КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сновные направлениЯ работы по устранению нарушений письма
‚ настоЯщее времЯ ЯвлЯетсЯ общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениЯми письма и чтениЯ (дислексиЯ) у детей существует теснаЯ взаимосвЯзь. Џоэтому длЯ устранениЯ нарушений необходима единаЯ система коррекционного воздействиЯ. ‚ подтверждение этого положениЯ говорит и тот факт, что дисграфиЯ и дислексиЯ не ЯвлЯютсЯ изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга, поэтому устранение недостатков устной речи, чтениЯ и письма должно осуществлЯтьсЯ комплексно. ’акую работу обычно проводит логопед на школьных логопедических пунктах в свободное от уроков времЯ (3 С 4 раза в неделю) и учитель на уроках русскогоЯзыка. Ћсновные направлениЯ работы: 1) ђазвитие фонематического восприЯтиЯ. „ифференциациЯ оппозиционных звуков и слогов проводитсЯ в рамках работы над звукопроизношением (учителем-логопедом) и закреплЯетсЯ в письменной речи (на уроках русского Языка). 2) ђабота над звукопроизношением. “читель-логопед работает над устранением всех недостатков в произношении звуков. €ногда встречаютсЯ дети, у которых звукопроизношение оказываетсЯ сохранным. ‚ таких случаЯх отрабатывают более четкую артикулЯцию. 3) ђазвитие навыков звукового анализа и синтеза. ђабота по развитию фонематического восприЯтиЯ (1 направление) переходит в работу по развитию навыков звукового анализа, котораЯ всегда проводитсЯ на материале правильно произносимых детьми звуков. Ћсновными видами этой работы ЯвлЯютсЯ: а) выделение из предложениЯ слов, из слов слогов, а затем и звуков. ’акой анализ должен сопровождатьсЯ составлением схемы целого предложениЯ; б) дописывание недостающих букв, слогов; в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываютсЯ односложные слова, в другой двусложные и т.д.); г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д. 4. Ћбогащение словарного запаса и развитие практического умениЯ пользоватьсЯ им. Ћбычно этот этап начинают с того, что учат детей разным способамобразованиЯ новых слов, например образованию слов с помощью различных приставокот одной глагольной основы (у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел) с помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т.д.). „ругой вид словарной работы Р подбороднокоренных слов. ’акаЯ работа улучшает правописание безударных гласных,так как облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных) слов. Ќа протЯжении всех занЯтий расширЯетсЯ, уточнЯетсЯ, закреплЯетсЯ словарный запас детей. ѓлавнаЯ задача Р сочетать упражнениЯ по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значениЯ и упражнениЯми в письме и чтении. 5. ђазвитие грамматических навыков. Ћсновными задачами этого этапа ЯвлЯютсЯ работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериЯм картинок, распространение и сокращение предложений и т.д. 6. ђазвитие свЯзной речи, как устной, так и письменной. ‡анЯтиЯ по устранению недостатков письма проводЯтсЯ на протЯжении всего учебного года. Ќеобходимым условием их эффективности ЯвлЯетсЯ развитие письменной и устной речи. ЉоррекциЯ недостатков письма и чтениЯ требует постоЯнных систематических занЯтий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизитьсЯ общаЯ успеваемость. Џоэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушениЯ письма и чтениЯ, чем их преодолевать. Ћдно из необходимых условий предупредительного воздействиЯ Р раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвитиЯ. Љлючевым моментом в определении возможных затруднений в письме ЯвлЯетсЯ выЯвление детей группы риска (с пери- и постнатальными нарушениЯми, поздним и аномальным развитием устной речи, с задержкой психического развитиЯ, билингвизмом Р двуЯзычием) и получениЯ ими своевременной коррекционной помощи. 5. €нструктивно-методическое письмо ЗЋ едином подходе к обучению детей с нарушениЯми письменной речи и оцениванию их работ по русскому ЯзыкуИ [1, 9] ђаздел 1. Њетодические подходы в комплексной работе с детьми, имеющими трудности в обучении русскому Языку. ‘остав детей, нуждающихсЯ в индивидуальном подходе при обучении русскому Языку, неоднороден. Љ данной категории относЯтсЯ: 1) дети с речевыми проблемами, обусловленными органически поражением центральной нервной системы; 2) дети с минимальной мозговой дисфункцией; 3) дети с нарушением зрительно-моторных и пространственных представлений. Ћтбор длЯ индивидуального подхода в обучении детей с нарушениЯми письменной речи осуществлЯет ѓЏЊЏЉ, котораЯ на основании заключений учителЯ-логопеда, педагога-психолога, врача-психиатра, представлениЯ учителЯ выдаЮт обучающемусЯ протокол с рекомендациЯми о дальнейшем обучении или справку об индивидуальном подходе. €ндивидуальный подход предусматривает: 1. Љоррекционно-развивающие занЯтиЯ с логопедом. Ћсновной задачей логопеда ЯвлЯетсЯ: · формирование фонематических процессов; · формирование представлений о звуко-буквенном составе слова; · формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова; · уточнение лексических значений слов и дальнейшее обогащение словарного запаса; · уточнение значений используемых синтаксических конструкций; · развитие и совершенствование грамматического оформлениЯ свЯзной речи. 2. ‘овместную работу логопеда и психолога по направлениЯм: · формирование психологической базы речи (памЯти, вниманиЯ, мышлениЯ, восприЯтиЯ); · формирование зрительного восприЯтиЯ и узнаваниЯ формы, величины и цвета; · развитие зрительной памЯти; · формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза. 3. Ћбщие методические рекомендации длЯ педагогов, работающих с детьми, испытывающих трудности в обучении: · проведение занЯтий в непринуждЮнной форме с установкой на успех каждого ученика; · учЮт психофизических, личностных особенностей; · опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развитиЯ; · смена видов деЯтельности каждые 15-20 минут с целью предупреждениЯ утомлениЯ и охранительного торможениЯ; · соблюдение принципа от простого к сложному; · переход к следующему изучению материала только после усвоениЯ предыдущего; · поощрение малейших успехов детей, тактичнаЯ помощь, развитие веры в собственные силы и возможности; · снижение объЮма и скорости выполнениЯ письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому Языку. 4. Ћсновные рекомендации учителю в добукварный и букварный период предусматривают: · развитие двигательных ощущений и осознанность выполнениЯ графических движений руки; · формирование зрительно-двигательного образа буквы; · формирование пространственного восприЯтиЯ, зрительной памЯти; · развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; · формирование фонетико-фонематического слуха с обЯзательным проговариванием вслух при письме; · исключение безотрывного письма, формирование графического образа буквы по элементам; · использование визуального, аудиального, кинестетического каналов восприЯтиЯ при обучении 5. Ћсвобождение обучающихсЯ от контрольных срезов по выполнению норм техники чтениЯ. ђаздел 2. Љритерии (нормы) оценок письменных работ по русскому Языку в 1-9 классах школ VII (длЯ детей с задержкой психического развитиЯ), V (длЯ детей с тЯжелыми нарушениЯми речи) вида и длЯ обучающихсЯ общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому Языку. ЌачальнаЯ школ а
’ексты длЯ изложениЯ и сочинениЯ увеличиваютсЯ на 15-20 слов. ‘очинениЯ и изложениЯ носЯт обучающий характер. ‚ыставление оценок за контрольный диктант: Ћценка З5И ставитсЯ за диктант, в котором допущено два исправлениЯ или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно. Ћценка З4И ставитсЯ за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправлениЯ. Ћценка З3И ставитсЯ за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправлениЯ. Ћценка З2И ставитсЯ за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправлениЯ. Ќегрубые ошибки: - исключение из правил; - повторение одной и той же буквы; - недописанное слово; - перенос слов; - единичный пропуск буквы на конце слова; - дважды написанное одно и то же слово в предложении 3 негрубые ошибки + 1 ошибка Ћднотипные ошибки: Џервые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждаЯ следующаЯ подобнаЯ считаетсЯ за отдельную ошибку. ‡а одну ошибку в диктанте считаютсЯ: - два исправлениЯ; - две пунктуационные ошибки; - повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове ЗножиИ дважды написано в конце ЗыИ). …сли же подобнаЯ ошибка встречаетсЯ в другом слове, она считаетсЯ за ошибку. ‡а ошибку в диктанте не считаютсЯ: - ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимисЯ перед письменной работой, выписать трудное длЯ них по написанию слово на доске); - единичный пропуск точки в конце предложениЯ, если первое слово следующего предложениЯ написано с заглавной буквы; - единичный случай замены одного слова без искажениЯ смысла. Ћценка за грамматические знаниЯ: З5И - все верно; З4И - не менее ¾ верно; З3И - не менее ½ верно; З2И - не выполнено больше половины заданиЯ. Ћценка за словарный диктант (оцениваетсЯ строже контрольного диктанта): З5И - нет ошибок; З4И - 1-2 ошибки или 1 исправление (1-ый класс); 1 ошибка или 1 исправление (2-4-е классы); З3И - 3 ошибки и 1 исправление (1-ый класс); 2 ошибки и 1 исправление (2-4-е классы); З2И - 4 ошибки (1-ый класс); 3 ошибки (2-4-е классы). Џри выполнении грамматических заданий следует руководствоватьсЯ следующими нормами оценок: оценка З5И ставитсЯ за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоЯтельно применЯть знаниЯ при выполнении; оценка З4И ставитсЯ, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применЯть свои знаниЯ в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил не менее ¾ заданий; оценка З3И ставитсЯ, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий; оценка З2И ставитсЯ, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справлЯетсЯ с большинством грамматических заданий. ђечевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи: 1. ”онематические ошибки: - б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикулЯционные); - ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входЯщие в их состав). 2. Ћшибки анализа и синтеза: - пропуски согласных при их стечении; - пропуски гласных; - добавление гласных; - перестановка букв. 3. „испраксии (кинетические ошибки): - потерЯ мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш); - потерЯ соединениЯ (мл, ми, ао). 4. Ћшибки в замене букв по оптическому сходству: - (б-д, в-д, ш-и, ш-т).
ЉлассификациЯ ошибок в письменной речи обучающихсЯ: I- орфографическаЯ V- пунктуационнаЯ ѓ- грамматическаЯ (нарушение согласованиЯ, управлениЯ, раздельное написание слова, пропуск предлогов, словообразовательные, нарушение границ предложениЯ и др.) ‹- логопедическаЯ ђ- речеваЯ лексическаЯ (коричневые волосы вместо каштановых) ‹ог.- логическаЯ ”- фактическаЯ (териодор вместо ’еодор Ќетте) V- пропусков слов [ ]- лишнЯЯ часть Z- абзац Z- абзац не нужен
Ќормы оцениваЯ диктантов в 5-9 классах школ V, VII видов
Џримечание: ЋтличнаЯ отметка не выставлЯетсЯ при наличии трех и более исправлений. Џри наличии в контрольном диктанте пЯти и более поправок (исправлений неверного написаниЯ) оценка снижаетсЯ на 1 балл, с З4И до З3И. Џри этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной. Џри оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышениЯ, так и занижениЯ оценок. ‡анижение происходит потому, что учитель: - в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки; - учитывает однотипные ошибки как обычные; - все исправлениЯ считает за ошибку. ‡авышение оценки происходит по следующим причинам: - учитываютсЯ как однотипные ошибки, которые таковыми не ЯвлЯютсЯ; - оценка не снижаетсЯ за многочисленные исправлениЯ; - все однотипные ошибки считаютсЯ как одна. ЋбстоЯтельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта: 1. Ќеверные написаниЯ не считаютсЯ ошибками. Ћни исправлЯютсЯ, но не влиЯют на снижение оценки. Љ неверным написаниЯм относЯтсЯ: - ошибка на правило, не изучаемое в школе; - ошибка в переносе слова; - ошибка в слове с непроверЯемым написанием, над которым не проводилась Р специальнаЯ работа. 2. •арактер допущенной учеником ошибки (грубаЯ или негрубаЯ): Љ негрубым орфографическим относЯтсЯ ошибки: - в исключениЯх из правил; - в переносе слов; - буквы э-е после согласных в иноЯзычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Њариетта); - в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиЯх; - при переносном употреблении собственных имЮн (Ћбломовы, обломовы); - в случаЯх слитного или раздельного написаниЯ приставок в наречиЯх, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируетсЯ правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попЯтную, в диковинку, на ощупь и т.д.); - в случае раздельного или слитного написаниЯ не с прилагательными и причастиЯми в роли сказуемого; - в написании -ы и -и после приставок; - в случаЯх трудного различениЯ -не и -ни; - в собственных именах нерусского происхождениЯ; Љ негрубым пунктуационным относЯтсЯ ошибки: - в случаЯх, когда вместо одного знака препинаниЯ поставлен другой; - в пропуске одного из сочетающихсЯ знаков препинаниЯ или в нарушении их последовательности; - при применении правил, уточнЯющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуациЯ при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов); Џри подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаютсЯ за одну грубую; одна негрубаЯ ошибка не позволЯет снизить оценку на балл. 3. ЏовторЯющиесЯ и однотипные ошибки: ЏовторЯющиесЯ Р это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило, а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. ’акие ошибки замечаютсЯ, исправлЯютсЯ, однако три такие ошибки считаютсЯ за одну. Ћднотипные Р это ошибки на одно правило, если условиЯ выбора правильного написаниЯ заключены в грамматических (в армие, в рощи, колЯтсЯ, борЯтсЯ) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностЯх данного слова. Џервые три однотипные ошибки принЯто считать за одну, каждаЯ последующаЯ Р как самостоЯтельнаЯ. ЌельзЯ считать однотипной ошибкой написание, которое проверЯетсЯ опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончаниЯ в разных формах и некоторые другие. …сли в одном слове с непроверЯемыми орфограммами (типа привилегиЯ, интеллигенциЯ) допущены две и более ошибок, то все они считаютсЯ за одну.
Ћценка дополнительного заданиЯ к диктанту. Џоказатели длЯ оценки дополнительного заданиЯ к диктанту
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |