КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Культура народов Кубани
На протяжении тысячелетия между Россией и Кубанью поддерживались экономические, культурные связи разной степени интенсивности. В силу особенностей процесса заселения и хозяйственного освоения Кубань стала уникальным регионом; где элементы традиционной восточно-украинской культуры взаимодействуют с элементами южнорусской культуры. Северная и северо-западная часть края - Черномория, первоначально заселялась в основном украинским населением, а восточные и юго-восточные станицы (так называемые линейные) - русским населением. В XIX и начале XX в. на значительной части степной территории Кубани были невысокие турлучные или глинобитные, побеленные снаружи жилые постройки, вытянутые в плане, покрытые четырехскатными соломенными или камышовыми крышами. Каждое жилище украшалось резными деревянными карнизами, наличниками с рельефной или сквозной резьбой. В черноморских станицах крышу крыли пучками соломы или камыша. Для украшения крыши на гребне устанавливали «коньки». В восточных районах края во второй половине XIX-начале XX в, широко распространились и круглые дома. Их строили рублеными, турлучными, часто с железной или черепичной крышей. Такие дома обычно состояли из нескольких комнат, веранды, парадного крыльца. 91В первой комнате (малой хате) находилась печь, длинные деревянные лавки (лавы), небольшой круглый стол (сырно). Возле печи обычно стояла широкая лава для посуды, а у стены, где располагался «святой угол», - деревянная кровать. Во второй комнате (великой хате) обычно находилась добротная, изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды (горка), комод для белья и одежды, кованые и деревянные сундуки. В горке хранилась посуда фабричного производства, которая использовалась по праздникам. На стенах висели обрамленные вышитыми рушниками семейные фотографии, цветные литографии с изображением казачьих военных действий, в основном относящихся к периоду Первой мировой войны; зеркала в деревянных резных рамках. Центральным, святым местом в кубанском жилище был красный угол, где располагалась «божница», состоящая из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола (угольника). Часто иконы, рушники украшались и бумажными цветами. Одежда казаков во многом сохраняла традиции мест их прежнего проживания, однако испытала на себе влияние местных народов. Особенно это касается мужского костюма, казачьей формы. В летнее и весеннее время мужчины носили легкий бешмет, на ногах башмаки, на голове шапку; в зимнее время прибавляли бурку и башлык. В праздничное время казаки надевали атласные бешметы, оправленные серебром; опойковые со скрипом сапоги, суконные форменные штаны; перепоясывались ременным поясом с серебряным набором и кинжалом. Летом казаки редко надевали черкески, ходили в бешметах. Зимней одеждой у казаков служили шубы-кожухи с глубоким запахом, с небольшим воротником из дубленых белых и черных овчин и стеганые на вате бешметы. Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты (так называемая парочка). Шился костюм из фабричных тканей - шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты (или «кохточ-ки») были разнообразных фасонов: приталенные по бедрам, с оборкой-ба-сочкой; рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с пухля-ми, на высоких или узких манжетах; воротник-стойка или вырезанный по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех-семи полос, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками, шнуром, мелкими складками. Обязательной принадлежностью женского костюма была нижняя юбка - «спидница». Помимо русского (к русским в дореволюционной России относили велико-, мало- и белорусов) в Кубанской области по переписи 1897 г. проживали немцы, евреи, ногайцы, азербайджанцы, черкесы, молдаване, греки, грузины, карачаевцы, абхазы, кабардинцы, татары, эстонцы и некоторые другие. Из 1 918,9 тыс. человек русские составляли 90,4%, более одного процента составляли адыги (4,08%) и немцы (1,08%), остальные -менее 1%. Второй по численности группой коренного населения области были адыги - черкесы. По окончании Кавказской войны перед правительством остро стал вопрос об интеграции адыгских народов в государственный организм. С этой целью началось переселение горцев на равнину. Однако процесс этот был сложным и нередко болезненным. Трудно изживались некоторые традиции (например, ското- и конокрадство). В ответ на угоны скота накладывались штрафы на то общество, к которому вели следы, что вызывало недовольство горского населения. Однако в целом мероприятия правительства по приобщению горцев к общероссийской культуре носили характер скорее поощрительный, нежели запретительный. Особенно это проявилось в развитии системы образования в среде горцев. Горские школы просуществовали с 1859 г. вплоть до начала XX в. Цель их создания была в приобщении горцев к образованию и просвещению, подготовке управленческих кадров из местной среды. Создавались окружные и начальные школы, причем окружные соответствовали уездным училищам Центральной России, их выпускники могли без экзаменов приниматься в 4-й класс кавказских гимназий. Начальные школы соответствовали российским, за исключением замены православного законоучения мусульманским. Школы открывались в основном по инициативе и на средства горцев, что свидетельствует об осознании значимости образования в горской среде. Политика в области развития народного образования в среде горцев была успешной, в результате сформировалась прослойка образованных людей прорусской ориентации. Благотворно сказалось заселение равнинной зоны горцами на развитии бытовой культуры. Планировка домов в адыгских аулах стала более упорядоченной, в селениях появились улицы, покрытые гравием. В центре аула стали строить лавки и общественные здания, постепенно исчезали рвы и плетни, окружавшие селения горцев в годы войны. В целом российские власти всячески стремились к распространению в среде адыгов новых строительных традиций, что способствовало появлению в адыгских жилищах потолка, застекленных окон, одностворчатых дверей из досок, крепившихся петлями. В обиходе появились русские фабричные изделия; железные кровати, стулья, шкафы, посуда (в том числе самовары), керосиновые лампы. Значительное место в духовной культуре адыгов занимало устное народное творчество. Активную жизнь продолжали нартские сказания. Жизнь главных героев нартских сказаний Сосруко, Сатаней, Адиюх, их изречения и моральные нормы оставались для адыгов второй половины XIX-начала XX в. образцом мужества, смелости, любви к Родине, примером честности и благородства, верности в дружбе. Безусловно, развитие грамотности, обогащение традиционной культуры заимствованиями благотворно сказывалось на развитии взаимопонимания горцев и казаков. Русская администрация стремилась поднять завесу, скрывающую склад прав и обычаев этих народов, заглянуть в их внутреннюю жизнь. Процесс культурного влияния был двусторонним. Казаки перенимали некоторые бытовые традиции у адыгов. Так, в линейных и закубанских станицах хранили в плетеных больших корзинах корма для домашнего скота, ставили плетеные изгороди, использовали обмазанные глиной плетеные ульи для пчел, заимствовали некоторые элементы в формах керамической посуды. Значительное влияние горской культуры сказалось на вооружении и одежде казаков. Первыми одежду черкесского образца стали носить линейные казаки, а в начале 1840-х гг. для черноморских казаков была установлена единая форма по примеру линейных. Эта форма стала единой и для образовавшегося в 1860 г. Кубанского казачьего войска, она состояла из черкески черного сукна, шаровар темных тонов, бешмета, башлыка, зимой - бурки, папахи, сапог или ноговиц. Черкеска, бешмет, бурка - прямые заимствования у адыгов. Значительную роль в культурной жизни региона играли города. Екатери-нодар оставался центром общественно-политической и культурной жизни. Все большую роль начинают играть местные культурные центры Новороссийск, Майкоп, Ейск, Армавир. В них появлялись просветительские и общественные учреждения, складывались группы людей, стремящихся к культурному общению. Получила развитие музыкальная и театральная жизнь, издавались новые газеты и журналы. С 1860-х гг., после окончания Кавказской войны была сформирована сеть учебных заведений, в результате общественной инициативы появились библиотеки, начали выходить местные газеты, свои труды публиковали кубанские историки, экономисты, географы. Если к началу 1860-х гг. в крае действовали одно среднее учебное заведение (войсковая мужская гимназия) и около 30 начальных училищ, то через 50 лет число гимназий выросло до 12, начальных училищ Министерства народного просвещения стало 1 033. Кроме них существовали реальные, промышленные училища, учительские семинарии и другие типы учебных заведений. Получило развитие и женское образование. Первое женское учебное заведение (Мариинское женское училище) было открыто в 1863 г., в 1902 г. оно было преобразовано в Мариинский женский институт, дававший среднее образование. К 1912 г. только женских гимназий в Кубанской области и Черноморской губернии было 8 (что превышало число мужских в 2 раза), так как в семьях купцов, мещан, лавочников считалось престижным давать дочерям среднее образование. Значительное место в культурной жизни Кубани занимали музеи. Первый на Кавказе краеведческий музей был открыт в 1864 г. при штаб-квартире Псекупского полка в станице Ключевой. Он создавался по инициативе известного историка и литератора И.Д. Попко. Создание краеведческого музея в г. Екатеринодаре связано с именем неутомимого энтузиаста Евгения Дмитриевича Фелицына. Здесь были собраны интересные коллекции по истории казачества, природе Кубани, имелся горский отдел. В основу музея легли личные коллекции Е.Д. Фелицына по археологии и этнографии. В 1907 г. музей стал самостоятельным учреждением, получил и новое название - Этнографический и естественноисторический музей Кубанского казачьего войска. Музеи создавались в Ейске, Майкопе, Армавире, Новороссийске. В заключение следует отметить, что Кубань на протяжении долгих столетий была многонациональным регионом, в котором сочетались культурные традиции различных народов. Взаимовлияние и культурный обмен привели к формированию уникального феномена - поликультурного пространства Кубани. Особое влияние на развитие региона оказала казачья колонизация. С первых лет переселения на Кубань казаков начинали складываться торговые связи, происходил культурный обмен с местными народами. Кавказская война существенно затормозила и осложнила процесс складывания дружеских отношений, единого ментального поля, но не могла его остановить. По окончании военных действий межкультурный диалог развивался более интенсивно. Весомым фактором в формировании прорусски ориентированной прослойки в среде горцев стала система горских школ, предоставление возможности для горцев получить высшее и среднее образование в учебных заведениях России. Несмотря на некоторые негативные факты, связанные с молодеческими традициями горцев, культурное взаимодействие в дореволюционный период привело к формированию прочных начал духовной общности горских племен и русского народа. Контрольные вопросы 1. Военно-казачья колонизация Кубани в первой половине XIX в. 2. Социально-экономическое и политическое развитие Кубани в первой половине XIX в. 3. Адыгские племена в конце XVIII - первой половине XIX в.: социально-экономическое и политическое развитие. 4. Кавказская война на Северо-Западном Кавказе. Присоединение Закубанья. 5. Кубанская область во второй половине XIX в. Народная колонизация. 6. Развитие аграрного и промышленного капитализма на Кубани. 7. Народы Кубани. Традиционная и инновационная культура конца XVIII-начала XX вв. Общественное движение. 8. Выдающие ученые и общественные деятели Кубани: Ф.А. Щербина, Е.Д. Фелицын, В.В. Латынцев, В.М. Сысоев, Ш. Ногмов. Глава 5
Дата добавления: 2014-01-14; Просмотров: 12061; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |