие сутки. Конечно, возможны отклонения, обусловленные локальной спецификой, но в большинстве случаев алгоритм действий планировщика в течение дня можно представить следующим образом. В систему управления предприятием (ERP, 1C, EXCEL и т.д.), интегрированной с ORTEMS, менеджеры отдела сбыта вводят заказы клиентов, прогнозы продаж или заявки на пополнение склада. Указывается номенклатура, количество и дата требуемой отгрузки. Прогноз продаж и заказы аккумулируются в учетной системе. Там они оцениваются, после чего принимается решение о размещении их в производство. Нажав на кнопку «Планы», заказы переносятся в систему оперативного планирования ORTEMS. ORTEMS преобразует пришедшие заказы в производственные партии и разворачивает их по полуфабрикатам/операциям. Система определяет, может ли производство их выпустить при существующей загрузке линий и заданных ограничениях. Отметим, что из системы управления предприятием вместе с портфелем заказов передаётся и вся необходимая нормативно-справочная информация. В терминах ORTEMS это называется «информационная модель». Она содержит описание производственного процесса, включающее информацию о технологических линиях, операциях, маршрутах, рецептах и спецификациях изготовления продукции, а также многие другие параметры (Подробнее об информационной модели). В ней корректируются параметры производства и добавляются новые операции. На основе полученных данных ORTEMS в автоматическом режиме, с использованием критериев оптимизации, составляет оптимизированное производственное расписание с учётом заданных ограничений. Система ORTEMS за секунды рассчитывает точный срок выпуска каждой партии, технологический маршрут и исполнителей. Просроченные заказы по каждому полуфабрикату видно сразу – где просрочка, на сколько дней, по какой причине (поломка оборудования, длинная очередь заказов, отсутствие материалов или заготовки т.д.). Просроченные заказы выделены красным цветом. Заказы, находящиеся в критической зоне – например, между датой отгрузки и плановым временем их выпуска из производства меньше суток, окрашены в желтый цвет. Одним из важных действий является процедура перепланирования полученных заказов согласно настроенным критериям оптимизации. Наличие большого списка таких критериев делает работу ORTEMS настоящим инструментом принятия решений. Система способна осуществлять календарное планирование размещения операций на линиях в соответствии с выбранной стратегией: Ø минимизация задержки при выпуске заказов Ø максимизация загрузки оборудования Ø минимизация технологических переходов Ø целесообразность вывода дополнительных смен и т.д.
Созданный план производства синхронизирован с потребностью в материалах. Для предприятий с коротким циклом производства (2-14 дней) потребность в материалах имеет двойное значение: Ø потребность на 3 дня вперёд – это план завоза материалов со склада в цеха Ø потребность на 3 недели вперёд – это план закупок для отдела снабжения
Полученное производственное расписание можно отредактировать: Ø изменить дату выполнения партии; Ø переместить партию на другую линию или дату начала производства; Ø изменить количество изделий в партии; Ø изменить порядок следования партий на линиях.
По данным на 2011 год началась разработка систем календарного планирования на основании «облачных технологий». Облачные вычисления (англ. cloud computing) — технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Облачные вычисления представляют собой динамически масштабируемый способ доступа к внешним вычислительным ресурсам в виде сервиса, предоставляемого посредством Интернета, при этом пользователю не требуется никаких особых знаний об инфраструктуре "облака" или навыков управления этой "облачной" технологией. Рис.7. Схематичное представление облака. Под "облаком", разумеется, подразумевается не сам Интернет, а весь тот набор аппаратного и программного обеспечения, который обеспечивает обработку и исполнение клиентских заявок, а Интернет непосредственно необходим для того, чтобы предоставлять удалённый доступ к различным вычислительным ресурсам. Поэтому, сервисы облачных вычислений представляют собой онлайновые приложения, доступ к которым обеспечивается посредством обычного интернет-браузера. Нет никакой особой разницы, развлекательные ли это сервисы, или специализированные бизнес-приложения, суть одна: пользователю совершенно не нужно обладать определённым производительным "железом" для запуска специфического программного приложения, ему достаточно лишь обратиться через интернет к соответствующему провайдеру и попросту оплатить услугу, в идеальном случае - получить её бесплатно, с просмотром рекламы от спонсоров и т.д. Технологию облачных вычислений делят на три вида: Ø IaaS (Infrastructure as a service) - предоставление инфраструктуры в качестве сервиса Ø PaaS (Platform as a service) - платформы в качестве сервиса - PaaS (Platform as a service) Ø SaaS (Software as a service) - программного обеспечение в виде сервиса – SaaS (Software as a service), Компания PM Consulting Services привела в Россию облачную систему Clarizen во многом ориентируясь на рекомендации Gartner по выбору поставщиков. Не только Gartner дал положительное заключение на Clarizen. Первая версия Clarizen сразу же получила награду Red Herring Europe 100, т.е. как один из 100 лучших способов для инвестирования в Европе, эту же позицию поддержал American Venture Magazine. Эксперты по облачным системам из THINKstrategies после аудита нескольких внедрений Clarizen присуждают системе награду как входящего в список лучших облачных решений ("Best of SaaS"). Clarizen выигрывает престижный конкурс CODiE Award для лучшего программного обеспечения в категории управления проектами, Clarizen включается в список лучших облачных систем еще тремя аналитическими агентствами. Однако требовалось не просто награда, а заключение независимого и авторитетного аналитика после сравнения широкого набора облачных систем управления проектами. Gartner в своих отчетах фокусируется на крупный корпоратив масштаба концернов из Fortune 1000, поэтому решениям до 100 рабочих мест уделяет среднее внимание, т.к. рассматривает только как вариант внедрения в департаменте. Отчет Gartner о лучших облачных системах управления проектами весьма интересный, но не определяет кто лучший. Требовалось заключение от самогоавторитетного эксперта по рынку SMB. По определению Европейской комиссии "средние" предприятия имеют до 250 человек (не включая рабочих) и оборот до 50 миллионов евро. Эксперт таким SMB-компаниям есть - это TopTenReviews, по данным internal Global Metrics сайт TopTenReviews посещает около 6,3 миллиона человек в месяц, которые 24 миллиона раз в месяц читают обзоры его экспертов. Это говорит об авторитете отчетов TopTenReviews. Эксперты TopTenReviews аккуратно сравнили 15 разных облачных систем управления проектами по 60 критериям и выбрали Clarizen поставив ему наивысшие оценки за коммуникацию в проектах (что совпало с оценкой Gartner), за средства управления ресурсами, за возможности управления портфелем проектом, за простоту использования и качество технической поддержки. Общее заключение TopTenReviews: "Clarizen был выбран победителем рейтинга по облачным системам управления проектами за интуитивный интерфейс и очень полезные дорожные карты проектов" Использованная литература 1. Ильин А.И. Планирование на предприятии: учеб. пособие/А.И. Ильин.-7-е изд., испр. и доп. -Мн.: Новое знание, 2006.-668 с. 2. Куперштейн В.И. Microsoft Project 2010 в управлении проетами./Под общ.ред. А.В.Цветкова.- СПб.:БХВ-Петербург,2011.-416 с. 3. Питеркин С.В. Точно вовремя для России. Практика применения ERP-систем.-М.: Альпина паблишер, 2010– 368 с. 4. Потапов С. Как управлять бизнес-проектом-М.:Эксмо,2007, 160 стр. 5. Сачко Н.С. Организация и оперативное управление машиностроительным производством: учебник.,- Мн.: «Новое знание», 2008, - 640 с. 6. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник. Изд. 6-е.- СПб.: Питер, 2011 -496 с. 7. Интернет –источники:
http://www.ortems.ru – официальный сайт Ortems S.A.S. в России. http://microsoftproject.ru/ - официальный сайт Microsoft Project http://www.spiderproject.ru/ - официальный сайт СПАЙДЕР Проджект
Рис.2. Стандарт-план однорядной непрерывно-поточной линии (такт потока r=2,5 мин.)
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |