Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сновные направлениЯ работы по устранению нарушений письма

‚ настоЯщее времЯ ЯвлЯетсЯ общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениЯми письма и чтениЯ (дислексиЯ) у детей существует теснаЯ взаимосвЯзь. Џоэтому длЯ устранениЯ нарушений необходима единаЯ система коррекционного воздействиЯ. ‚ подтверждение этого положениЯ говорит и тот факт, что дисграфиЯ и дислексиЯ не ЯвлЯютсЯ изолированными дефектами, а чаще всего сопровождают друг друга, поэтому устранение недостатков устной речи, чтениЯ и письма должно осуществлЯтьсЯ комплексно.

’акую работу обычно проводит логопед на школьных логопедических пунктах в свободное от уроков времЯ (3 С 4 раза в неделю) и учитель на уроках русскогоЯзыка.

Ћсновные направлениЯ работы:

1) ђазвитие фонематического восприЯтиЯ.

„ифференциациЯ оппозиционных звуков и слогов проводитсЯ в рамках работы над звукопроизношением (учителем-логопедом) и закреплЯетсЯ в письменной речи (на уроках русского Языка).

2) ђабота над звукопроизношением.

“читель-логопед работает над устранением всех недостатков в произношении звуков. €ногда встречаютсЯ дети, у которых звукопроизношение оказываетсЯ сохранным. ‚ таких случаЯх отрабатывают более четкую артикулЯцию.

3) ђазвитие навыков звукового анализа и синтеза.

ђабота по развитию фонематического восприЯтиЯ (1 направление) переходит в работу по развитию навыков звукового анализа, котораЯ всегда проводитсЯ на материале правильно произносимых детьми звуков. Ћсновными видами этой работы ЯвлЯютсЯ:

а) выделение из предложениЯ слов, из слов слогов, а затем и звуков. ’акой

анализ должен сопровождатьсЯ составлением схемы целого предложениЯ;

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов (в один столбик записываютсЯ односложные слова, в другой двусложные и т.д.);

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову

другого с оппозиционным звуком и т.д.

4. Ћбогащение словарного запаса и развитие практического умениЯ пользоватьсЯ им.

Ћбычно этот этап начинают с того, что учат детей разным способамобразованиЯ новых слов, например образованию слов с помощью различных приставокот одной глагольной основы (у-шел, при-шел, за-шел, пере-шел) с

помощью одной приставки от разных глагольных основ (при-шел, при-нес, при-летел, при-бежал и т.д.).

„ругой вид словарной работы Р подбороднокоренных слов. ’акаЯ работа улучшает правописание безударных гласных,так как облегчает ребенку подбор проверочных (однокоренных) слов.

Ќа протЯжении всех занЯтий расширЯетсЯ, уточнЯетсЯ, закреплЯетсЯ словарный запас детей. ѓлавнаЯ задача Р сочетать упражнениЯ по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значениЯ и упражнениЯми в письме и чтении.

5. ђазвитие грамматических навыков.

Ћсновными задачами этого этапа ЯвлЯютсЯ работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериЯм картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.

6. ђазвитие свЯзной речи, как устной, так и письменной.

‡анЯтиЯ по устранению недостатков письма проводЯтсЯ на протЯжении всего учебного года. Ќеобходимым условием их эффективности ЯвлЯетсЯ развитие письменной и устной речи.

ЉоррекциЯ недостатков письма и чтениЯ требует постоЯнных систематических занЯтий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизитьсЯ общаЯ успеваемость. Џоэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушениЯ письма и чтениЯ, чем их преодолевать.

Ћдно из необходимых условий предупредительного воздействиЯ Р раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвитиЯ.

Љлючевым моментом в определении возможных затруднений в письме ЯвлЯетсЯ выЯвление детей группы риска (с пери- и постнатальными нарушениЯми, поздним и аномальным развитием устной речи, с задержкой психического развитиЯ, билингвизмом Р двуЯзычием) и получениЯ ими своевременной коррекционной помощи.

5. €нструктивно-методическое письмо ЗЋ едином подходе к обучению детей с нарушениЯми письменной речи и оцениванию их работ по русскому ЯзыкуИ [1, 9]

ђаздел 1. Њетодические подходы в комплексной работе с детьми, имеющими трудности в обучении русскому Языку.

‘остав детей, нуждающихсЯ в индивидуальном подходе при обучении русскому Языку, неоднороден. Љ данной категории относЯтсЯ:

1) дети с речевыми проблемами, обусловленными органически поражением центральной нервной системы;

2) дети с минимальной мозговой дисфункцией;

3) дети с нарушением зрительно-моторных и пространственных представлений.

Ћтбор длЯ индивидуального подхода в обучении детей с нарушениЯми письменной речи осуществлЯет ѓЏЊЏЉ, котораЯ на основании заключений учителЯ-логопеда, педагога-психолога, врача-психиатра, представлениЯ учителЯ выдаЮт обучающемусЯ протокол с рекомендациЯми о дальнейшем обучении или справку об индивидуальном подходе.

€ндивидуальный подход предусматривает:

1. Љоррекционно-развивающие занЯтиЯ с логопедом.

Ћсновной задачей логопеда ЯвлЯетсЯ:

· формирование фонематических процессов;

· формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;

· формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

· уточнение лексических значений слов и дальнейшее обогащение словарного запаса;

· уточнение значений используемых синтаксических конструкций;

· развитие и совершенствование грамматического оформлениЯ свЯзной речи.

2. ‘овместную работу логопеда и психолога по направлениЯм:

· формирование психологической базы речи (памЯти, вниманиЯ, мышлениЯ, восприЯтиЯ);

· формирование зрительного восприЯтиЯ и узнаваниЯ формы, величины и цвета;

· развитие зрительной памЯти;

· формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

3. Ћбщие методические рекомендации длЯ педагогов, работающих с детьми, испытывающих трудности в обучении:

· проведение занЯтий в непринуждЮнной форме с установкой на успех каждого ученика;

· учЮт психофизических, личностных особенностей;

· опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развитиЯ;

· смена видов деЯтельности каждые 15-20 минут с целью предупреждениЯ утомлениЯ и охранительного торможениЯ;

· соблюдение принципа от простого к сложному;

· переход к следующему изучению материала только после усвоениЯ предыдущего;

· поощрение малейших успехов детей, тактичнаЯ помощь, развитие веры в собственные силы и возможности;

· снижение объЮма и скорости выполнениЯ письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому Языку.

4. Ћсновные рекомендации учителю в добукварный и букварный период предусматривают:

· развитие двигательных ощущений и осознанность выполнениЯ графических движений руки;

· формирование зрительно-двигательного образа буквы;

· формирование пространственного восприЯтиЯ, зрительной памЯти;

· развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

· формирование фонетико-фонематического слуха с обЯзательным проговариванием вслух при письме;

· исключение безотрывного письма, формирование графического образа буквы по элементам;

· использование визуального, аудиального, кинестетического каналов восприЯтиЯ при обучении

5. Ћсвобождение обучающихсЯ от контрольных срезов по выполнению норм техники чтениЯ.

ђаздел 2. Љритерии (нормы) оценок письменных работ по русскому Языку в 1-9 классах школ VII (длЯ детей с задержкой психического развитиЯ), V (длЯ детей с тЯжелыми нарушениЯми речи) вида и длЯ обучающихсЯ общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому Языку.

ЌачальнаЯ школ а

Љласс Ћбъем контрольного диктанта и списываниЯ на конец года Ћбъем словарного диктанта
    7-8
    8-10
    10-12
    12-15

 

’ексты длЯ изложениЯ и сочинениЯ увеличиваютсЯ на 15-20 слов. ‘очинениЯ и изложениЯ носЯт обучающий характер.

‚ыставление оценок за контрольный диктант:

Ћценка З5И ставитсЯ за диктант, в котором допущено два исправлениЯ или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно.

Ћценка З4И ставитсЯ за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправлениЯ.

Ћценка З3И ставитсЯ за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправлениЯ.

Ћценка З2И ставитсЯ за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправлениЯ.

Ќегрубые ошибки:

- исключение из правил;

- повторение одной и той же буквы;

- недописанное слово;

- перенос слов;

- единичный пропуск буквы на конце слова;

- дважды написанное одно и то же слово в предложении

3 негрубые ошибки + 1 ошибка

Ћднотипные ошибки:

Џервые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждаЯ следующаЯ подобнаЯ считаетсЯ за отдельную ошибку.

‡а одну ошибку в диктанте считаютсЯ:

- два исправлениЯ;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове ЗножиИ дважды написано в конце ЗыИ). …сли же подобнаЯ ошибка встречаетсЯ в другом слове, она считаетсЯ за ошибку.

‡а ошибку в диктанте не считаютсЯ:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимисЯ перед письменной работой, выписать трудное длЯ них по написанию слово на доске);

- единичный пропуск точки в конце предложениЯ, если первое слово следующего предложениЯ написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажениЯ смысла.

Ћценка за грамматические знаниЯ:

З5И - все верно;

З4И - не менее ¾ верно;

З3И - не менее ½ верно;

З2И - не выполнено больше половины заданиЯ.

Ћценка за словарный диктант (оцениваетсЯ строже контрольного диктанта):

З5И - нет ошибок;

З4И - 1-2 ошибки или 1 исправление (1-ый класс);

1 ошибка или 1 исправление (2-4-е классы);

З3И - 3 ошибки и 1 исправление (1-ый класс);

2 ошибки и 1 исправление (2-4-е классы);

З2И - 4 ошибки (1-ый класс);

3 ошибки (2-4-е классы).

Џри выполнении грамматических заданий следует руководствоватьсЯ следующими нормами оценок:

оценка З5И ставитсЯ за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик

обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоЯтельно применЯть знаниЯ при выполнении;

оценка З4И ставитсЯ, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применЯть свои знаниЯ в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил не менее ¾ заданий;

оценка З3И ставитсЯ, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;

оценка З2И ставитсЯ, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справлЯетсЯ с большинством грамматических заданий.

ђечевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:

1. ”онематические ошибки:

- б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикулЯционные);

- ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входЯщие в их состав).

2. Ћшибки анализа и синтеза:

- пропуски согласных при их стечении;

- пропуски гласных;

- добавление гласных;

- перестановка букв.

3. „испраксии (кинетические ошибки):

- потерЯ мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);

- потерЯ соединениЯ (мл, ми, ао).

4. Ћшибки в замене букв по оптическому сходству:

- (б-д, в-д, ш-и, ш-т).

 

ЉлассификациЯ ошибок в письменной речи обучающихсЯ:

I- орфографическаЯ

V- пунктуационнаЯ

ѓ- грамматическаЯ (нарушение согласованиЯ, управлениЯ, раздельное написание слова, пропуск предлогов, словообразовательные, нарушение границ предложениЯ и др.)

‹- логопедическаЯ

ђ- речеваЯ лексическаЯ (коричневые волосы вместо каштановых)

‹ог.- логическаЯ

”- фактическаЯ

(териодор вместо ’еодор Ќетте)

V- пропусков слов

[ ]- лишнЯЯ часть

Z- абзац

Z- абзац не нужен

 

 

Ќормы оцениваЯ диктантов в 5-9 классах школ V, VII видов

‚ид диктанта Ќормы оценок (количество ошибок)
З5И З4И З3И З2И
Љонтроль-ный 1. негрубаЯ орфографичес-каЯ +1негрубаЯ пунктуационнаЯ +1 логопедичес-каЯ 2 орфографи-ческие + 2 пунк-туационные + 3 логопедичес-кие   1 орфографи-ческаЯ + 4 пунк-туационные + 3 логопедичес-кие 6 орфографи-ческих + 4пунк-туационные + 4 логопедичес-кие   5 орфографи-ческих + 5пунк-туационных + 4 логопедичес-ких   7 орфографи-ческих + 7 пунк-туационных + 5 логопедичес-ких 8 орфографи-ческих + 8 пунк-туационных + 6 логопедичес-ких и более
‘ловарный   1-2 3-4 до 7

 

Џримечание:

ЋтличнаЯ отметка не выставлЯетсЯ при наличии трех и более исправлений.

Џри наличии в контрольном диктанте пЯти и более поправок (исправлений неверного написаниЯ) оценка снижаетсЯ на 1 балл, с З4И до З3И. Џри этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

Џри оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышениЯ, так и занижениЯ оценок.

‡анижение происходит потому, что учитель:

- в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;

- учитывает однотипные ошибки как обычные;

- все исправлениЯ считает за ошибку.

‡авышение оценки происходит по следующим причинам:

- учитываютсЯ как однотипные ошибки, которые таковыми не ЯвлЯютсЯ;

- оценка не снижаетсЯ за многочисленные исправлениЯ;

- все однотипные ошибки считаютсЯ как одна.

ЋбстоЯтельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:

1. Ќеверные написаниЯ не считаютсЯ ошибками. Ћни исправлЯютсЯ, но не влиЯют на снижение оценки.

Љ неверным написаниЯм относЯтсЯ:

- ошибка на правило, не изучаемое в школе;

- ошибка в переносе слова;

- ошибка в слове с непроверЯемым написанием, над которым не проводилась Р специальнаЯ работа.

2. •арактер допущенной учеником ошибки (грубаЯ или негрубаЯ):

Љ негрубым орфографическим относЯтсЯ ошибки:

- в исключениЯх из правил;

- в переносе слов;

- буквы э-е после согласных в иноЯзычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Њариетта);

- в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиЯх;

- при переносном употреблении собственных имЮн (Ћбломовы, обломовы);

- в случаЯх слитного или раздельного написаниЯ приставок в наречиЯх, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируетсЯ правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попЯтную, в диковинку, на ощупь и т.д.);

- в случае раздельного или слитного написаниЯ не с прилагательными и причастиЯми в роли сказуемого;

- в написании и после приставок;

- в случаЯх трудного различениЯ -не и -ни;

- в собственных именах нерусского происхождениЯ;

Љ негрубым пунктуационным относЯтсЯ ошибки:

- в случаЯх, когда вместо одного знака препинаниЯ поставлен другой;

- в пропуске одного из сочетающихсЯ знаков препинаниЯ или в нарушении их последовательности;

- при применении правил, уточнЯющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуациЯ при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов);

Џри подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаютсЯ за одну грубую; одна негрубаЯ ошибка не позволЯет снизить оценку на балл.

3. ЏовторЯющиесЯ и однотипные ошибки:

ЏовторЯющиесЯ Р это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило, а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. ’акие ошибки замечаютсЯ, исправлЯютсЯ, однако три такие ошибки считаютсЯ за одну.

Ћднотипные Р это ошибки на одно правило, если условиЯ выбора правильного написаниЯ заключены в грамматических (в армие, в рощи, колЯтсЯ, борЯтсЯ) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностЯх данного слова. Џервые три однотипные ошибки принЯто считать за одну, каждаЯ последующаЯ Р как самостоЯтельнаЯ. ЌельзЯ считать однотипной ошибкой написание, которое проверЯетсЯ опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончаниЯ в разных формах и некоторые другие.

…сли в одном слове с непроверЯемыми орфограммами (типа привилегиЯ, интеллигенциЯ) допущены две и более ошибок, то все они считаютсЯ за одну.

 

Ћценка дополнительного заданиЯ к диктанту.

Џоказатели длЯ оценки дополнительного заданиЯ к диктанту

Ћценка З5И З4И З3И З2И
“ровень выполнениЯ заданиЯ ‚се заданиЯ выполнены верно Џравильно выполнены не менее ¾ всех заданий Џравильно выполнено не менее ½ заданий Ќе выполнено более половины заданий

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ИсграфиЯ на почве нарушениЯ Языкового анализа и синтеза | Ценка сочинений и изложений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 798; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.