Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о представлениях

Представления – это образы, запечатлевшиеся в памяти и в воображении в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств.

Представления являются более высокой ступенью отражения, нежели образы восприятия, так как в них, по словам И.М. Сеченова, «совмещается всё, что человек знает о предмете».

Будучи наглядным, чувственным образом, представление вместе с тем характеризуется высоким уровнем обобщённости. Совмещая в себе наглядность и обобщённость, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к абстрактному мышлению.

Особенности представлений слепых и слабовидящих

Нарушения функции зрения, затрудняя, ограничивая либо исключая полностью возможность зрительного восприятия, неизбежно отражаются и на представлениях, так как, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.

Таким образом, первой характерной особенностью слепых является резкое их сужение за счёт полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов.

Характерными особенностями представлений слепых и слабовидящих являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщённости (генерализованность) и вербализм (А.А. Крогиус, В.И. Руднёв, А.И. Скребицкий и др.). Данные особенности представлений проявляются у людей с нарушениями зрения в различной степени и зависят от остроты зрения, размера и поля зрения, а также знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания.

Фрагментарность зрительных представлений частичнозрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ не полон, лишён целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту.

Фрагментарность представлений лиц с дефектами зрения отчётливо проявляется при воспроизведении образов путём лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов.

Фрагментарность слабовидящих является результатом недостаточно полного чувственного знания о предмете. Неполное и неточное отображение предметов ведёт к снижению уровня обобщённости, выделению несущественных признаков.

Например, в образе лисы для незрячего ребёнка наиболее важной деталью может явиться пушистый хвост, а в образе зайца – короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщённость являются причинами несоответствия образа оригиналу. Неадекватность образов отчётливо проявляется при повторном восприятии объектов в процессе узнавания. Так, незрячий ребёнок может спутать белку и лису, зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй – короткие.

В основе фрагментарности образов слепых и слабовидящих лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного восприятия.

Схематизм, так же как фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения.

Схематизм особенно отчётливо проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных. Так, слепые и слабовидящие не могут установить различие между птицами одного вида не только на основе имеющихся представлений, но и во время восприятия.

Дети отмечают у птиц лишь наличие головы, туловища, крыльев и двух ног. Тогда как наиболее характерными признаками являются форма и величина, в результате чего в памяти формируется голая схема того или иного объекта.

С фрагментарностью и схематизмом представлений связана и недостаточная обобщённость образов памяти слепых и слабовидящих.

Выпадение большого числа зачастую наиболее важных свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию обобщённых представлений, в которых отображаются наиболее существенные свойства и признаки предметов. Этот дефект ещё ярче проявляется при формировании общих представлений, отражающих признаки, характерные для целого ряда объектов, относящихся к одному виду или классу.

С невозможностью осязательно или зрительно воспринимать те или иные объекты в целом или их отдельные свойства связана и такая характерная особенность представлений слепых и слабовидящих, как вербализм.

Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего и полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта.

Вербализм представлений хорошо иллюстрируется широким использованием незрячими описаний объектов, в которых фигурируют недоступные для осязательного восприятия признаки. Например, описывая мухомор, слепорождённый говорит, что это гриб с красной шляпкой, покрытый белыми пятнами. При воспроизведении образа путём лепки оказывается, что конкретного единичного представления о мухоморе у него нет – он лепит гриб, лишённый каких бы то ни было характерных признаков мухомора.

Фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщённость, вербализм и узость круга образов памяти слепых и слабовидящих в значительной мере преодолеваются в процессе компенсации. Возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир.

Практика обучения в специальных образовательных учреждениях показывает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые приобретают запас представлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающей среде. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Пример написания карты | Формирование представлений при дефектах зрения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.