Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность экологической культуры




46.

Термин “мониторинг” появился перед проведением Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде в 1972 г. Под мониторингом было решено понимать систему непрерывного наблюдения, измерения и оценки состояния окружающей среды.

Мониторинг окружающей среды – комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить изменения их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности. Основная цель-создание системы М-га контроля качества окружающей среды Задача-определение степени загрязнения окружающей среды на региональном, местном, мировом уровнях. По системе академика И.П. Герасимова, мониторинг разделяют на биоэкологический, геоэкологический, биосферный.

1. При биоэкологическом мониторинге предполагается контроль за содержанием токсичных для человека химических веществ в атмосфере, природных водах, растительности, почве, подверженных воздействию конкретных источников загрязнения (промышленные предприятия, стройки, рудники, мелиоративные системы, предприятия энергетики и т.д.). При этом выявляют источник загрязнения и степень загрязнения природных сред. Состояние окружающей среды оценивают с точки зрения здоровья человека, что служит самым важным, емким и комплексным показателем. Проводят локальный мониторинг гидрометеорологические, водохозяйственные и санитарно-эпидемиологические службы.

2. Геоэкологический мониторинг должен давать оценку антропогенного влияния на природную среду в ходе обычной хозяйственной деятельности человека, которая обязательно предполагает тот или иной вид взаимодействия с природой (градостроительство, сельское хозяйство, промышленность, энергетика, лесное хозяйство, рыболовство, коммунально-бытовая деятельность и т.д.). Этот вид мониторинга предполагает оценку взаимодействия человека и природы во всех направлениях и дает характеристику привноса и выноса из природной среды вещества и энергии. Региональный мониторинг проводят агрослужба, гидроклиматическая, сейсмологическая и другие службы.

3. Биосферный мониторинг предполагает контроль за общепланетарными изменениями в биосфере, которые связаны с деятельностью человека. Объекты - радиационное равновесие, чистота атмосферы, равновесие воды в мире, загрязнение океанов, биохимический перенос химических веществ. Также ведутся наблюдения за теплообменом между географическим слоем и космосом, мировыми миграциями птиц, животных, закономерности колебаний численности популяций.

Поскольку сообщества живых организмов замыкают на себя все процессы, протекающие в экосистеме, ключевым компонентом мониторинга окружающей среды является мониторинг состояния биосферы или биологический мониторинг.

Проводят в соответствии с Глобальной системой мониторинга окружающей среды, Международной программой «Наблюдения за планетой», Программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера», Программой ООН по окружающей среде ЮНЕП.

 

Целью современного экологического мониторинга является создание основы для защиты окружающей среды и содействие формированию высоко продуктивной системы "человек-природа".

Основными задачами системы мониторинга являются: 1)

наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую природную среду, и за состоянием среды; 2)

оценку фактического состояния природной среды; 3)

прогноз состояния окружающей природной среды и оценку этого состояния.

Выполнение этих задач позволяет исполнительным органам получать информацию, необходимую для: -

планирования мероприятий по снижению загрязнения, выделения приоритетных сфер деятельности, контроля и оценки эффективности осуществления природоохранных мер; -

разработки временных мер по сокращению загрязнения в тех районах, где оно достигло опасного уровня; -

проверки соблюдения норм и стандартов качества природного объекта; -

получения данных для проведения научных исследований, в частности, изучения влияния загрязняющих веществ на здоровье человека; -

введения соответствующих законодательных актов.

При организации систем мониторинга очень важным является экономический аспект: мониторинг ради самого мониторинга не имеет смысла, поэтому основное значение должно придаваться мониторингу, способному продемонстрировать, в какой степени удовлетворяются цели политики защиты окружающей среды.

До недавнего времени в мире господствовала политика экологической безопасности, основанная на следующих положениях: -

воздействие техногенных факторов опасности на организм человека имеет пороговый характер, т.е. биологический эффект от воздействия проявляется в организме только при концентрациях токсичных и радиоактивных веществ в окружающей среде, превышающих ПДК; -

человек является наиболее чувствительным к опасностям объектом в биосфере и поэтому, если защищен человек, защищена природная среда.

При таких подходах мониторинг состояния окружающей среды является больше контролирующим мероприятием, поскольку для реализации такой политики, как правило, достаточно органов технологического контроля на предприятиях и служб здравоохранения.

В последние годы показано, что такая политика неоправданна. Малые концентрации многих веществ, особенно в определенных сочетаниях, могут вызвать гораздо большие нарушения, чем большие концентрации. А человек является не самым чувствительным элементом биосферы. Работы последних лет показали, что гигиенические нормы ПДК недостаточны и в большинстве случаев завышены, так как они не обеспечивают сохранение и выживание многих видов живых организмов (лишайники, хвойные породы деревьев и др.).

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании - экологическое. Необходимо учесть, что экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения ее развития человечества и продолжение человеческой цивилизации. (Ягодин Г., 2001)

Два последующих десятилетия - это период становления экологического пространства, когда осуществляется поиск эффективных методов и условий образования, создаются технологии обучения и воспитания детей, и молодежи. Этому свидетельствуют Рекомендации парламентских слушаний «Проблемы экологического воспитания и образования в России от 22.09.1998 г. Среди которых можно выделить следующие:

§ разработать единую национальную стратегию экологического образования и просвещения, учитывающую преемственность разных этапов образования и просвещения, специфику различных образовательных учреждений и структур;

§ считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического образования, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья - детский сад - школа - вуз - профессиональная деятельность);

§ разработать рекомендации для создания учебных программ, образовательных проектов, учебных и методических материалов, моделей экологического образования в системе подготовки и переподготовки кадров: образовательного, дополнительного, профессионального дополнительного образования; экологического просвещения населения.

В связи с обострением экологических проблем, они стали центром внимания различных организаций и средств массовой информации. В настоящий момент идет речь о всеобщем экологическом образовании, так как его целью является формирование экологической культуры личности.

Как отмечает Ситаров В.А. (2000), культуру, принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку «одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознательной деятельности субъекта в отличии от естественного бытия природных тел». Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность». Культура - это проявление сознательной деятельности, она «характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости».

Многолетнее изучение проблем экологического образования позволило исследователям выйти на определение экологической культуры, которая, по мнению И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной, должна быть связана с социально - нравственной деятельностью, вызывающей потребность в улучшении окружающей среды. Экологическая культура личности строится на базе понимания закономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологическая ответственность за события в природе и жизни людей.

Д.В. Владышевский сущность экологической культуры связывает с природопользованием, осознанием опасности и недопустимости безудержного использования ресурсов планеты, с переходом к общенациональному сбережению природы. А это должно быть связано с самоограничением личного потребления и поискам оптимальных норм производственного потребления.

Не менее важно мнение Б.С. Кубанцева об экологической культуре. Он говорит о необходимости переориентации господствующего в мышлении соотечественников антропоцентрического мышления, когда в центре стоит человек, на экологическое биоцентрическое мышление, когда человек будет рассматривать себя наравне с природой. Такое мышление может сформироваться на основе более глубокого, чем ныне изучения объективных законов живой природы.

Лихачев Б.Т. рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. Она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой.

Все последние годы ушедшего века продолжались поиски и исследования специалистов в области экологического образования - шло развитие понятия экологической культуры. У философов, педагогов, психологов, культурологов, экологов (Н.Н. Моисеев, С.Н. Глазычев, Б.Т. Лихачев, С.В. Алексеев, Н.М. Мамедов, И.Д. Зверев, И.Т. Суравелена, Л.В. Тарасов, А.Д. Уреул и др.) сложилось понимание этого явления - понимание того, что на этапе цивилизационных сдвигов, бурных обще планетарных изменений именно экологическая культура должна стать тем ядром человеческой личности, которое может спасти планету, человечество в целом, вывести его на новый виток развития. Понятие экологической культуры начинает рассматриваться с культурологических позиций, в него привносят качества, позволяющие сделать его феноменом общей культуры, в нем переплетаются два процесса образование человека и его становление как социокультурного индивида.

Поиск и определение новой позиции отчетливо проявляется на конференции «Экологическая культура и образование» 1998 г. Специалисты ищут принцип обновления, которое вносит экологический подход в рассмотрении вопросов образования и культуры. По мнению С.Н. Глазычева и О.Н. Козловой, он сводится к тому, что все явления окружающего мира включая и человека со всеми его потребностями, интересами, деятельностью следует рассматривать в их взаимосвязанности, взаимозависимости. Авторы считают, что должен утвердиться принцип «расширения зоны видения», изучение не отдельных объектов, а восприятие мира в целом, необходимо ориентация на абсолютные культурные ценности. Этот принцип поддерживается многими. Г.Н. Саенко считает, что в основу нового подхода (расширенной зоны видения) должны быть положены идеи В. Вернадского.

На необходимость расширения понятия экологической культуры - привнесения в него представлений о всеобщих ценностях, взгляда на мир как целостный организм, - на его объективную красоту и неповторимость указывали почти все участники конференции (А.М. Буровский, Н.В. Груздева, Н. Беркова, И.Д. Зверев и др.). При этом обращается внимание на то, что необходимо различать истинную культуру и цивилизацию - в последней «духовное, живое начало культуры окостенело и омертвело». (Е.Б. Кнорре.)

В.А Игнатова всесторонне изучает процесс становления экологической культуры, где исходной является такая позиция экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, отдельная ее грань, окружающая взаимосвязь человека и всего общества с природой во всех видах деятельности. Центром экологической культуры являются универсальные ценности и такие способы деятельности, которые позволяют сохранить эти ценности. А критерием сформированности экологической культуры являются обоснованные с точки зрения законов экологии поступки, поведение и деятельность человека, действия, экологически сообразные социоприродной среде.

Большинство исследователей, рассматривая феномен экологической культуры, опирается на подсистемы понятия, в качестве которых выступают экологическое мышление, экологическое сознание, отношение, экологическая деятельность, т.е. экологическая культура, рассматривается как широкое интегративное свойство личности.

В этом случае экологическое мышление определяется как мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Человек вооруженный экологическими знаниями, применяет их на практике для выхода из той или иной проблемной экологической ситуации, т.е. мышление определяет действие, поведение, конкретную деятельность.

Экологическое сознание - это более широкая категория, чем экологическое мышление. Философы Э.В. Гирусов, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев и др. рассматривают его как совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое сознание определяет иной масштаб деятельности: историческую оценку достижений человечества во взаимодействии с природой, планирование предстоящей деятельности и прогнозирование ее результатов. Особое значение имеет прогнозирование-умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия воздействия человека на природную среду.

Экологическое сознание в целом может быть названо эксцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности;

1) высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы;

2) отказ от иерархической картины мира;

3) целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение, как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества; воздействия на природу сменяется взаимодействием с ней;

4) характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом»: правильно и разумно только то, что не нарушает существование в природе экологического равновесия;

5) природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком;

6) этические нормы и правила ровным образом распространяются как взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы;

7) развитие природы и человека мыслится как процесс взаимовыгодного единства;

8) деятельность по охране природы продиктована необходимостью, сохранить природу ради ее самой.

Таким образом, экоцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны:

§ ориентировать на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;

§ восприятие природных объектов, как партнеров по взаимодействию с человеком;

§ баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.

Сформированное экологическое сознание кардинальным образом меняет отношение человека к природе.

Экологическое сознание выполняет важные функции:

o - просветительская;

o - развивающая;

o - воспитательная;

o - организующая:

o - практическая. (Б.Т. Лихачев, 1998).

Эффективная реализация функций экологического сознания ведет к формированию у человека экологической культуры. А многообразие ее аспектов, по мнению Л.Г. Симинова (2000 г.) можно представить, выделив следующие компоненты:

o - экологическое знание, умение;

o - экологическое мышление;

o - ценностные ориентиры;

o - экологически оправданное поведение.

Б.Т. Лихачев (1998 г.) рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. По мнению В.И. Ашикова (1998) культура человека вмещает в себя «духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира. Вся деятельность человека, его образ жизни, поступков всецело зависит от этого внутреннего мира, от того, как человек мыслит, чувствует, как понимает и воспринимает мир, в чем видит смысл жизни и свое человеческое сознание, то есть от него, человека, личностной культуры и сознания».

Итогом экологического образования, по мнению А.А. Парахина, должно стать высокоразвитая экологическое сознание, составляющие экологическое мышление и экологическая культура личности, воспитание и формирование у нее чувства прекрасного, чувства любви к природе, и главное, - гармонизация взаимоотношений между человеком и природой, а также формирование «экологии души», которое по существу особая форма бытия сущего.

Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте народа - в традициях бережного отношения к природе, к природным богатствам родной земли. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди могли «читать» книгу природы и передавать накопленные знания детям. Они хорошо знали природу, взаимосвязи живых организмов с окружающей средой.

В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение среды обитания и всего живого на земле.

К сожалению, народная культура отношений человека к природе во многом утрачена, а ее возрождение - важная и благородная задача педагогической науки и практики.

Глобальные проблемы современности требуют переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее отношение человека к природе.

А.А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия (Ситаров В.А. Социальная экология. - М; Академия, 2000. - С. 120-121):

1) безнравственное, злое отношение (поджог леса ради забавы и т.д.)

2) утилитарное (усмотрение в природе только ресурсов);

3) теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному (только ищет объективные законы природы и т.д.);

4) эстетическое.

Однако А.А. Скворцов (там же) считает, первый и второй типы отношений недопустимы, а третий и четвертый - недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе - «утверждает человеческого начала в космосе и космического в человеке». Итак, понятие экологической культуры соединяет в себе: знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Таким образом, экологическая культура - это сложная категория, которая развивается на протяжении всей жизни человека; начало оно (берет в дошкольном детстве, ее становление происходит при участии и под руководством взрослого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.