Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение 1 страница




 

Рабочая тетрадь по экологии рекомендуется студентам факультета аграрных технологий, обучающихся по специальностям 110201.65 «Агрономия», 110305.65 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции».

Выполняя все задания рабочей тетради, студент более углубленно и осмысленно изучает учебный материал. В рабочей тетради содержатся вопросы для самостоятельного изучения, таблицы для индивидуального заполнения, тестовые задания.

Студенту необходимо письменно ответить на вопросы для самостоятельного изучения, заполнить таблицы и ответить на тесты по всем разделам курса. Записи необходимо выполнять четко и аккуратно. Тетрадь сдается на проверку преподавателю.

 

 

Раздел 1. Экология как наука: предмет, задачи, методы. История развития экологии

Задание 1. Ответьте письменно на следующие вопросы

1. Что изучает экология? __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Какие разделы выделяют в современной экологии? __________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Что изучает общая экология? ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4. Какими вопросами занимается прикладная экология? _______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

5. Что изучает аутэкология? _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

6. Что изучает демоэкология? ______________________________________________________

________________________________________________________________________________

7. Что изучает синэкология? _______________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

8. Что изучает глобальная экология? ________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

9. В чем состоят функциональные различия и за­дачах теоретической и прикладной экологии? ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

10. Объясните причины относительной молодости экологии как самостоятельной научной дисциплины _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

11. Назовите российских ученых, внесших вклад в становление и развитие экологии. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

12. Какие научные направления в экологии вам известны? ____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

13. Отметьте вклад следующих ученых и философов в развитие экологии как науки:

Гиппократ – _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________Аристотель – ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ж. Бюффон - ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

К. Линней - _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Ж.-Б. Ламарк - ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

А. Гумбольт - ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Ю. Либих - ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

К. Рулье - ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Н.А. Северцов - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Ч. Дарвин - _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Э. Геккель- _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

К. Мебиус - _____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

В.В. Докучаев - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

В.Н. Сукачев - ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

А. Тенсли - ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В.И. Вернадский - ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Н,Ф. Реймерс - ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ч. Элтон - _______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Г. Гаузе - _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Т. Мальтус - ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Дж. Гриннелл - __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

В. Шелфорд - ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Ответьте на предложенные тесты

Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов

 

1. Термин «экология» был введен в научный обиход в 1866 г.:


а) Ю. Либихом

б) В.В. Докучаевым

в) Э. Геккелем

г) Н. А. Северцовым


2. Термин «экосистема» впервые предложил ученый...


а) К. Мебиус

б) Э.Зюсс

в) А. Тенсли

г) В. Сукачев


3. Термин «биогеоценоз» впервые предложил ученый...


а) К. Мебиус

б) Э.Зюсс

в) А. Тенсли

г) В. Сукачев


4. Термин «биоценоз» впервые предложил ученый...


а) К. Мебиус

б) Э.Зюсс

в) А. Тенсли

г) В. Сукачев


5. Термин «биосфера» впервые предложил ученый...


а) К. Мебиус

б) Э.Зюсс

в) А. Тенсли

г) В. Сукачев


6. Термин «экологическая ниша» впервые предложил ученый...


а) К. Мебиус

б) Дж. Гриннелл

в) Э.Зюсс

в) Т. Мальтус

г) В.Вернадский


7. Экология не изучает:

а) клеточный уровень организации жизни

б) организменный уровень организации жизни

в) популяционный уровень организации жизни

г) видовой уровень организации жизни

8. Общая экология — это наука, изучающая:

а) общенаучные методы познания действитель­ности

б) конкретные группы живых организмов и их связи со средой обитания

в) совокупность организмов вместе с окружаю­щей средой

г) реакции компонентов окружающей среды на антропогенные воздействия

9. Аутэкология изучает:

а) динамику популяций

б) взаимоотношения организма с окружающей средой

в) структуру и функционирование сообществ

г) структуру и функционирование сообществ и их связи с окружающей абиотической средой

10. Синэкология занимается изучением:

а) связей отдельных организмов с окружающей средой

б) связей отдельных видов с окружающей средой

в) структуры и функционирования популяций

г) структуры и функционирования природных сообществ и экосистем.

11. Промышленная экология — это прикладная научная дисциплина, которая изучает:

а) влияние различных отраслей производства на здоровье человека;

б) функционирование искусственных экосистем;

в) способы утилизации и обезвреживания про­мышленных отходов;

г) взаимоотношения природных экосистем и объектов промышленного производства.

12. Сообщества и экосистемы являются объектом исследования


а) аутэкологии

б) синэкологии

в) геоэкологии

г) урбоэкологии


13. Предметом изучения синэкология являются…

а) приспособления особей определенного вида к условиям среды

б) анатомо-морфологические параметры особей

в) возрастной, половой и размерный состав особей популяции

г) пространственная, видовая и трофическая структуры сообществ

14. Организм является объектом исследования …


а) аутэкологии

б) демэкологии

в) синэкологии

г) урбоэкологии


15. В экологии не используют следу­ющие методы:


а) математическое моделирование

б) гибридологический

в) наблюдение

г) эксперимент


Раздел 2. Факториальная экология

(аутэкология)

Задание 1. Дайте определения следующим терминам:

абиотические факторы - ____________________________________________________

автотрофы -_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

адаптация - _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

аутэкология -______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

антропогенный фактор - ____________________________________________________

_________________________________________________________________________

бентос - __________________________________________________________________

биотические факторы - _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

гетеротроф - ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

гидробионт - ______________________________________________________________

ксерофиты - _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

лимитирующий фактор - ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

мезофиты - ________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

миксотрофы - _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

нейстон - _________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

нектон - __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

орографические факторы - _________________________________________________

_________________________________________________________________________

паразитизм - ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

перифитон - ______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

планктон - _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

стенобионты - ____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

толерантность - ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

фотопериодизм - __________________________________________________________

_________________________________________________________________________

эврибионты - _____________________________________________________________

_________________________________________________________________________

эдафические факторы - _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

экологическая валентность - ________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задание 2. Ответьте письменно на следующие вопросы

1. Что такое среда обитания живых организмов? Какие существуют среды обитания живых организмов? ____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

2. Перечислите основные абиотические факторы среды. ___________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. Перечислите основные биотические факторы среды ____________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Перечислите основные антропогенные факторы среды _________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

5. Перечислите основные лимитирующие факторы водной среды _______________________

_______________________________________________________________________________.

6. Дайте формулировки следующих законов аутэкологии:

- первый закон аутэкологии - закон оптимума ________________________________________

 

________________________________________________________________________________

- второй закон аутэкологии - индивидуальность экологии видов ________________________

 

________________________________________________________________________________

- третий закон аутэкологии - закон лимитирующих (ограничивающих) факторов __________

 

 

________________________________________________________________________________

7. Перечислите основные лимитирующие факторы наземно-воздушной среды _____________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

8. Перечислите основные лимитирующие факторы почвенной среды ____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

9. Как вы думаете, какие факторы могут лимитировать:

- рост численности хлореллы в колбе? ____________________________________________

- урожай пшеницы в поле? _____________________________________________________

- рост численности мышей в клетке при избытке пищи? ____________________________

- рост численности зайцев в лесу? _______________________________________________

10. Что такое толерантность организмов, как она проявляется? __________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

11. Приведите примеры видов, которые по отношению к одному фактору ведут себя как эврибионтные, а по отношению к другому – стенобионтные _____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

12. Существует русская поговорка «Каши маслом не испортишь», которую применяют к хозяйственным делам. Противоречит ли эта пословица экологическим законам? (ответ поясните) _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

13. Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преиму­щественно семенами ели. Какие биотические факторы могут при­вести к сокращению численности популяции белок?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

14. Приведите формулировку правила Алена. Подкрепите данное правило соответствующими примерами. __________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

15. Приведите формулировку правила Бергмана. Подкрепите данное правило соответствующими примерами _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

16. Приведите формулировку правила Вант-Гоффа. Подкрепите данное правило соответствующими примерами_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________.

 

Задание 3. Дайте сравнительную характеристику разных видов адаптаций организмов, заполнив таблицу 1

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика разных видов адаптации организмов

Вид адаптации Характеристика данного вида адаптации Примеры
  Морфологическая        
  Физиологическая        
  Биохимическая        
  Этологическая          

 

Задание 4. Дайте сравнительную характеристику сред обитания и адаптации к ним живых организмов, заполнив таблицу 2

Таблица 2 - Сравнительная характеристика сред обитания и адаптации к ним живых организмов

Среда обитания Характеристика среды обитания (плотность, постоянство, динамичность во времени, основные лимитирующие факторы) Адаптации организма к среде обитания (морфологические, физиологические, биохимические, этологические)
Водная      
Наземно-воздушная    
Почвен­ная    
Организм    

Задание 5. Ответьте на предложенные тесты

Выберите правильный ответ из предложенных ва­риантов

 

1. К физическим факторам среды относится


а) газовый состав атмосферы

б) механический состав почвы

в) количество пищи

г) межвидовое взаимодействие


2. Факторы, характеризующие совокупность физико-химических свойств среды обитания, называются …


а) абиотическими

б) антропогенными

в) биотическими

г) лимитирующими


3. Основным наиболее распространенным узлом жизни в Мировом океане является …


а) прибрежный

б) абиссальный

в) пелагиальный

г) островной


4. Самой разреженной является ________________ среда обитания


а) водная

б) организменная

в) наземно-воздушная

г) почвенная


5. Плотное сложение, слабые колебания температур характерны для ____ среды обитания


а) техногенной

б) наземно-воздушной

в) социальной

г) почвенной


6. Наиболее высокую теплоемкость имеет ____ среда


а) водная

б) наземно-воздушная

в) космическая

г) почвенная


7. К эдафогенным факторам относятся…

а) свет, температура, движение воздуха, давление

б) механический состав, влагоемкость, плотность почв

в) газовый состав воздуха, солевой состав воды

г) рельеф, высота над уровнем моря, экспозиция склона

8. Способность одних факторов усиливать или смягчать силу действия других факторов объясняется правилом __________ факторов.


а) оптимальных

б) лимитирующих

в) взаимодействия

г) адаптированности


7. Наибольшие энергетические затраты на жизнедеятельность характерны для теплокровных животных организмов _______ массой тела

а) с мелкими размерами и малой

б) с крупными размерами и небольшой

в) со средними размерами и небольшой

г) с мелкими размерами и большой

8. Организмы, способные жить в широком диапазоне экологической валентности (пластичности), называются …


а) мезобионтами

б) стенобионтами

в) эврибионтами

г) полибионтами


9. Стенобионтные виды обычно имеют в природе ______ ареалы

а) локальный географический и обширный экологический

б) обширный географический и локальный экологический

в) обширный географический и обширный экологический

г) локальный географический и локальный экологический

10. Гомойотермные организмы являются типичными представителями ______ среды жизни


а) организменной

б) водной

в) наземно-воздушной

г) почвенной


11. Создание убежищ животными является примером ______ адаптаций


а) физиологических

б) поведенческих

в) морфологических

г) биохимических


Раздел 3. Экология популяций (демоэкология)

Задание 1. Дайте определения следующим терминам:

абсолютная (общая) рождаемость - ________________________________________________

_______________________________________________________________________________

абсолютная смертность - _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

биотический (репродуктивный) потенциал -

_______________________________________________________________________________

демэкология - ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

емкость среды - _________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

К-стра­тегия (К-отбор) — _________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

логистический рост численности популяции — ______________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

популяция - _____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

популяционные волны - ___________________________________________________________

________________________________________________________________________________

прирост численности популяции - __________________________________________________

________________________________________________________________________________

R-стратегия (R-отбор) - ___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

удельная рождаемость -___________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

удельная смертность - __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

экспоненциальный рост численности популяции — это _______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.