КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление Кавказом и Закавказьем
Местное законодательство. Кавказ и Закавказье не представляют собой однородной массы: здесь на сравнительно небольшом участке земной поверхности издавна проживали совершенно различные народы, разделенные не только горами, но и языком, верой и, разумеется, обычаями. По истечении XX в., приходится признать, что решение неимоверно сложной задачи соединения этого невероятного разнообразия в одно административное целое оказалось под силу только Российской империи. Среди практически всех горских и закавказских народов по присоединении их к России в качестве привилегии сохранялось действие шариата и основанного на нем адата. Последний есть особый источник права, вбирающий в себя все разнообразие норм местного обычного права, регулирующего абсолютно все стороны жизни человека. В Грузии при присоединении ее к России в 1801 г. в качестве привилегии были оставлены прежние законы, как гласили Высоч. утв. правила управ. Грузией, "дела гражданские имеют быть производиться по настоящим грузинским обычаям, кои следует привести в известность, как сделано сие при учреждении в Кабарде родовых судов и расправ, и по уложению, изданному царем Вахтангом, яко по коренному грузинскому закону". Вышеупомянутое Уложение царя Вахтанга VI официально действовало в Грузии, Имеретии и Гурии до 1859 г., а в Мингрелии до 1870 г., заменено Уложение было т. X Св. зак., впрочем, в соответствующих местах Свода имелось указание на продолжавшие сохранять свое действие отдельные положения Уложения царя Вахтанга. В Армении (Эриванской губернии) изначально вводилось общеимперское право, хотя, однако, известно о применении среди армян Европейской России так называемого Армянского судебника (XVIII в.), но и он перестал быть особым узаконением в 1869 г. в связи с введением в действие Судебных уставов. Местные учреждения. Среди горских народов Дагестана и Чечни в 1858 г. введено было после нескольких десятилетий проб и ошибок так называемое военно-народное управление. Основой этого управления явился родовой союз (тохум), во главе которого стоит старейшина. Тохум представляет собой довольно большую группу, объединенную кровнородственными отношениями, поскольку его членами могут быть родственники до 12-й и даже 15-й степени родства. Решение старейшины тохума для его членов является истиной в последней инстанции. Несколько тохумов составляли одну общину (джамаат). Джамаат, таким образом, представлял собой уже территориальный союз. Общее собрание всех членов джамаата называлось маслагат, на котором решались все затрагивавшие интересы нескольких тохумов вопросы. Для суда и расправы джамаат выбирал особых старшин (карты) и старейшин (аксакалов). Карты вместе с муллами и кадиями осуществляли суд в тех делах, которые выходили за пределы тохума. Аксакалы в основном представляли джамаат в сношениях с имперской властью. Необходимо заметить, что в Абхазии (Сухумский отдел) среди горцев вводилась аналогичная система судебных учреждений. Несмотря на общее стремление унифицировать управление Кавказом, эта система учреждений продержалась до 1917 г. Причем не ошибемся, если скажем, что во многом она сохранялась и в советское время, правда, в неофициальном виде. На общее управление столь обширным краем ("Кавказский и Закавказский край составляют земли, лежащие между морями Черным, Азовским и Каспийским, губерниею Екатеринославскою, Областью войска Донского, губерниею Астраханскою и границами империи с Турциею и Персиею" (ст. 1 Уч. упр. Кав. и Закав. края)) очень долгое воздействие оказывал военный фактор, поэтому с самого начала управление здесь находилось исключительно в руках военных. Довольно долго в отношении Кавказа продолжал действовать принцип децентрализованного управления. Так, в 1842 г. образовался особый Кавказский комитет, действовавший в прямом подчинении у Комитета Министров, с 1841 г. образовано было VI отделение СЕИВК, ведавшее делами устройства Закавказского края. В 1883 г. особый Кавказский комитет был упразднен. Если до указанной даты наместник Кавказа, согласно ст. 21 Уч. упр. Кав. и Закав. края, в большинстве случаев сносился с председателем Кавказского комитета (ср. ст. 22), то после указанной даты он стал это делать непосредственно через министров по принадлежности. Таким образом, на управлении Кавказом сказалась общая тенденция по централизации государственного управления Империи, что с течением времени должно было означать полную административную инкорпорацию края. Главным местным органом управления в крае являлся наместник Кавказа (ст. 9 Уч. упр. Кав. и Закав. края ред. 1876 г.). В лице его сосредотачивалось все высшее местное управление гражданскими и пограничными делами. Наместник по должности также считался главнокомандующим особой Кавказской армией. В административном отношении Кавказ подразделялся на Кавказский край (области Терская и Кубанская, губерния Ставропольская (ст. 2 Уч. упр. Кав. и Закав. края) и Закавказский край (губернии Тифлисская, Кутаисская, Елизаветпольская, Эриванская, Бакинская, область Дагестанская, до 1892 г. Дербентское градоначальство, округа Закатальский и Черноморский, а также отдел Сухумский). В губерниях и областях устанавливалось управление согласно "точному основанию Общего Губернского Учреждения" (ст. 102 Уч. упр. Кав. и Закав. края). Впрочем, закон знал некоторые отклонения от общеимперских образцов. В губерниях края предусматривался дополнительный штат чиновников в соответствии с местными особенностями. Полицейские силы на Кавказе также имели особое устройство. Городовое управление устанавливалось согласно Гор. пол. изд. 1870 г. (ст. 135 Уч. упр. Кав. и Закав. края), но со значительными изменениями по порядку формирования органов городского общественного управления. После 1892 г. соответственно были внесены также некоторые изменения. Порядок функционирования судебных инстанций в крае был подчинен особым правилам, хотя в целом можно заметить, что основное отличие заключалось в отсутствии здесь земств, которые, как известно, служили основанием для формирования мировых судов, но после 1889 г. и это отличие перестало играть значительную роль. Общее управление Кавказским и Закавказским краем осуществлял наместник, при котором находился помощник, после 1883 г. их стало два. Свою власть наместник осуществлял посредством Совета наместника, департамента главного управления и некоторых других отраслевых органов управления, например таких, как строительно-дорожный комитет, управление государственных имуществ, управление учебной частью и др.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |