Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Новорожденность, как кризисный период




Лекция 4

Тема «Психология младенчества»

 

Вопросы:

1. Новорожденность, как кризисный период;

2. Младенчество, как период стабильного развития;

3. Кризис одного года.

 

 

 

Появление на свет— важное событие в жизни каждого человека. В постнатальный период происходит коренное изменение об­раза жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания (включают­ся легкие ребенка), новый способ питания, новые темпера­турные условия и т. п. Поэтому новорожденность с физиоло­гической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения орга­низма.

Некоторые психологи придают особое значение форме ран­него контакта с ребенком сразу после рождения. Утверждается, что в первые полтора часа после появления на свет существует критический (сензитивный) период, когда «запускается» врож­денный механизм формирования привязанности у ребенка к матери и у матери по отношению к ребенку.

Характерные особенности периода новорожденности:

1. малое различение сна и бодрствования,

2. преобладание торможения над возбуждением,

3. спонтанная двигательная активность (не­целенаправленная, импульсивная, толчкообразная).

Новорожденный обладает целым набором безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни. Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функ­циональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на про­тяжении первого года жизни большинство из них угасает.

Социальная ситуация развития младенца Эта ситуация определяется полной беспомощностью младенца и отсутствием каких бы то ни было средств к самостоятельному существованию, к удовлетворению своих потребностей. Единственным таким «средством» является другой человек - взрослый, который опосредует абсолютно все проявления младенца. Что бы ни происходило с младенцем, он всегда находится в ситуации, связанной с ухаживающим за ним взрослым. Предметы появляются и исчезают из поля зрения ребенка всегда благодаря участию других людей; ребенок передвигается в пространстве всегда на чужих ногах и руках; устранение мешающих младенцу раздражителей и удовлетворение его основных потребностей всегда совершается через других людей.

Взрослый с первых дней жизни выступает по отно­шению к ребенку с опережающей инициативой, он приписы­вает ребенку качества субъекта общения — обращается к нему, о чем-то спрашивает, комментирует собственные дей­ствия. Ребенок в первые недели уже способен подражать не­которым мимическим действиям, которые ему демонстриру­ют (феномен лицевой имитации новорожденных). Взрослый, кроме того, очевидно, становится наиболее привлекательным и удобным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях. Постепенно ребенок улавливает коммуникативные послания взрослого, на тре­тьей-четвертой неделе у ребенка в состоянии спокойного бодрствования можно наблюдать так называемое ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого — ребенок замирает, губы слегка вытягива­ются вперед, происходит глазной контакт. В возрасте 4—5 не­дель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения.

Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается именно воз­никновение ответной реакции ребенка — улыбки на обраще­ние матери (близкого взрослого).

В последующие недели складывается комплекс оживле­ния, который служит границей критического периода ново­рожденности и показателем перехода к младенчеству как пе­риоду стабильного развития.

Комплекс оживления — это особая эмоционально-двига­тельная реакция на появление взрослого в поле зрения ребен­ка. Начавшись с замирания, сосредоточения на лице взрослого и улыбки, в последующие недели эта реакция при­обретает действительно развернутый комплексный характер. В 8 недель компоненты реакции радостного оживления со­провождаются громким коротким вздохом; в 10—12 недель он включает в себя серию глубоких вздохов, вскидывание ручек, перебирание ножками, радостное повизгивание, разнообраз­ные вокализации (гуление, вскрики). Возникновение иници­ативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевремен­ность появления и степень выраженности комплекса оживле­ния — основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни. Комплекс оживления начинает дифференцироваться после трех месяцев.

Появление комплекса оживления у ребенка показывает, что возникла не только потребность в общении со взрослым, но и появились средства общения.

Ведущая деятельность ребенка в период новорожденности – непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 3902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.