КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 13. Речь как способ выражения мысли и образа
Тема 12. Мышление как высшая ступень познания 1. Сущность мышления и его виды 2. Логические конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение. 3. Установите последовательность познавательных процессов по критерию их познавательной сложности. а) речь; б) сознание; в) ощущение; г) память; д) восприятие; е) мышление. Ответ обоснуйте.
1. Здесь следует исходить из принятого в психологии представления о существовании в человеческой психике двух принципиально различных форм познания чувственного и рационального. Формирование этих двух основных форм человеческого познания явилось результатом эволюции психики человека. Далее следует рассмотреть ряд преимуществ рационального познания по сравнению с чувственным и на этом основании дать ему определение как познавательному процессу опосредованного и обобщённого отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Необходимо подчеркнуть связь мышления с речью, охарактеризовать основные формы проявления этой связи. Далее следует рассмотреть основные виды мышления, выделяемые по разным основаниям. На основе генезиса мышления выделяются его следующие виды: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно—логическое. Причём три этих вида мышления действуют не порознь, а вместе. На базе критерия характера решаемых задач мышление может быть теоретическим или практическим. По степени рефлексии, осмысленности выделяются аналитическое и интуитивное мышление.
2. Здесь нужно отметить, что мышление постоянно опирается на три основных логических конструкции, основной из которых является понятие. Овладеть понятиями и выражающим их языком – значит овладеть всей совокупностью знаний, накопленных данным народом. Далее следует, показать, что понятие как основной элемент мышления тесно связано с другими двумя его формами: суждениями и умозаключениями. Необходимо уделить внимание и таким основным видам умозаключений как индукция и дедукция, также таким мыслительным операциям как анализ и синтез. В заключение следует рассмотреть и такие операции мышления как сравнение, абстрагирование, обобщение.
Литература Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы. – Минск, 2006. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб,: 2004. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии – СПб.: Питер,1998. Столяренко Л.Д. Основы психологии – Ростов на\Дону, 1999. Островский Э.В. Основы психологии – М.: 2012.
1. Сущность и свойства языка и речи. 2. Возникновение и развитие языка и речи. 3. Человеческий язык характеризуется а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции; б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях; в) ограниченным словарным запасом; г) все ответы верны. Укажите правильный ответ и обоснуйте его.
1. Здесь нужно подчеркнуть, что мышление тесно связано с языком и речью. Язык есть материальная форма выражения идеального, духа, мышления. С точки зрения своего внешнего выражения язык имеет две основные разновидности: немую речь, внешне выраженную лишь пассивно – молчанием, и физически активно выраженную форму размышления, имеющую словесный, вербальный или бессловесный, невербальный вид. Так или иначе, но язык представляет собой систему знаков, имеющих смысл Далее следует указать, что язык достаточно сложное образование, имеющее различные формы: речевые, неречевые, специальные и др. Язык способен фиксировать предметы и явления разной степени сложности – конкретного предмета до предельно общего понятия. Следует также отметить, что в отличие от языка речью называют сам процесс человеческого общения посредством языка. Если язык устойчив, стабилен, то речь более переменчива, динамична. 2. В возникновении языка и речи решающую роль сыграла трудовая деятельность. В речевом общении первоначально ведущую роль играл язык жестов. В переходе человека к звуковой речи решающую роль сыграл процесс усложнения общественного труда. Язык каждого народа постепенно обогащал как свою морфологию, так и грамматику. Историческим шагом в развитии речи явилось создание письменности. В результате речь в ходе исторического развития заняла одно из самых значимых мест в психологической и социальной жизни человека.
Литература Тихомиров О.К. Психология мышления – М, 2005. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии - СПб.: 2004. Островский Э.В. Основы психологии – М.: 2012. Нуркова В.В. Психология – М.: 2004. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб: 2004.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |