КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
У слепых детей, особенно в период раннего дошкольного возраста, важно сформировать представления о навыках, необходимых в быту
Формирование слуховых представлений у слепых и слабовидящих дошкольников и младших школьников всё же имеет некоторое своеобразие, обусловленное полным или частичным выключением зрения. Слуховые представления. Слуховые представления у слепых и слабовидящих детей формируются так же, как и у нормальновидящих детей, на основе слухового восприятия, воспроизведения и продуктивного воображения. Зрительные представления. Представления являются материалом, которым оперирует образная память. Этот вид памяти развивается одновременно с развитием речи. Уже к 2-3 годам ребёнок обладает некоторым запасом представлений. Поэтому у людей, потерявших зрение во время становления речи, а тем более в последующие периоды жизни, сохраняются зрительные представления. Именно по наличию зрительных образов из контингента тотально слепых выделяют группу ослепших, к которым относятся лица, потерявшие зрение после трёх лет, а точнее, после того, как у них в общих чертах сложилась вторая сигнальная система, и имеющиеся зрительные представления. Особенности различных видов представлений слепых и слабовидящих У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные, вызвавшие в своё время сильные эмоциональные переживания предметы и явления. Эти представления могут быть очень ярки, эмоционально окрашены, и вызывать, связанные с восприятием того или иного объекта, ощущения и эмоции. Например, ослепший, описанный, Крегером, так отчётливо представлял освещённый солнцем снег, что у него возникало ощущение ослепления и на глазах выступали слёзы. При потере зрения в более старшем возрасте запас зрительных представлений оказывается большим; причём особенно заметное увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после 7 лет. Наличие зрительных образов памяти хорошо подтверждается их непроизвольным воспроизведением в сновидениях. Так, по данным ряда авторов, ослепшие довольно длительное время видят зрительные сны, в которые затем постепенно начинают входить слуховые, осязательные, двигательные образы. Ослепшие в школьном возрасте имеют зрительные представления о своих родных, доме, животных, некоторых пейзажах и явлениях природы; они помнят иллюстрации из прочитанных книг и сцены из кинофильмов, обстановку своего дома, очертания букв алфавита и математических знаков, контуры географических карт и т.д. У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практически те же зрительные представления, что и у зрячих. Запас их представлений зависит уже не столько от возраста, в котором было утрачено зрение, сколько от типа высшей нервной деятельности, от того, насколько было важно для них именно зрительное восприятие окружающего. Наличие зрительных представлений и их актуализацию можно зафиксировать буквально во всех видах деятельности ослепших. Всё их поведение протекает как бы при участии зрения. Работу рук они сопровождают движениями глазных яблок, невидящий свой взор направляют в сторону собеседника и перемещают его вслед за движениями последнего, открывают и закрывают глаза, просыпаясь и засыпая. Движение глаз у ослепших сопровождается обычно воспроизведением зрительных образов. Так, при передвижении по местности, ранее виденной, они зрительно представляют её; читая книгу, представляют портреты героев и место действий; осязательно обследуя виденные ранее предметы, отчётливо представляют их зрительно; во сне видят себя зрячими. В основе зрительных представлений лежат зрительно-двигательные, зрительно-слуховые и другие временные нервные связи. Воздействие какого-либо одного раздражителя, входящего в комплекс, на основе которого образовалась временная связь, вызывает воспроизведение межанализаторной связи в целом, в результате чего возникает зрительный образ. У ослепших зрительные образы воспроизводятся при воздействии самых разнообразных раздражителей: слуховых, кожных, вкусовых, обонятельных и других сигналов первого рода, а также вербально. Зрительно-двигательно-слуховые временные нервные связи обладают большой устойчивостью, что лежит в основе сохранения представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреплений, что наблюдается у ослепших, сложившиеся в своё время связи долгое время сохраняются и могут воспроизводиться ассоциативным путём. Известно, что ослепшие 10, 20 и даже 50 лет назад, иногда сохраняют необыкновенно яркие, подробные до мельчайших деталей зрительные представления. Полнота, содержание и яркость зрительных представлений ослепших зависят от характера деятельности до и после наступления слепоты. Наиболее длительно сохраняются те образы, на которые ослепший опирается в своей деятельности. При отсутствии подкреплений представления постепенно угасают, происходит стирание следов бывших зрительных раздражений. Известно, что в первую очередь забывается малозначительное, второстепенное, не производящее эмоционального воздействия. Например, в образе предмета наиболее существенна форма, и именно представление о форме наиболее длительно сохраняется после потери зрения, в то время как представления о цвете объектов у них исчезают в первую очередь. Большинство зрительных образов ослепших ахроматические. Исключение составляют лишь объекты, вызвавшие в своё время сильные эмоциональные переживания (цвет пламени, вспышка молнии и т.д.). Цвет таких объектов может сохраняться в памяти очень долгое время. Хотя распад зрительных представлений не нарушает способности ослепших ориентироваться в пространстве, различать осязательно основные пространственные характеристики, однако для их познавательной и трудовой деятельности зрительные образы памяти имеют огромное значение, которое трудно переоценить. На основе сохранных представлений не только успешно усваиваются знания, формируются умения и навыки. Но и существенно расширяется сфера чувственного познания. На основе зрительных представлений успешно создаются новые зрительные образы – образы представлений. У детей с глубокими нарушениями зрения отмечается снижение уровня обобщённости и чёткости, а также фрагментарность зрительных представлений. Основной причиной несоответствия образа оригиналу является недостаточность, неполнота чувственного опыта о предмете в результате слепоты или слабовидения. В процессе восприятия слабовидящие нечётко дифференцируют основные признаки предметов, его форму, величину и качественные характеристики, что может внести в образ ошибочное представление. Ошибочность формирования представлений является результатом фрагментарного, схематического и недостаточно полного, адекватного отражения окружающего мира. У слабовидящих детей с низкой остротой зрения (0,05-0,02) наблюдаются трудности формирования и сохранения представлений о форме, величине, пропорциях предметов и изображений. Темп формирования представлений при зрительном восприятии изображений замедлен. Сформированные представления – неполные, недостаточно чёткие, расплывчатые, недифференцированные, а в некоторых случаях ошибочные и нестойкие. Иногда отмечаются схематизм и вербализм представлений – словесное описание предметов и изображений без опоры на наглядные образы. Таким образом, зрительные представления у слепых и слабовидящих требуют дополнительной работы по коррекции, компенсации и формированию.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |