КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 1 страница
Рабочая тетрадь по экологии рекомендуется студентам факультета аграрных технологий, обучающихся по специальностям 110201.65 «Агрономия», 110305.65 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции». Выполняя все задания рабочей тетради, студент более углубленно и осмысленно изучает учебный материал. В рабочей тетради содержатся вопросы для самостоятельного изучения, таблицы для индивидуального заполнения, тестовые задания. Студенту необходимо письменно ответить на вопросы для самостоятельного изучения, заполнить таблицы и ответить на тесты по всем разделам курса. Записи необходимо выполнять четко и аккуратно. Тетрадь сдается на проверку преподавателю.
Раздел 1. Экология как наука: предмет, задачи, методы. История развития экологии Задание 1. Ответьте письменно на следующие вопросы 1. Что изучает экология? __________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2. Какие разделы выделяют в современной экологии? __________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 3. Что изучает общая экология? ____________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 4. Какими вопросами занимается прикладная экология? _______________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 5. Что изучает аутэкология? _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 6. Что изучает демоэкология? ______________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 7. Что изучает синэкология? _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 8. Что изучает глобальная экология? ________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 9. В чем состоят функциональные различия и задачах теоретической и прикладной экологии? ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 10. Объясните причины относительной молодости экологии как самостоятельной научной дисциплины _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 11. Назовите российских ученых, внесших вклад в становление и развитие экологии. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 12. Какие научные направления в экологии вам известны? ____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 13. Отметьте вклад следующих ученых и философов в развитие экологии как науки: Гиппократ – _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________Аристотель – ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ж. Бюффон - ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ К. Линней - _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Ж.-Б. Ламарк - ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ А. Гумбольт - ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Ю. Либих - ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ К. Рулье - ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Н.А. Северцов - _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Ч. Дарвин - _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Э. Геккель- _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ К. Мебиус - _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ В.В. Докучаев - _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ В.Н. Сукачев - ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ А. Тенсли - ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ В.И. Вернадский - ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Н,Ф. Реймерс - ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ч. Элтон - _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Г. Гаузе - _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Т. Мальтус - ___________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ Дж. Гриннелл - __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ В. Шелфорд - ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
Задание 2. Ответьте на предложенные тесты Выберите правильный ответ из предложенных вариантов
1. Термин «экология» был введен в научный обиход в 1866 г.: а) Ю. Либихом б) В.В. Докучаевым в) Э. Геккелем г) Н. А. Северцовым 2. Термин «экосистема» впервые предложил ученый... а) К. Мебиус б) Э.Зюсс в) А. Тенсли г) В. Сукачев 3. Термин «биогеоценоз» впервые предложил ученый... а) К. Мебиус б) Э.Зюсс в) А. Тенсли г) В. Сукачев 4. Термин «биоценоз» впервые предложил ученый... а) К. Мебиус б) Э.Зюсс в) А. Тенсли г) В. Сукачев 5. Термин «биосфера» впервые предложил ученый... а) К. Мебиус б) Э.Зюсс в) А. Тенсли г) В. Сукачев 6. Термин «экологическая ниша» впервые предложил ученый... а) К. Мебиус б) Дж. Гриннелл в) Э.Зюсс в) Т. Мальтус г) В.Вернадский 7. Экология не изучает: а) клеточный уровень организации жизни б) организменный уровень организации жизни в) популяционный уровень организации жизни г) видовой уровень организации жизни 8. Общая экология — это наука, изучающая: а) общенаучные методы познания действительности б) конкретные группы живых организмов и их связи со средой обитания в) совокупность организмов вместе с окружающей средой г) реакции компонентов окружающей среды на антропогенные воздействия 9. Аутэкология изучает: а) динамику популяций б) взаимоотношения организма с окружающей средой в) структуру и функционирование сообществ г) структуру и функционирование сообществ и их связи с окружающей абиотической средой 10. Синэкология занимается изучением: а) связей отдельных организмов с окружающей средой б) связей отдельных видов с окружающей средой в) структуры и функционирования популяций г) структуры и функционирования природных сообществ и экосистем. 11. Промышленная экология — это прикладная научная дисциплина, которая изучает: а) влияние различных отраслей производства на здоровье человека; б) функционирование искусственных экосистем; в) способы утилизации и обезвреживания промышленных отходов; г) взаимоотношения природных экосистем и объектов промышленного производства. 12. Сообщества и экосистемы являются объектом исследования а) аутэкологии б) синэкологии в) геоэкологии г) урбоэкологии 13. Предметом изучения синэкология являются… а) приспособления особей определенного вида к условиям среды б) анатомо-морфологические параметры особей в) возрастной, половой и размерный состав особей популяции г) пространственная, видовая и трофическая структуры сообществ 14. Организм является объектом исследования … а) аутэкологии б) демэкологии в) синэкологии г) урбоэкологии 15. В экологии не используют следующие методы: а) математическое моделирование б) гибридологический в) наблюдение г) эксперимент Раздел 2. Факториальная экология (аутэкология) Задание 1. Дайте определения следующим терминам: абиотические факторы - ____________________________________________________ автотрофы -_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________ адаптация - _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ аутэкология -______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ антропогенный фактор - ____________________________________________________ _________________________________________________________________________ бентос - __________________________________________________________________ биотические факторы - _____________________________________________________ _________________________________________________________________________ гетеротроф - ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ гидробионт - ______________________________________________________________ ксерофиты - _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ лимитирующий фактор - ___________________________________________________ _________________________________________________________________________ мезофиты - ________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ миксотрофы - _____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ нейстон - _________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ нектон - __________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ орографические факторы - _________________________________________________ _________________________________________________________________________ паразитизм - ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ перифитон - ______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ планктон - _______________________________________________________________ _________________________________________________________________________ стенобионты - ____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ толерантность - ___________________________________________________________ _________________________________________________________________________ фотопериодизм - __________________________________________________________ _________________________________________________________________________ эврибионты - _____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ эдафические факторы - _____________________________________________________ _________________________________________________________________________ экологическая валентность - ________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Задание 2. Ответьте письменно на следующие вопросы 1. Что такое среда обитания живых организмов? Какие существуют среды обитания живых организмов? ____________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 2. Перечислите основные абиотические факторы среды. ___________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 3. Перечислите основные биотические факторы среды ____________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Перечислите основные антропогенные факторы среды _________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 5. Перечислите основные лимитирующие факторы водной среды _______________________ _______________________________________________________________________________. 6. Дайте формулировки следующих законов аутэкологии: - первый закон аутэкологии - закон оптимума ________________________________________
________________________________________________________________________________ - второй закон аутэкологии - индивидуальность экологии видов ________________________
________________________________________________________________________________ - третий закон аутэкологии - закон лимитирующих (ограничивающих) факторов __________
________________________________________________________________________________ 7. Перечислите основные лимитирующие факторы наземно-воздушной среды _____________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 8. Перечислите основные лимитирующие факторы почвенной среды ____________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 9. Как вы думаете, какие факторы могут лимитировать: - рост численности хлореллы в колбе? ____________________________________________ - урожай пшеницы в поле? _____________________________________________________ - рост численности мышей в клетке при избытке пищи? ____________________________ - рост численности зайцев в лесу? _______________________________________________ 10. Что такое толерантность организмов, как она проявляется? __________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 11. Приведите примеры видов, которые по отношению к одному фактору ведут себя как эврибионтные, а по отношению к другому – стенобионтные _____________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 12. Существует русская поговорка «Каши маслом не испортишь», которую применяют к хозяйственным делам. Противоречит ли эта пословица экологическим законам? (ответ поясните) _____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 13. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 14. Приведите формулировку правила Алена. Подкрепите данное правило соответствующими примерами. __________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 15. Приведите формулировку правила Бергмана. Подкрепите данное правило соответствующими примерами _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 16. Приведите формулировку правила Вант-Гоффа. Подкрепите данное правило соответствующими примерами_____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________.
Задание 3. Дайте сравнительную характеристику разных видов адаптаций организмов, заполнив таблицу 1
Таблица 1 – Сравнительная характеристика разных видов адаптации организмов
Задание 4. Дайте сравнительную характеристику сред обитания и адаптации к ним живых организмов, заполнив таблицу 2 Таблица 2 - Сравнительная характеристика сред обитания и адаптации к ним живых организмов
Задание 5. Ответьте на предложенные тесты Выберите правильный ответ из предложенных вариантов
1. К физическим факторам среды относится а) газовый состав атмосферы б) механический состав почвы в) количество пищи г) межвидовое взаимодействие 2. Факторы, характеризующие совокупность физико-химических свойств среды обитания, называются … а) абиотическими б) антропогенными в) биотическими г) лимитирующими 3. Основным наиболее распространенным узлом жизни в Мировом океане является … а) прибрежный б) абиссальный в) пелагиальный г) островной 4. Самой разреженной является ________________ среда обитания а) водная б) организменная в) наземно-воздушная г) почвенная 5. Плотное сложение, слабые колебания температур характерны для ____ среды обитания а) техногенной б) наземно-воздушной в) социальной г) почвенной 6. Наиболее высокую теплоемкость имеет ____ среда а) водная б) наземно-воздушная в) космическая г) почвенная 7. К эдафогенным факторам относятся… а) свет, температура, движение воздуха, давление б) механический состав, влагоемкость, плотность почв в) газовый состав воздуха, солевой состав воды г) рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона 8. Способность одних факторов усиливать или смягчать силу действия других факторов объясняется правилом __________ факторов. а) оптимальных б) лимитирующих в) взаимодействия г) адаптированности 7. Наибольшие энергетические затраты на жизнедеятельность характерны для теплокровных животных организмов _______ массой тела а) с мелкими размерами и малой б) с крупными размерами и небольшой в) со средними размерами и небольшой г) с мелкими размерами и большой 8. Организмы, способные жить в широком диапазоне экологической валентности (пластичности), называются … а) мезобионтами б) стенобионтами в) эврибионтами г) полибионтами 9. Стенобионтные виды обычно имеют в природе ______ ареалы а) локальный географический и обширный экологический б) обширный географический и локальный экологический в) обширный географический и обширный экологический г) локальный географический и локальный экологический 10. Гомойотермные организмы являются типичными представителями ______ среды жизни а) организменной б) водной в) наземно-воздушной г) почвенной 11. Создание убежищ животными является примером ______ адаптаций а) физиологических б) поведенческих в) морфологических г) биохимических Раздел 3. Экология популяций (демоэкология) Задание 1. Дайте определения следующим терминам: абсолютная (общая) рождаемость - ________________________________________________ _______________________________________________________________________________ абсолютная смертность - _________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ биотический (репродуктивный) потенциал - _______________________________________________________________________________ демэкология - ___________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ емкость среды - _________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ К-стратегия (К-отбор) — _________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ логистический рост численности популяции — ______________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ популяция - _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ популяционные волны - ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ прирост численности популяции - __________________________________________________ ________________________________________________________________________________ R-стратегия (R-отбор) - ___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ удельная рождаемость -___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ удельная смертность - __________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ экспоненциальный рост численности популяции — это _______________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |