Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата, ее сущность, функции и организация




Монополия, ее сущность, формы и рыночная власть. Монополистическая конкуренция и олигополия. Антимонопольное регулирование.

Монополия — исключительное право определенной деятельности (производства, торговли), принадлежащее одному лицу или государству.

Сущность монополии характеризуется следующими моментами
:

· 1) монополия возникает из господства в производстве;

· 2) господствуя в производстве, монополия господствует на Рынке;

· 3) благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:

· естественные монополии

· легальные монополии

· искусственные монополии.

Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов (монополия), и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов (монопсония).

По масштабам охвата рынка монополия может установиться в отраслевом масштабе (чистая монополия или монопсония) или охватить масштаб национального хозяйства (абсолютная монополия).

Mонополистическая конкуренция полагает, что каждая фирма продает свой особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью. В условиях монополистической конкуренции фирма производит не одинаковую, а дифференцированную продукцию и тем самым становится своеобразным “монополистом” своей марки товара.

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти), и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Фирмы производят однородные (руда, сталь, нефть, цемент) или дифференцированные продукты (автомобили). Контроль над ценой ограничен.

Характерной особенностью олигополистического рынка является зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания крупных предприятий.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
- система нормативно-правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополий, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

 

Pынок труда — это особая форма отношений между людьми, осуществляемая посредством купли-продажи услуги труда и обеспечивающая занятость населения.

Спрос на труд — это потребность работодателя в заполнении вакантных рабочих мест фирмы.
Предложение труда — это имеющиеся у наемного работника возможность и желание предоставить свою услугу труда за определенную плату работодателю.
Различают индивидуальное и рыночное предложение труда=

· 1. Индивидуальное предложение труда у каждого продавца имеет свои особенности, которые связаны со многими характеристиками как самого работника (интересы, склонности, потребности, здоровье т.д.), так и его семьи, места жительства и т.д.

· 2. Рыночное предложение труда — это суммарное предложение всех продавцов труда данной профессии.

Заработная плата есть форма цены труда как денежное выражение стоимости и потребительной стоимости услуги труда наемного работника.

Сущность заработной платы обусловлена и теми отношениями, которые она выражает.

Сущность заработной платы раскрывается в ее функциях, показывающих, какую роль она играет в воспроизводственном процессе.Целесообразно выделить две группы функций заработной платы, соответствующих интересам двух основных субъектов предпринимательской деятельности: предпринимателя и наемного работника.

Функции заработной платы, отражающие интересы предпринимателя:

· 1) распределительная

· 2) учетная

· 3)как факторный показатель эффективности использования трудового ресурса

Функции заработной платы, отражающие интересы наемных работников:

· 1)воспроизводственная

· 2)стимулирующая

· 3)статусная

Организация заработной платы как выражение функционирующих организационно-экономических отношений включает следующие структурные направления:

1. формирование элементов организации заработной платы

2. применение различных форм и систем оплаты труда

3. дифференциация заработной платы.

Элементы организации заработной платы - для правильной организации оплаты труда важное значение имеют тарифная система и нормы труда.

Тарифная система, обеспечивающая регулирование заработной платы по качеству труда, как правило, состоит из трех основных элементов:

· 1)тарифной сетки

· 2)тарифных ставок

· 3)тарифно-квалификационного справочника.

Норма труда обеспечивает регулирование заработной платы по количеству затраченного труда. Она устанавливается в форме нормы времени (какое количество рабочего времени требуется для выполнения определенного задания) или
нормы выработки, которая предусматривает выпуск определенного количества продукции, создание каких-нибудь услуг
в единицу рабочего времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.