Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность как методологическая проблема психологии

Деятельность как философская и общенаучная категория универсальна и абстрактна. В самом общем смысле деятельность можно представить как специфическую человеческую форму отношения к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры (Э.Г.Юдин) деятельность меняет и преобразует действующего индивида.

Понятие деятельности полифункционально. Э.Г.Юдин выделяет пять функций деятельности:

1). Деятельность как объяснительный принцип, универсальное основание человеческого мира;

2). Деятельность как предмет объективного научного исследования, т.е. как нечто расчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научной дисциплины в соответствии со спецификой её задачи и совокупностью её понятий;

3). Деятельность как предмет управления – то, что подлежит организации в систему функционирования и развития на основе определенных принципов;

4). Деятельность как предмет проектирования, т.е. выявление способов и условий оптимальной реализации преимущественно новых видов;

5). Деятельность как ценность в различных системах культуры.

В психологии деятельность выступает во всех перечисленных ипостасях. В советской психологии доминировало рассмотрение деятельности как объяснительного принципа всей психической жизни, что ограничивало пространство психологической мысли. Надо заметить, что в советской психологии изучалась не сама деятельность, а её отдельные компоненты, в частности, изучались преимущественно действия, вырванные из состава деятельности. Квинтэссенцией психологической советской теории деятельности оказалось знание о действиях. Проблематика человек и мир, душа и дух, свобода действия и свободная воля оставались вне углубленного изучения.

Исходный метод изучения психики признавался как анализ преобразований психического отражения в процессах деятельности индивидов, исследуемой в филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах.

В современной российской психологической теории используются принципы, заложенные деятельностным подходом и подтвердившие свою научность. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии. Благодаря ему отечественная психология смогла оформиться в самобытную научную школу, обладающую логичной, мало противоречивой, объективно доказуемой теоретической базой. У отечественной научной школы есть ряд достижений перед мировой психологической наукой.

Достижения отечественной психологии, совершенные благодаря деятельностному подходу:

1) Выделены критерии развития психики и стадии развития психики в филогенезе;

2) Разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей силе развития психики в онтогенезе;

3) Разработаны представления о механизме формирования психического образа;

4) Сформированы знания о структуре деятельности;

5) Разработаны роль значения, личностного смысла, чувственной ткани, как образующих сознания;

6) Сформировано учение об иерархии мотивов и личностных смыслах как единицах строения личности.

Деятельность формирует качества и свойства субъекта необходимые для его жизнедеятельности, но не заложенные в его биологической природе. Иначе говоря, субъект приобретает в деятельности новые знания, умения, навыки, привычки, способности, что позволяет ему успешнее адаптироваться и улучшать своё психологическое и соматическое здоровье. Процесс и результат формирования индивидуального опыта носит название научения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Динамический аспект деятельности | Умения, навыки, привычки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.