Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая мысль Казахстана




В развитии политической мысли можно выделить три основных периода

Первый период связан с эпохой средневековья. В первую очередь с именем аль-Фараби. Его считали вторым учителем после Аристотеля. Он поднимал такие фундаментальные философские проблемы, как начало, анализировал такие категории, как форма и материя, размышлял о добродетельном государстве, о наиболее достойном правителе, высказал интересные мысли относительно счастья и многое другое.

Далее рассмотрим такого замечательного мыслителя, как Асан Кайгы. В свое время он поднимал проблему устойчивого развития государства, искал Жеруйык, то есть наиболее благоприятное место для развития народа. Бухар жырау анализировал такие вопросы, как смертность и бессмертие, конечность и бесконечность. Он, например, считал, что все материальное – смертно: солнце, луна, земля, горы. Бессмертна, по его мнению, сила мудреца, мысль ученого...

Второй период связан с именами Абая, Чокана, Шакарима. Они впервые в истории казахской общественной мысли высказали идеи общественного прогресса, идеи развития. В Европе эти идеи впервые в мире возникли только во времена Канта – в XVIII веке. Абай подчеркивал фундаментальное значение просвещения: знания имели огромное значение особенно в условиях выживания в составе Российской империи. Абай также обращал внимание казахов на милосердие, труд, нравственность. Это были новые идеи, выраженные трибунно, открыто и ясно. Их продолжение мы находим у Шакарима, который, как я уже сказал, утверждал, что в идею развития главным образом входит совершенствование личности, а не экономика и политика. Как и Абай, он опирался на духовную культуру народа и на достижения общечеловеческой научной и художественной мысли. Он владел восточной и западной философской культурой, был одним из немногих толкователей Корана применительно к условиям Степи. В своем философском труде – «Три истины» он писал: «Человеческую скромность, справедливость, милосердие в их единстве я называю мусульманским словом – совесть. Это есть желание, потребность души. Это потому, что душа является такой сущностью, которая никогда не исчезает, не поддается порче, а с каждым разом все совершенствуется, идет к возвышению».

Переехав в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях правительства по реорганизации местного управле­ния степи, внес ряд практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде «Записок», поданных на имя властей: «О мусульманстве в степи», «О кочевниках киргизах», «За­писка о судебной реформе». Весной 1864 г. Валиханов участвует в экспедиции Черняева, целью которой было присоединение к России территории Южного Казахстана. В чине штаб-ротмистра он служил переводчиком при главном командовании, где, исполняя служебные обязанности, способствовал установлению дружественных взаимоотношений русских властей с местным населением, а также справедли­вому решению споров из-за пастбищ между казахами и киргизами. Но деятельность Чокана на этом поприще была недолгой.

Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся. Каждый человек должен вносить в это свою посильную лепту. Поэтому Абай призывал всех людей, желающих быть в ряду разумных: «Раз в день, или раз в неделю, или хотя бы раз в месяц давай сам себе отчет, как ты за это время вел себя в жизни, совершил ли ты поступки, соответствующие благу и разуму».

Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел, прежде всего, в труде, как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества.

В результате колониальной политики царизма и усиления феодального гнета во второй половине XIX в. шло очень быстрое обнищание народных масс, разорение казахского крестьянства. Все больше казахов пополняло массы безработных. Заботясь об этой части казахской бедноты, Абай призывал их не чуждаться наемного труда, как наиболее прогрессивной формы труда вообще.

В обличительных стихотворениях Абай вскрывал антагонистические противоречия между большинством трудящихся и господствующим меньшинством. Демократические позиции Абая определяли и его отношения к деятельности старшин и биев. Хотя права биев и урезались царизмом, но в их руках была сосредоточена значительная судебная власть, а казахское крестьянство, в большинстве, имело дело с ними. Решения биев по многим вопросам отражали интересы царской администрации.

Третий период и безусловная вершина – деятели «Алаш-Орды»: Алихан Букейханов, Мыржакып Дулатов, Магжан Жумабаев и другие. В 1917 году на первом общеказахском съезде в Оренбурге они создали первую политическую партию в истории казахского народа, которая стояла на позиции его независимости и равноправия. Февральскую революцию 1917 года они приняли как начало демократических преобразований и оказывали всяческую поддержку Временному правительству. В декабре того же года на 2-м общеказахском съезде было образовано правительство Алаш-Орды и создана автономия Алаш в составе федеративной демократической России. Это была попытка восстановления казахской государственности.

Они поднимали проблемы свободы, национального освобождения, демократии, программа их партии была напрямую связана с мировой демократической мыслью. «Свобода, равенство, братство – это лозунги, которые появились на свет в XVIII веке, – писал Алихан Букейханов. – Их провозгласили политические деятели Франции. Кто захочет, тот найдет о них в нашем Коране, Библии, в учении Будды, в философии Л.Н. Толстого. Иного пути к подлинному счастью и любви, как через них, нет. Отход от этого пути равносилен варварству».

В свое время наша страна считалась центром разработки теоретической логики. Здесь рассматривались такие фундаментальные вещи, как проблема начала, диалектико-логические принципы построения теории, проблема активных субъектов, роль диалектики в осмыслении квантовой механики. Очевидно, эти и другие вопросы являются мировыми, их нельзя было поставить, не зная Канта, Гегеля, современной научной мысли и так далее.

А. Н. Букейхан являлся лидером наиболее передовой части казахской интеллигенции начала XX века. Его знали как ученого-энциклопедиста, основоположника казахского краеведения, автора многочисленных исследований по истории, экономике, этнографии, литературе, хозяйству Казахстана, организатора самой популярной в Степном крае газеты «Казах» (1913-1918) и талантливого публициста.

Он был убежденным сторонником последовательности реформ в обществе, считая радикальные революционные преобразования разрушительными не только для основ государства, но и для нравственных устоев личности. В послеоктябрьский период его обвиняли в «буржуазном национализме», консерватизме, а вчерашние соратники и любимые ученики вдруг становились политическими противниками. Но он молча прощал, веря в их прозрение.

Его целеустремленности можно было только завидовать. К примеру, появлению первой общенациональной газеты «Казах» предшествовало восьмилетнее настойчивое хождение по инстанциям Оренбурга и С.-Петербурга за разрешением властей на издание.
Он не был блестящим оратором, не произносил пламенных речей, как его соратники, не писал стихов и поэм, как ученики. Однако именно он играл роль духовного наставника всей национальной интеллигенции, включая Ахмета Байтурсынова, Мир-Якуба Дулатова, Магжана Жумабаева, Шакарима и др., и оказал значительное воздействие на формирование мировоззрения молодого поколения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 5638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.