Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление психологии в России




Борцы с самодержавием, философы, публицисты Белинский, Радищев, Герцен, революционеры-демократы Чернышевский, Добролюбов, Писарев заложили основы материалистического понимания психического. В отличие от западноевропейских философов они рассматривали психические проявления человека не только как биологическое, но и как социальное явление.

Отцом русской психологии и физиологии считают И.М. Сеченова. Научная концепция Сеченова появилась на основе материалистической философии, берущей начало от трудов Ломоносова. Он выдвинули идею единства среды и организма, согласно которой организм – не замк­нутая в себе сущность. Первая исследовательская лаборатория была создана В.М. Бехтеревым в Казани. Для развития научной психологии много дали труды ученых сеченовского направления Введенского, Ухтомского, Тарханова, врачей-клиницистов Орманского, Корсакова, психологов Ланге, Лазурского, Текарского.

Гештальтизм – динамика психических структур.

Датский психолог Э.Рубин изучил феномен “фигуры и фона”. Продолжили развивать учение М. Вертгеймер (1880-1943), В. Кёлер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941) стали лидерами направления, названного гештальт-психологией. Она критиковала старую психологию, бихевиоризм (формула проб и ошибок). Способность найти выход из проблемной ситуации не путем случайных проб, а уловив отношения между вещами. Такое восприятие отношений было названо “инсайтом” (озарением, усмотрением). Изучая мышление человека, гештальт-психологи оказывали, что умственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципам организации гештальта (“группировки”, “центрирования”), а не правилам формальной логики. Сознание было представлено в гештальт-теории как целостность, созидаемая динамикой познавательных (когнитивных) структур, которые преобразуются по психологическим законам.

К. Левин – динамика мотивации. Развил теорию, близкую к гештальтизму, но применительно к мотивам поведения, а не психическим образам (чувственным и умственным). Свою теорию он назвал “теорией поля”. Понятие о “поле” им было взято из физики и использовалось как аналог гештальта. Личность изображалась как “система напряжений”. Она перемещается в среде (жизненном пространстве), одни районы которой её притягивают, другие – отталкивают. По этой модели Левин со своими учениками изучал динамику мотивов.

Б.В. Зейгарник. Ученый предлагал испытуемым ряд заданий. Одни задания они завершали, другие задания под различными предлогами прерывались. Затем испытуемым предлагали вспомнить, что они делали во время опытов. Оказалось, что память на прерванное действие лучше, чем на завершенное. Этот феномен назвался “эффектом Зейгарника” – энергия мотива, созданная заданием, не исчерпав себя из-за того, что оно было прервано, сохранилась и перешла в память о нем.

Другим направлением стало изучение уровня притязаний. Это понятие обозначало степень трудности цели, к которой стремится субъект. Испытуемому предлагалась школа заданий различной степени трудности. После того как он его выбрал и выполнил (или не выполнил) одно из них, у него спрашивали, задачу какой степени трудности он выберет следующей. Этот выбор после предшествующего успеха (или неуспеха) фиксировал уровень притязаний. За выбранным уровнем притязаний крылось множество жизненных проблем, с которыми повседневно сталкивается личность – переживаемые успех или неуспех, надежды, ожидания, конфликты, притязания и др.

В древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

Области интереса психологии. Структура психических явлений. Аристотель. Идеи Платона. Демокрит атомарность души. Кризис этапа. Естественнонаучное представление о психологии. Развитие знаний на основе медицинских знаний. Спиноза зависимость от тела. Дж.Локк знание на опыте. Лейбниц понятие бессознательного. Наука о поведении И.Мюллер, Э.Вебер, Г.Гельмгольц. Соотношение физического и психического. Поведение. Смысловая структура душевной жизни в соответствии с исторически возникшими ценностями. Установка. Процесс ориентировки. Когнитивные структуры и их роль в поведении. Личность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.