Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2. Младенчество, как период стабильного развития




 

Младенческий возраст от 2-х месяцев до 1 года. Кризисный период новорожденности заканчивается пери­одом стабильного развития — младенчеством.

Ведущая деятельность младенческого периода — непосред­ственно-эмоциональное общение (по Д.Б. Эльконину) или ситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Объект этой деятельности — другой человек. Основное содержание общения между взрослым и ребенком составляет обмен вы­ражениями внимания, радости, интереса и удовольствия по­средством мимики, жестикуляции, телесного контакта, звуков и слов.

О решающей роли общения в психическом развитии ре­бенка убедительно свидетельствуют так называемые явления госпитализма.

Госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения его от матери, а также ранней его институализации.

Признаками госпитализма являются потеря в весе, вя­лость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими.

Явление госпитализма обнаружилось при изучении детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего поража­ла огромная смертность маленьких детей в приютах. Напри­мер, в 1678 г. в Венеции из 2000 детей, принятых в приют, в течение 10 лет осталось в живых только семь. Дети, остав­шиеся в живых, имели выраженное отставание в физическом и психическом развитии: к трем годам они не умели есть, по­чти не говорили, были чрезмерно пассивны или, напротив, возбуждены и агрессивны Причины таких последствий дол­гое время искали в особенностях санитарно-гигиенического ухода, в неполноценном питании и небрежности врачей. Большое значение для исследования госпитализма имели исследования Р. Шпица. Он проводил сравнительные наблю­дения за развитием детей в одном из приютов и одновремен­но в яслях при женской тюрьме. Гигиенические условия, врачебное наблюдение, «наследственность» в приюте были лучше. Но дети из яслей имели единственное преимущество: за ними ухаживали их собственные матери. В тюремных яс­лях за два года не умерло ни одного ребенка, в то время как в приюте из 91 ребенка погибло 37%. Годовалые дети из приюта встречали незнакомых людей испуганным визгом или вели себя крайне навязчиво. К концу второго года дети станови­лись пассивными, предпочитая лежать в постельках. Р. Шпиц объяснял подобные нарушения развития разры­вом контактов ребенка с биологической матерью, подчеркивал глубину и необратимость искажений психического развития.

Российские педиатры и психологи причину госпитализма определили как дефицит общения. Симптомы госпитализма могут воз­никать даже в семье, например при ранней разлуке (помещении ребенка в больницу и т.д.). Так бывает, когда родные не уделяют ребенку достаточно внимания и тепла, в ситуации социально-эконо­мического неблагополучия или когда ребенок оказывается по какой-либо причине, например из-за несоответствия его пола ожидаемому, психологически «не принятым» матерью.

В первом полугодии жизни потребность ребенка во внима­нии и доброжелательности взрослого удовлетворяется в ходе ситуативно-личностного общения, выполняющего функции ведущей деятельности.

Ребенок особо выделяет и узнает свою мать, беспокоится при ее уходе, позже (в 6—8 месяцев) — различает более широкий круг «своих» и «чужих». При приближении незнакомого взрослого четырехмесячный ребенок настораживается, вни­мательно всматривается в его лицо, широко открывает глаза, притормаживает движения, иногда у него возникает реакция страха.

В 7-10 месяцев ориентировочная реакция на новое лицо, сменяющаяся реакцией страха или познавательного интере­са, является возрастной нормой. В этом возрасте ребенок с готовностью включается в игровой контакт (игры в «ку-ку» и в «бросание игрушки»). В ситуациях общения ребенок на­чинает использовать жесты (протягивать руки, показывая, что хочет на руки; тянуться руками к далекому предмету, по­казывая свое желание получить его).

К концу первого года жизни комплекс оживления закономерно исчезает. Теперь на незнакомое лицо ребенок реагирует чаще не страхом, а робостью, стеснением, интересом. Важно, что отношение к взрослым избирательное и дифференцированное.

Во втором полугодии ребенок начинает испытывать нужду в сотрудничестве, соучастии со взрослым, чтобы достичь желае­мого при ограниченных возможностях. Общение приобретает форму ситуативно-делового взаимодействия. К концу первого года ребенок все чаще призывает взрослого и обра­щается к нему за помощью. Желание быть понятым делает необходимым речевой контакт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 4870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.