Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История синодального управления




15 ноября 1700 г. умер последний патриарх Андриан, двумя месяцами спустя Петр назначает "Екзархом святейшего патриаршего престола, блюстителем и администратором" митрополита рязанского Стефана (Яворского). Уже в этом назначении проявилось пренебрежение нормами канонического права, так как ЭпсилонКсиАльфаРоХиОмикронСигма есть лицо, назначенное от самого патриарха или от церкви, но никак не от светского лица, каким являлся царь. Также представляется довольно трудным совмещение данного назначения со следующим каноническим правилом: "Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен, и отлучен, и все сообщающиеся с ним" (пр. 30 Св. Апостолов).

В январе 1701 г. издается указ, которым повелевается: "Дом святейшего патриарха и домы же архиерейские и монастырские дела ведать боярину Мусину-Пушкину", таким образом, вновь учреждается Монастырский приказ, который постепенно забрал в свои руки заведование всем церковным имуществом; восстанавливалась и судебная функция этого учреждения. На достигнутом Петр не остановился и в 1721 г. происходит коренное преобразование высшего церковного управления, в результате которого появляется Духовная коллегия. Регламент ее утвержден 14 февраля того же года. Первоначально мысль реформатора, казалось, не шла далее создания некоего подобия коллективной личности патриарха Русской церкви: "Уставляем Духовную коллегию, то есть духовное соборное правительство, которое по следующем здесь Регламенте имеет всякие духовные дела управлять". Вместе с тем Регламент содержал текст присяги членов коллегии: "Исповедую же с клятвою крайнего судию Духовной сей коллегии бытии самого Всероссийского Монарха, государя нашего всемилостливейшего". В дальнейшей синодальной практике эта часть присяги получила более четкую форму: "признаю и клятвенно утверждаю, что верховный судия сего св. Синода есть Император всероссийский". Эти слова присяги были отменены только Указом 1901 г.

Немного спустя коллегия была заменена Синодом. Вместе с тем Петр, чувствуя несоразмерность поднятой им самим ноши, попытался одобрением своих мероприятий со стороны других церквей-сестер снять с себя часть ответственности. В 1723 г. от Вселенского патриарха Иеремии III пришел ответ, в котором он на просьбу царя признал Синод Русской церкви своим "братом". То есть легитимировал его каноничность. Значительным новшеством в деле управления Церковью явилось учреждение в 1721 г. должности обер-прокурора Синода. Именно этому должностному лицу вменялось в обязанность быть "оком государя и стряпчим по делам государственным". Должность обер-прокурора полностью совпадала с должностью генерал-прокурора Сената и так же, как и она, со временем чрезвычайно усилилась.

К концу правления Петра в подчинении Синоду находились следующие учреждения: Монастырский приказ, Приказ церковных инквизиторских дел, Печатный двор, а также духовные школы. Все указанные учреждения со временем (1726 г.) преобразуются в два департамента: церковных и экономических дел, при этом последний департамент состоял уже только из светских чиновников. Далее, в 1738 г. Синод лишается права управления церковным имуществом, которое передается в ведение Сената. При Елизавете восстанавливается прежний порядок, но Петр III снова возвращается к политике секуляризации, финалом которой явилась реформа управления церковным имуществом 1764 г. Манифестом 1764 г. было оформлено фактическое ограбление Церкви, в результате которого была уничтожена база материальной ее независимости от государства - все духовенство стало получать жалованье из казны. При Павле I Император Всероссийский был объявлен главой церкви (ст. 42 Осн. гос. зак. Т. I Св. зак. изд. 1832 г.). В период с 1817 по 1824 г. Синод подчинялся напрямую Министерству духовных дел. Окончательно Синод превращается в Министерство по управлению Русской православной церковью в 1830 г.; при этом необходимо иметь в виду, что с 1824 г. Церковь официально именуется "ведомством православного вероисповедания".

Положение обер-прокурора Синода также развивается в сторону придания ему всей полноты власти министра. Юридически это закрепляется окончательно в правление императора Александра I. Так, Выс. утв. мнение Госсовета от 13 декабря 1865 г. вводилась должность товарища обер-прокурора Синода, при этом указывалось, что эта должность устанавливается "с правами и обязанностями, присвоенными товарищам министров". Начиная с 1880 г. обер-прокурор Синода заседает наравне с другими министрами в Комитете и Совете Министров. Другим законодательным актом 1904 г. постановлялось, что обер-прокурор присутствует в Госсовете, Совмине и Комитете Министров "на равных с министрами основаниях". После 1906 г. тем не менее положение "министра церкви" существенно не меняется; хотя он наравне с остальными министрами продолжает входить в Совмин, его ведомство не подчинено напрямую Императору, как, например, МИД, поэтому правительство берет на себя часть забот по регулированию положения Церкви.

Эта ситуация вызывает в церковной среде движение за восстановление патриаршества, поскольку между царем и Церковью возникает также и неправославная по своему составу Дума. Вдобавок ко всему в период первой русской революции произошло существенное улучшение положения инославных и даже нехристианских вероисповеданий, что поставило перед Русской церковью задачу начать борьбу за равноправие. Царь согласился с необходимостью созвать предсоборное совещание, которому предшествовала работа предсоборного присутствия. В этих формах проходила работа по выработке нового устава Церкви, порядку избрания ее главы, реорганизации Синода. Подготовительная работа в основном увенчалась успехом, правда, одновременно выявилось в Церкви движение (протестантское по форме и еретическое по существу) так называемых обновленцев, сумевших после революции при поддержке большевистских комиссаров нанести ощутимый вред Церкви. Начавшаяся Первая мировая война помешала созвать Собор, но после падения самодержавия в феврале 1917 г. такая возможность Церкви представилась - 200-летнее иго синодализма пало! Поместный собор заседал с августа 1917 г. по сентябрь 1918 г. Отчасти силою вещей, отчасти усилиями самой Церкви состоялось полное преобразование ее управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 355; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.