Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление североамериканскими владениями




Местное сибирское законодательство. Верная своей политике Империя полагала за всеми сибирскими коренными народами сохранение их обычного права, редкое исключение делалось только для тех народов, которые принимали крещение. Вместе с тем в 1841 г. состоялось издание так называемого Свода степных законов кочевых инородцев Восточной Сибири, который, однако, так и не вступил в силу, но, по замечанию сенатора Н.Н. Корево, этот свод использовался в качестве субсидиарного источника права при применении Пол. об ин. Т. II Св. зак.

В 1822 г., как мы уже сказали, особенности местного управления Сибири были отражены в Сибирском учреждении, деятельное участие в составлении которого принимал граф М.М. Сперанский. Последнее издание этого акта приходится на 1892 г., однако законодатель в нем уже существенно отошел от коллегиального начала управления, поскольку за 70 лет применения акта на практике восторжествовал принцип единоличного управления, т.е. принцип, заложенный еще в Уч. губ. 1775 г.

Местные сибирские учреждения. Управление Сибирью на практике показывает, как за 200 лет этот край постепенно интегрировался в общую административную систему Империи. В 1879 г. в Западной Сибири происходит распространение действия Положения от 19 февраля 1861 г., в 1882 г. это Положение вводится в Восточной Сибири. В принципе эти мероприятия правительства заслужили справедливую критику современников, так как фактически создавали у сибирского крестьянства совершенно чуждую ему общину великорусского образца. В 1896 г. на Сибирь распространяется действие Судебных уставов 1864 г. Фактически они введены были только 2 июля 1897 г. Таким образом, была упразднена одна из главных отличительных черт управления Сибирью, до указанной даты судившейся дореформенным судом. В 1905 г. в Сибири вводятся земства. В качестве особенности русских владений за Уралом следует отметить отсутствие в этом крае дворянства и дворянского землевладения, что определяло один из серьезнейших отличительных признаков всего края.

С 1852 по 1864 г. действует особый Сибирский комитет в ранге отдела Комитета Министров, правда, еще раньше, в 1821 г., был учрежден специальный комитет для разработки общего положения об управлении, что и было им сделано в 1822 г., ставшим одновременно и годом, когда этот комитет прекратил свое существование. Согласно Сибирскому учреждению 1822 г. высшим представителем государственной власти в крае являлся генерал-губернатор, соединявший помимо традиционной для него военной власти гражданскую и дипломатическую функции - он уполномочивался вести переговоры с сопредельными государствами по пограничным вопросам. При генерал-губернаторе существовал Совет главных управлений - нечто вроде коллегиального органа, руководящего деятельностью местного бюрократического аппарата и отчасти контролирующего действия самого генерал-губернатора. Последнее было обусловлено тем, что такие Советы формировались от центральных министерств (Минфин, МВД и Минюст). Аналогичная структура устанавливалась и на уровне сибирских губерний и областей.

Губернское или областное правление осуществлял губернатор (гражданский или военный) посредством губернского совета, последний представлял собой расширенный вариант губернского правления. Судопроизводство сосредоточивалось в общем губернском суде, причем закон не знал разделения его на уголовную и гражданскую палату. При суде состоял губернский прокурор. Приговоры губернского суда подлежали утверждению губернатора, вместе с тем закон допускал изъятия - те дела, наказания по которым состояло в лишении прав состояния, непосредственно вносились в Сенат.

Округа, на которые делились губернии и области в Сибири, соответствовали уездной единице в Европейской России. Окружное управление из-за необжитости местности было двух видов: по полному штату и сокращенному. В первом случае округ возглавлял окружной начальник, при котором полагалось образовывать особый совет, в который входили главы специальных отраслевых управлений: полиции, казенного управления, суда и т.д. Во втором случае при окружном начальнике отсутствовал окружной совет, а также отсутствовали и некоторые виды управлений.

Города в Сибири равно имели особые органы управления. Само управление подразделялось на общее (городничий, его канцелярия и приставы) и частное (квартирные надзиратели, городская Дума и городской суд).

Во второй половине XIX в. картина существенно меняется. Как мы уже сказали, принцип коллегиальности, воплощенный в специальных советах при губернаторах и генерал-губернаторах, изживает себя. Однако структурно они продолжают существовать, но члены их теперь напрямую подчинены соответствующему губернатору. В 1887 г. эти советы упраздняются вовсе. На уровне округов также происходит существенное упрощение системы управления. Теперь оно состоит из исправника, земского суда и казенного управления. Определенной особенностью в Сибири отличалось волостное управление, искусственно созданное здесь реформами 1879 и 1882 гг.

В 1898 г. в Сибири вводится институт крестьянских начальников (ПСЗРИ. 3-е изд. Т. XVIII. N 15503). Общим и главным источником этой реформы являлось Положение об участковых земских начальниках 1889 г.

Алеутские острова и Аляска были закреплены под российским суверенитетом по праву оккупации - первоначального завладения ничейной землей (terra nullis), что и было оформлено Указом от 2 марта 1766 г. Однако очень долго институтов власти и управления на североамериканском континенте не создавалось, связано это было, конечно же, с громадной отдаленностью края от центра Империи. Технически сообщение только в один конец в то время занимало около трех лет.

Вместе с тем деловые русские люди, купцы и промышленники, уже с момента открытия западного берега Северной Америки (1733 г.) активно занимались освоением этого края. В связи с чем 20 июля 1797 г. состоялось соединение усилий русских промышленников по освоению Аляски в форме акционерного общества. Преамбула Устава Американской соединенной компании (таково было ее первоначальное название. - М.И.) гласила:

"Усовершенствовать мореплавание к северо-восточной и северной Америке и Северным, Алеутским и Курильским островам и к другим местам и землям, в северной части Тихого моря лежащим, Всероссийскому императорскому скипетру принадлежащим". Кроме того, этим же актом компания брала на себя обязанность открывать новые земли, "приводить вновь отысканные народы в православную христианскую веру и в подданство Его Императорского Величества".

Здесь, пожалуй, имеет смысл отметить, что подобная практика освоения новых земель силой частной инициативы, имеющей строгую национальную (государственную) принадлежность, не являлась из ряда вон выходящим фактом. Силой Вест-Индийской, Ост-Индийской компаний и т.п. начиная с XVI столетия западный мир активно проводил свою колониальную политику. Однако в нашем случае мы наблюдаем пример старой парадигмы, зародившейся еще во времена Ермака, когда не государство, а частная инициатива его подданных нацелена на дело освоения новых земель. Кроме того, государство в принципе полномочно делегировать ряд своих прав частному лицу не с целью закрепления за этими лицами общих государственных прав, например, в виде суверенитета, а как раз наоборот, разрешая эксплуатацию территории частному лицу взамен помощи этого лица в деле укрепления суверенитета данного государства на данной территории.

В подтверждение вышеприведенной юридической формулы укажем, что уже 8 июля 1799 г. правительство выдает Компании специальную привилегию сроком на 20 лет, в которой еще раз подчеркивается: "...занимать открываемые ею земли в Российское владение на прежде подписанных правилах, есть ли оные никакими другими народами не были заняты и не вступили в их зависимость". Издание привилегии сопровождалось переизданием устава Компании, в котором она получила то имя, под коим и вошла в историю: "именоваться под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Российско-Американскою Компаниею". Указом от 13 сентября 1821 г. Компании продлена была привилегия еще сроком на 20 лет, в 1841 г. эта привилегия благополучно была продлена в третий раз. Начиная с 1861 г. Р-АК оказалась в подвешенном состоянии, что объяснялось обнаружившимися уже тогда планами правительства продать Аляску. Год 1867-й оказался для Компании роковым.

 

* * *

 

Управление Североамериканскими колониями, именно так они именовались в § 35 Правил Р-АК 1821 г., поручалось непосредственно руководству Компании, в правление которой вводился представитель Минфина. Последнее связано было с необходимостью сочетать интересы акционеров с интересами государства. Со временем государственное участие в управлении Компании стало выражаться не только через участие в управлении представителя Министерства финансов, но и посредством назначения на пост главного правителя и его помощника офицеров морской службы (ст. ст. 143 и 195 Устава Р-АК от 10 октября 1844 г.). Главного правителя при этом утверждал Император. В совет колониального правления также входило несколько членов, одновременно состоящих на государственной службе (ст. 195).

Помимо чисто промысловой деятельности Компания осуществляла управление туземным и пришлым населением Аляски. Население подразделялось на туземцев, креолов (потомков от смешанных браков), русских.

Пожалуй, одну из первых попыток урегулировать положение туземцев мы находим еще в инструкциях А.А. Баранова В.Г. Медведникову от 1808 г., которые так и озаглавлены - "О ласковом обращении с туземцам". Вместе с тем уже Правилами Р-АК 1821 г. туземцы почитались "наравне со всеми другими российскими подданными. Они составляют особое сословие, пока живут в колониях" (ст. 43). Туземцы освобождались от уплаты ясака (податей) и несения личных повинностей (ст. 45); они управляются "своими родовыми тоенами под надзором старшин, назначенных компаниею из лучших русских своих служителей" (ст. 47). Единственная обязанность, которую вменяли аборигенам Правила, - служить Компании для ловли морских зверей. Поздними Правилами 1844 г. на туземцев распространялось действие отделения IV Пол. об ин. Т. II Св. зак., при этом они подразделялись на кочующих и оседлых; ко вторым относили уже крещенных туземцев. Каждая контора Компании обязывалась издавать для своего округа Правила для тоенов, избираемых в старшины, которые представляли собой должностную инструкцию.

Креолы Правилами 1821 г. почитались за особое сословие (ст. 41), подданными России и не облагались никакими налогами до тех пор, пока проживали на Аляске; позднейшими Правилами 1844 г. (ст. ст. 236 и 237) статус креолов был уточнен.

В отношении коренных русских все уставы Компании и привилегии, ей данные, гласили одно: акционером Компании может быть только русскоподданный. Также по общему смыслу этих актов мы можем сделать вывод, что сословные права и ограничения продолжали сохранять свое действие и в Северной Америке. Правда, Правила 1844 г. (ст. 227) содержали очень интересный опыт придания русским на Аляске совершенно особого статуса: "Из российских подданных и других людей свободного состояния, имеющих право на выезд из Америки и водворяемых там по собственному желанию, на изложенном ниже сего основании, образуется особое сословие колониальных граждан".

 

§ 5. Население Российской империи

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.