Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование представлений при дефектах зрения

Физиологической основой представлений являются следы, остающиеся в коре больших полушарий головного мозга после действия раздражителей.

Образование следов – это результат взаимодействия первой и второй сигнальных систем.

Эти следы или временные нервные связи могут впоследствии воспроизводиться при воздействии ассоциированных первосигнальных или второсигнальных раздражителей, в результате чего в мозгу возникают образы ранее воспринятого. Возникающие при восприятии ассоциации не сохраняются в неизменном виде: они претерпевают существенные изменения при повторном восприятии объекта, в результате мыслительной деятельности.

Установлено, что представления в процессе формирования проходят три фазы, различающиеся уровнем дифференцированности и соотношением чувственного и понятийного.

1 фаза: представления характеризуются схематичностью, слабой дифференцированностью и недостаточной осмысленностью.

2 фаза: продолжается дифференцировка образа и выделение общих и существенных признаков; в образах, находящихся на данной фазе развития, вследствие их недостаточной осмысленности наряду с существенными могут выделяться и несущественные признаки.

3 фаза: происходит окончательная дифференцировка и осмысливание, в результате чего выделяются существенные признаки предметов, а также существующие между ними связи и отношения. В процессе сохранения образов памяти возможно и дальнейшее их обобщение.

Слепота и слабовидение не могут оказать влияния на саму сущность процесса формирования представлений – на переход от нерасчленённого, схематичного, недостаточно осмысленного ко всё более полному, обобщённому, адекватному образу.

Представления в условиях сужения сенсорной сферы за счёт полного или частичного выпадения зрительных функций проходят в своём развитии те же фазы, что и в норме.

Процесс формирования представлений при слепоте и слабовидении, подчиняясь общим закономерностям, в то же время имеет характерные особенности и отличается от нормы своей динамикой – замедленностью и затруднённостью межфазовых переходов.

По темпу продвижения от одной фазы к другой слепые и слабовидящие значительно отстают от нормально видящих – процесс формирования представлений протекает у них замедленно.

Среди слепых и слабовидящих в свою очередь имеются серьёзные различия в скорости и лёгкости перехода от низших фаз развития образа к высшим, которые находятся в прямой зависимости от остроты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. При этом влияние остроты зрения на процесс формирования представлений ослабевает с возрастом. Это связано с накоплением чувственного опыта, развитием наблюдательности, совершенствованием навыков обследования, активизацией мышления.

Степень адекватности представлений даже о хорошо знакомых предметах у слепых и слабовидящих значительно ниже, чем у нормально видящих. Абсолютное большинство детей с нарушениями зрения имеют образы, находящиеся на первой и второй фазах.

На различные уровни сформированности представлений оказывает влияние, как сложность отображаемых объектов, так и состояние зрительного анализатора: повышение остроты зрения сопровождается увеличением дифференцированности и обобщённости образов.

В процессе сохранения образы претерпевают постоянные изменения, которые могут совершенствоваться в сторону дальнейшей дифференциации и обобщения или в сторону их разрушения, утраты дифференцированности и обобщённости. Для сохранности представлений существенное значение имеют повторные восприятия и воспроизведение образов в деятельности. Трудности и ограничения, возникающие при слепоте и слабовидении при повторном восприятии объектов, сказываются на сохранности представлений. При отсутствии подкреплений (повторных восприятий) образы памяти тускнеют, становятся фрагментарными и слабодиференцированными. Происходит угасание, переход с высших фаз на низшие вплоть до полной утраты соответствия образа оригиналу. Отмечающаяся у слепых неустойчивость представлений зависит от состояния зрительного анализатора. Понижение остроты зрения способствует более быстрому угасанию образов памяти.

Существенное значение для формирования представлений имеют также стабильность зрительных функций, возраст, в котором произошло нарушение зрения, психическое особенности личности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие о представлениях | У слепых детей, особенно в период раннего дошкольного возраста, важно сформировать представления о навыках, необходимых в быту
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 867; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.