КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 2 страница
Задание 2. Ответьте письменно на следующие вопросы: 1. Каковы особенности элементарных популяций? ___________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 2. Каковы особенности экологических популяций? ___________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 3. Каковы особенности географических популяций? __________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 4. Какие типы распределения популяции в пространстве вам известны? _________________ _______________________________________________________________________________. 5. К статическим показателям популяции относятся: __________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 6. К динамическим показателям популяции относятся ________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 7. Какие свойства популяции определяются особенностями ее возрастного состава? _______ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 8. Среди лесных птиц и млекопитающих наиболее резким колебаниям подвержена численность семеноядных животных – клестов, кедровок. Белок, мышей. Объясните, с чем это связано. _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Задание 3. Решите следующие экологические задачи: Задача 1. При естественном приросте численности населения 2%, а смертности – 26000 на 1 млн. человек, рождаемость составляет ______% Решение:
Задача 2. При рождаемости населения 40 на 1000 человек, а смертности – 30 на 1000 человек естественный прирост численности составляет _____%. Решение:
Задача 3. При естественном приросте 2%, а рождаемости 30 на 1000 человек, смертность составляет ____% Решение:
Задача 4. При рождаемости 70 человек на 1000 человек, а смертности 40 на 1000 человек, естественный прирост составит ___% Решение:
Задача 5. При рождаемости 25 человек на 1000 человек, а смертности 1%, естественный прирост составит ___% Задача 6. Начальная численность популяции инфузории-туфельки составляет 10 особей. Каждая особь в среднем за 4 часа образует 3 дочерние клетки. При условии, что популяция растет по экспоненциальному закону и смертность равна нулю, прирост численности инфузории спустя сутки составит ___________ особей.
Задача 7. Начальная численность популяции сине-зеленой водоросли анабены составляет 50 особей. Каждая особь в среднем за 2 часа образует 2 дочерние клетки. При условии, что популяция растет по экспоненциальному закону и смертность равна нулю, прирост численности инфузории спустя сутки составит _________ особей.
Задача 8. В одном из степных заповедников на площади 250 га насчитывалось 370 особей сурков-байбаков, распределенных по возрасту следующим образом: новорожденных – 118, годовалых – 49, двухлетних – 50, трехлетних и старше – 153 (Жердев, Успенский, Дорогань, 2001). Спустя два года на участке было 488 особей, и среди них новорожденных – 122, годовалых – 83, двухгодовалых – 78, остальные – старше. Начертите возрастную пирамиду популяции. Изменилась ли возрастная структура популяции? Какова смертность молодых особей за этот период? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 9. Емкость среды (К) для популяции обыкновенной белки составляет 5000 особей. Максимальная численность выводков обыкновенной белки – 7 детенышей (при N = K/2), минимальная – 3 детеныша (при 3750 ≤ N < 5000). При численности популяции меньше К и больше 0,5 К размножаются 50 % особей. Смертность популяции (d) составляет: при N < 1250 - d = 5 %, при 1250 ≤ N < 2500 - d = 25 %, при 2500 ≤ N < 3750 - d = 50 %, при 3750 ≤ N < 5000 - d = 75 %. Определить абсолютный и удельный (на 1 особь) прирост популяции при ее численности (N): а) 1000 особей; б) 2000 особей; в) 3000 особей; При достижении какой численности популяции прирост ее «перекрываться» смертностью? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача 10. В таблице 3 приведены данные о выживании усоногого ракообразного Balanus glandula. На основании этих данных постройте кривую выживания этого вида. В каком возрасте выживаемость данного вида максимальна? Рассчитайте среднюю продолжительность жизни особей.
Таблица 3 - Выживаемость Balanus glandula в зависимости от возраста (по: Грин, Стаут, Тейлор, 1990)
Задача 11. Постройте график изменения заготовок шкурок зайца-беляка на севере европейской части России последовательно за 27 лет (объем заготовок приводится в баллах). Баллы: 2, 1, 2, 3, 3, 4, 5, 15, 30, 80, 100, 60, 55, 0, 1, 1, 1, 2, 8, 90, 100, 100, 130, 10, 2, 1, 2. сколько лет длиться один цикл в динамике численности зайца-беляка? Какой прогноз для заготовок шкурок будет наиболее точным: на 1, на 5 или на 10 лет вперед? Время (в годах) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 4. Ответьте на предложенные тесты Выберите правильный ответ из предложенных вариантов 1. Этологическая структура популяций, отражающая разнообразные формы совместного существования особей в популяциях, называется так же … а) поведенческой б) динамической в) пространственной г) виталитетной 2. Понятие биологической популяции в экологию ввел … а) М. Ломоносов б) С. Четвериков в) А. Тенсли г) В. Вернадский 3. Разница между рождаемостью и смертностью особей в популяции – это … а) темп роста б) численность в) плотность г) прирост 4. Увеличению численности популяции жертв способствует а) сокращение численности хищников б) увеличение численности паразитов в) увеличение численности конкурентов г) уменьшение численности симбионтов 5. Средний максимальный возраст особей данного вида в естественных условиях называется _____ продолжительностью жизни а) индивидуальной б) экологической в) личной г) абсолютной 6. Показатель, характеризующий число новорожденных особей в расчете на одну особь или одну самку, называется ____ рождаемостью. а) идеальной б) экологической в) физиологической г) удельной 7. Популяция является объектом исследования … а) демэкологии б) синэкологии в) урбоэкологии г) геоэкологии 8. Количество новых особей, появившихся за единицу времени называется _______ рождаемостью а) абсолютной б) экологической в) идеальной г) удельной 9. Рост численности человек происходит а) по экспоненциальному закону б) по логическому закону в) волнообразно г) по закону конкурентного исключения 10. Экспоненциальный закон описывает а) рост численности популяции б) смертность в) стратегию поведения г) взаимоотношения в популяции 11. Рост численности популяции в геометрической прогрессии называется а) экспоненциальным ростом б) биотическим потенциалом в) логистическим ростом г)осцилляциями 13. Начальная численность популяции амёб составляет 10 особей, а период генерации- 1,5 часа. Амёбы размножаются делением надвое, численность популяция растет по экспоненциальному закону, а смертность равна нулю. Прирост численности амёб в течение 1 суток составит ____ особей. а) 655360 б) 243567 в) 678990 г) 543216 14. При рождаемости 50 человек на 1000 человек, а смертности 40 на 1000 человек, естественный прирост составит ____% а) 1 б) 0 в) 12 г) 5 Раздел 4. Экология сообществ (синэкология) Задание 1. Дайте определения следующим терминам:
антропогенные экосистемы биоценоз _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ биогеоценоз _____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ биом - __________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ виды доминанты - ________________________________________________________________ виды эдификаторы - _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ детритная цепь - _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ климакс экосистемы - _____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ консорция - _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ консумент - _____________________________________________________________________ пастбищная цепь - _______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ парцелла - ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ продуктивность экосистем - ______________________________________________________ _______________________________________________________________________________ продуцент - _____________________________________________________________________ редуцент - ______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ синузия - _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ сукцессия - ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ «трата на дыхание» - _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ трофический уровень - __________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ экологическая ниша - ____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ экологические пирамиды - _______________________________________________________ ______________________________________________________________________________ экосистема _____________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Ответьте письменно на следующие вопросы: 1. Почему экосистему называют открытой системой? ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Сформулируйте правило Линдемана (правило 10%) ________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Почему в пищевой цепи, как правило, не бывает больше 4-6 звеньев? _________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 4. Чем цепи выедания (пастбищные) отличаются от цепей разложения (детритных)? ________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 5. Сформулируйте правило 1% ____________________________________________________ _______________________________________________________________________________. 6. Чем поток энергии в экосистемах отличается от потока вещества? __________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 7. Перечислите, что входит в состав экосистемы. ____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 8. От чего зависит видовой состав и насыщенность биоценоза? ________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 9. Дайте определение вида, являющегося эдификатором. Приведите примеры.___________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 10. Что такое динамика экосистем? _________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 11. Как меняется продуктивность экосистем в процессе их сукцессии? ___________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 12. Каким образом связаны между собой такие процессы в экосистемах как продуктивность и трата на дыхание? _________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. 13. Какие особенности характерны для антропогенных экосистем? ______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 14. Какие функциональные зоны выделяют в индустриально-городских системах (урбосистемах)? 1. -____________________ - ___________________________________________ 2. - ______________________ - ________________________________________ 3. - ______________________ - _________________________________________ 15. Почему антропогенные экосистемы являются менее устойчивыми по сравнению с антропогенными экосистемами? ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Опишите, из каких этапов состоит процесс сукцессии (по Ф. Клементсу (1916)). 1. _____________________________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________________________ 3. _____________________________________________________________________________ 4. _____________________________________________________________________________ 5. _____________________________________________________________________________
Задание 3. Дайте сравнительную характеристику разных видов структур биоценоза, заполнив таблицу 3 Таблица 3 – Сравнительная характеристика структур биоценоза
Задание 4. Дайте сравнительную характеристику биотических взаимоотношений, заполнив таблицы 4 и 5
Таблица 4 – Классификация биотических взаимодействий
Таблица 5 – Классификация биотических взаимодействий
В колонке «взаимодействующие виды» укажите характер взаимодействия знаками «-» (отрицательный), «+» (положительный), «0»(нейтральный) (например, нейтрализм - 00)
Задание 5. Дайте сравнительную характеристику проявлений динамических качеств различных экосистем, заполнив таблицу 6
Таблица 6 - Проявления динамических качеств экосистем
Оценка дается по 5-ти бальной шкале: 1 бал – низкий показатель, ….. 5 баллов – высокий показатель. Например: у картофельного поля гомеостаз – 1 балл, доступность - 5 баллов, надежность – 1-2 балла и т.д.
Задание 6. Дайте сравнительную характеристику природных и антропогенных экосистем, заполнив таблицу 7
Таблица 7 - Сравнительная характеристика природных и антропогенных экосистем
Задание 7. Дайте сравнительную характеристику организмам, заполнив таблицу 8
Таблица 8 – Сравнительная характеристика продуцентов, консументов, редуцентов
Задание 8. Дайте сравнительную характеристику биологической продукции, заполнив таблицу 9
Таблица 9 – Сравнительная характеристика первичной и вторичной биологической продукции
Задание 9. Решите следующие экологические задачи: Задача 1. Постройте схемы 2 пищевых цепей (пастбищной и детритной), включив в них следующие организмы: трава, кролик, почвенные грибы, ягодный кустарник, жук-навозник, паук, воробей, ястреб, волк, лисица, сова-неясыть, уж обыкновенный, травяная лягушка, заяц, полевка, тля, божья коровка, дуб, короед, дятел, навоз, дождевой червь, листовой опад, гетеротрофные бактерии. Организм из перечня может только однажды включен в цепь. Все организмы включать в цепь не нужно.
Задача 2. Постройте пирамиды энергии, биомассы, чисел. Нарисуйте их все возможные варианты. Подпишите рисунки. Задача 3. Постройте пирамиду чисел пищевой цепи: растения → кузнечики → лягушки → ужи → ястреб-змееяд Предположите, что животные каждого трофического уровня питаются только организмами предыдущего уровня. Биомасса растений на исследуемой территории составляет 40 тонн. Биомасса 1-го побега травянистого растения – 5г (0,005 кг), 1-го кузнечика – 1 г (0,001 кг), 1 лягушки – 10г (0,01 кг), 1-го ужа – 100 г (0,1 кг), 1-го змееяда – 2 кг. Задача 4. Зная закон передачи вещества и энергии по трофическим уровням, рассчитайте, сколько понадобиться фитопланктона, чтобы вырос один бурый медведь весом 350 кг (пищевая цепь: фитопланктон – зоопланктон – мелкие рыбы – лосось – медведь). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня. Задача 5. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно всех насекомых, все растения, всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми? Самыми легкими: объясните почему?
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |