КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Арактеристика нарушений письма у младших школьников
Џроцесс письма в норме осуществлЯетсЯ на основе достаточного уровнЯ сформированности определенных речевых и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношениЯ, Языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Ќесформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладениЯ письмом, дисграфию. „исграфиЯ (от лат. grapho Р пишу и частицы ЗдисИ, указывающей на качественное нарушение процесса) Р это частичное специфическое нарушение процесса письма. „исграфиЯ обусловлена недоразвитием (распадом) высших психических функций, осуществлЯющих процесс письма в норме. „лЯ обозначениЯ наиболее тЯжелых степеней этого нарушениЯ (полной невозможности письма) употреблЯетсЯ термин ЗаграфиЯИ (от греч. а Р частица, означающаЯ отрицание). ‚ настоЯщее времЯ установлено, что нарушениЯ письма и чтениЯ у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвитиЯ всех компонентов Языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. “ детей с дисграфией отмечаетсЯ несформированность многих высших психических функций: · зрительного анализа и синтеза, · пространственных представлений, · слухо-произносительной дифференциации звуков речи, · фонематического, слогового анализа и синтеза, · делениЯ предложений на слова, · лексико- грамматического строЯ речи, · расстройства памЯти, вниманиЯ, эмоционально-волевой сферы. ‘пецифические расстройства письма (дисграфии) влекут за собой нарушениЯ в овладении орфографией, часто ЯвлЯютсЯ причиной стойкой неуспеваемости, отклонений в формировании личности ребенка. ЏисьменнаЯ речь школьника-дисграфика отличаетсЯ от письма его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. ќто так называемые специфические ошибки: 1) ошибки фонетического характера (повторЯющиесЯ замены букв по сходству их произношениЯ); 2) искажениЯ слоговой структуры слова: пропуски гласных (улица Р улца), согласных (снег Р сег) и целых слогов (барабан Р баран), перестановки слогов (пустила Р путисла); 3) раздельное написание частей одного слова (по шел, у шел, на дел) и совместное написание двух слов (настоле, вруке); 4) ошибки грамматического характера: опускание предлогов (были лесу, книга столе), ошибки в согласовании падежных окончаний (нету белых подушках), родовых (большой мальчика) и в управлении (читал книга); 5) ошибки графического характера Р замены букв по графическому сходству (ш Р и, т Р п, л Р м, е Р в, ы Р и, х Р ж, н Р ю и др.) и по расположению в пространстве (е Р з, б Р д, т Р ш и др.). 6) Њногочисленны ошибки на правила. ‘реди них преобладают ошибки на безударные гласные, на написание звонких и глухих в конце слова и слога, на смЯгчение согласных. €ногда ошибки письменной речи повторЯют ошибки устной речи (неправильное звукопроизношение, искажение слов, устные аграмматизмы). €ногда устнаЯ речь оказываетсЯ правильной или же значительно более правильной, чем письменнаЯ. ’щательный анализ всех ошибок, которые делает тот или иной ученик, имеющий специфическое нарушение процесса письма, и их соотношение с его устной речью могут в значительной степени вскрыть ту причину, котораЯ лежит в основе его затруднений. ‚ тех случаЯх, когда дефекты произношениЯ выражаютсЯ в заменах звуков другими звуками, в письменной речи обычно наблюдаютсЯ ошибки в смешениЯх звуков соответственных групп: свистЯщих и шипЯщих, соноров (р, л), звонких и глухих, мЯгких и твердых, йотированных и чистых гласных (в зависимости от дефекта каждого школьника). ‚ случаЯх более сложного дефекта звукопроизношениЯ один и тот же звук может иметь разнообразные замены в свЯзи с тем, что у ребенка наблюдаетсЯ одновременно недостаточность различениЯ звонких и глухих, свистЯщих и шипЯщих, щелевых (в, ф, з, с, ж, ш, щ, й, х) и смычно-щелевых (ц, ч). ‚ результате, к примеру, могут смешиватьсЯ между собой все 7 звуков группы свистЯщих и шипЯщих. ‡вуковой анализ слова становитсЯ крайне трудным и неполноценным. ‚ письме такого школьника ко всем указанным трудностЯм присоединЯетсЯ и невозможность разобратьсЯ в буквенных обозначениЯх смешиваемых звуков. Љроме того, могут наблюдатьсЯ нарушениЯ мелких движений рук, ошибки в начертании букв, свЯзанные с неустойчивостью почерка (п Р т, и Р ш, л Р м), затруднениЯ различениЯ правой и левой сторон, верха и низа, трудность слежениЯ за строкой, что ведет к потере строки, недописыванию, слова, строчки, соскальзыванию с одной строки на другую. ‚опрос распространЮнности дисграфии у учащихсЯ младших классов изучалсЯ еще в 50-е годы профессором Њ.… •ватцевым. Џо его данным, число учащихсЯ с дисграфией составлЯло 6%. Џо данным англо-американской литературы нарушениЯ чтениЯ и письма встречаютсЯ у 15-20% детей школьного возраста. ‚ исследованиЯх Њ.‘. Џевзнер, ‚.Њ. џвкина приводитсЯ показатель Р 8,7%. Џри обследовании письма и чтениЯ у 186 первоклассников, проведЮнным Ђ.Ќ.Љорневым (1995), дисграфиЯ была обнаружена у 21% детей. Ђнализ 300 диктантов, проведЮнных в 10 школах Џетербургского района г. ‘анкт-Џетербурга под руководством ‹.ѓ.Џарамоновой (2004), показал, что дисграфиЯ имеетсЯ у 53% учащихсЯ вторых классов, причЮм в большинстве случаев она проЯвлЯетсЯ как смешаннаЯ, т.е. особенно тЯжЮлаЯ.
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |