Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение




Закон естественного отбора

Рынок, предпринимательство, успех

Международный рынок валют, как и любой другой рынок, обладает общими закономерностями и характеристиками, присущими рынку. Поэтому хотелось бы сначала обсудить общее понятие рынка, тем более что к философско-экономическим проблемам его мы будем постоянно возвращаться для объяснения многих специфических явлений на FOREX.

Идеи, которые мы постараемся сформулировать в данном разделе, не являются бесспорными, но будут использоваться нами как основополагающие для всех дальнейших рассуждений. В остальных разделах мы не раз будем возвращаться к этим идеям.

Природа с ее жестоким законом выживания и приспособления — самая хорошая модель никем не регулируемого рынка со свободной конкуренцией. Если мы рассмотрим экономические отношения в человеческом обществе, а именно свободный рынок с честной конкуренцией, на котором властвуют только спрос и предложение, то увидим большое сходство с теорией естественного отбора. Действительно, конкуренция на таком рынке позволяет «выживать» наиболее сильному и перспективному бизнесу, разоряя и уничтожая слабый. Главное отличие рынка от дикой природы состоит в том, что конкуренция регулируется цивилизованными законами и переводит соревнование в грубой физической силе в соревнование по умению вести бизнес.

Мы будем рассматривать рынок как экономическую модель природы с законом выживания наиболее способных предпринимателей. При этом мы избегаем обсуждения таких важных проблем, как нравственность бизнеса, социальная справедливость и т. п., поскольку это не является целью данной книги.

Спрос и предложение являются тем механизмом, который определяет точку равновесия рынка: оптимальную цену и оптимальный объем производства. Анализ взаимовлияния спроса и предложения не дает однозначного ответа на вопрос: что является первичным — спрос или предложение? Действительно, наличие спроса стимулирует возникновение адекватного предложения, однако возможна ситуация, когда и предложение стимулирует спрос. Например, повышенный спрос на телевизоры позволяет производителям выпускать их больше, так как растет цена товара, что усиливает привлекательность его производства. И наоборот, изобретение кубика Рубика и его предложение в качестве товара стимулировало возникновение и увеличение спроса.

Рис. 2-1. Графическая интерпретация определения спросом и предложением равновесного состояния

Графическое изображение линий спроса и предложения (см. рис. 2-1) показывает, как при любом уровне последних находятся точки равновесия, которые определяют цены и объемы производства. Сдвиг любой из линий их приводит к новой точке равновесия, которая характеризуется другим значением оптимальной цены и объема производства. Такой сдвиг, как мы видели, может стимулироваться как спросом, так и предложением. Подробный анализ их взаимодействия, а также графическую интерпретацию этого процесса можно найти в любой книге по макроэкономике.

За спросом стоит стремление потребителей удовлетворить свои желания и потребности. За предложением стоит стремление производителя получить прибыль, выпуская товары или предоставляя услуги, которые удовлетворяют желания потребителей. И потребители, и производители действуют в условиях ограниченных ресурсов: первые имеют ограниченный доход, а вторые ограничены уровнем допустимых издержек. Поэтому потребитель стремится удовлетворить свои потребности по минимально возможной цене, а производитель не может опустить цену ниже издержек производства. Следовательно, всегда происходит борьба за цены между потребителем и производителем. Кроме того, в эту борьбу вмешивается конкуренция между разными производителями, когда каждый производитель может победить другого, только снизив цены, а это возможно лишь при сокращении издержек производства. Существует и иной путь завоевания потребителей: при той же цене предложить более качественный товар. Но повышение качества товара обычно связано с увеличением издержек и косвенным образом все-таки является понижением цены. Искусство находить новые решения, позволяющие снизить производственные издержки и эффективно использовать доступные ресурсы, определяет успех бизнеса. Заметьте также, что основную часть этих издержек составляет заработная плата, Каждый работник старается увеличить свой заработок, что позволит ему как потребителю наиболее полно удовлетворить свои желания, а производитель старается сократить издержки.

Как видим, равновесие спроса и предложения достигается в результате борьбы разнонаправленных стремлений потребителя и производителя. Такое равновесие нельзя рассматривать как статическое состояние, поэтому в макроэкономике его называют «состоянием равновесия-неравновесия», поскольку на рынке все время происходят колебания около некоторой идеальной равновесной точки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.