Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умения, навыки, привычки

Говоря о приобретенных формах деятельности и поведения человека, мы обращаемся к таким явлениям, как умения, навыки и привычки.

Умения – элементы деятельности, позволяющие человеку делать что-либо с высоким качеством. Обычно умения включают в себя компоненты, выполняемые автоматически. Их называют навыками. В целом умение представляет собой не полностью доведенное до автоматизма действие, поэтому выполнение умения необходимо сознательно контролировать.

Навыки – это автоматизированные умения. Выполнение навыка осуществляется по внутренне контролируемой программе, на бессознательном уровне. В теории деятельности навык аналогичен операции.

При автоматизации умений и превращении их в навыки в структуре деятельности происходит ряд преобразований: автоматизированные действия и операции, ставшие навыками, сливаются в единый целостно протекающий поведенческий акт. Лишние, ставшие ненужными движения исчезают, количество ошибок резко уменьшается. Первоначально необходимый контроль сознания ослабевает. Контроль действия или операции смещается с самого процесса на результат. Внешний сенсорный контроль за выполнением операции заменяется внутренним - со стороны программы выполнения действий. Скорость выполнения операций резко возрастает, достигая своего максимума. Всё это происходит в результате длительных упражнений и тренировок.

Физиологической основой автоматизации компонентов деятельности, первоначально представленных в её структуре в виде действий и операций, а затем превратившихся в навык, является переход управления деятельностью с её сознательного уровня на бессознательный с доведением соответствующих действий и операций до автоматизма.

Теорию формирования навыка отечественные психологи разрабатывали, опираясь на учение о построении движении А.Н.Бернштейна. Согласно теории А.Н.Бернштейна, движения человека могут осуществляться на пяти уровнях ЦНС. Соответственно, они связанны с сознанием и осознаются. Их протекание определяется функционированием коры головного мозга. Не полностью осознаваемые действия связаны с функционированием ближайшей подкорки и медиобазальных отделов коры. Практически неосознаваемые действия реализуются за счет функционирования нижних подкорковых структур, вплоть до отделов спинного мозга.

Освоение нового сложного движения начинается с сознательного контроля за его выполнением (управление движением со стороны коры мозга). Затем действие превращается в умение и его контроль переходит на более низкий уровень (ближайшей подкорки). При превращении движения в автоматизированный навык, контроль за ним совершается на бессознательном уровне (нижними структурами мозга).

Поскольку навыки входят в структуру действий и различных видов деятельности они обычно взаимодействуют, объединяются друг с другом, образуя сложные системы навыков. Характер взаимодействия навыков в системе может быть различным – от полной согласованности до противодействия, от взаимно положительного воздействия до рассогласования.

Согласование навыков происходит в следующих случаях:

· система движений, находящаяся в составе одного навыка, полностью соответствует системе движений в составе другого навыка;

· реализация одного навыка создает благоприятные условия для выполнения другого;

· окончание выполнения одного навыка фактически является началом выполнения другого.

Ситуация рассогласования или противодействия навыков друг другу носит название интерференции. Она отмечается при наличии следующих противоречий

· система движений, включенных в один навык, оказывается несовместимой с совокупностью движений, входящих в состав другого навыка;

· при переходе от одного навыка к другому нарушается структура уже сформированного навыка;

· система движений, входящих в состав одного навыка, тормозит выполнение другого, уже доведенного до автоматизма;

· начало и концы последовательно выполняемых навыков не стыкуются.

При полной автоматизации явление интерференции обычно сводится к минимуму или полностью исчезает.

Понятия «умение» и «навык» имеет широкую трактовку. Например, можно говорить о навыках чтения, счёта, навыках логических рассуждений, подбора средств для выполнения задачи и т.д.

Умение образуется в результате координации навыков и их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Через регуляцию таких действий осуществляется оптимальное управление умением, которое заключается в обеспечении безошибочности и гибкости выполнения действия, т.е. в получении соответствующего надежного результата.

Если навык обобщается, согласуется с другими навыками, доводится до совершенства, то в этом случае навык может переноситься из одной ситуации в другую.

Человек способен изменять структуру навыков, операций, входящих в состав умения, а также последовательность выполнения элементов умения, сохраняя при этом конечный результат.

Умение в отличие от навыка всегда опирается на интеллектуальную деятельность человека и обязательно включает в себя интеллектуальный компонент. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное отличие умения от навыка. Автоматизация интеллектуальной деятельности в процессе реализации умений обычно происходит в те моменты, когда изменяются условия деятельности, когда возникают нестандартные ситуации, требующие оперативного принятия новых решений. Управление умениями на уровне коры головного мозга осуществляется более высокими анатомо-физиологическими инстанциями, чем управление навыками на уровне нижележащих мозговых структур.

Формирование умений и навыков происходит в результате тренировки и упражнений. Благодаря тренировке и упражнениям совершенствуются не только названные элементы, но и деятельность в целом.

Ещё один важный элемент деятельности – привычка. Под привычкой понимается устойчивая система взаимосвязанных умений и навыков, которые в первую очередь возникают и выполняются человеком в определенной ситуации. Привычка связана с конкретной ситуацией. У человека, как правило, для каждой ситуации есть свои привычки. Совокупность привычек человека часто называют его образом жизни. Деятельность человека, если она уже сформировалась и многократно повторяется в одних и тех же условиях, состоит из множества разнообразных привычек, в структуру, которых входят умения и навыки. Умения отличаются от привычек по ряду параметров.

Отличия умений от привычек:

1) Привычки в отличие от умений не связаны со способностями.

2) Привычка не направлена на получение высоко результата, а умение улучшает результат деятельности.

3) Умения мало связаны с конкретной ситуацией, больше зависят от выполняемой человеком деятельности, привычки зависят от ситуации и в меньшей степени от деятельности.

4) Умение полезно. Привычка не всегда является полезной и разумной.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Деятельность как методологическая проблема психологии | Деятельность и другие психические явления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 5702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.