КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анатомо-хирургические задачи. Линии разрезов при флегмонах голени
Линии разрезов при флегмонах голени. 7. Доступы к передней и задней большеберцовым артериям. 8. Артродез, артрориз и артропластика. 9. Границы голеностопного сустава и стопы. 10. Внешние ориентиры голеностопного сустава и стопы. 11. Проекция тыльной артерии стопы. 12. Проекция большеберцовой артерии. 13. Проекция и содержимое медиального, латерального лодыжковых и пяточного каналов. 14. Проекция медиального и латерального подошвенных сосудисто-нервных пучков стопы. 15. Границы и содержимое медиального, латерального и среднего фасциально-мышечных лож подошвы стопы. 16. Суставы Лисфранка и Шопара, их практическое значение. 17. Ампутация и экзартикуляция. Порочная культя и причины ее образования. 18. Виды и способы ампутаций. 19. Принципы реплантации конености. 20. Техника пункции голеностопного сустава.
1. У больного после тупой травмы латеральной поверхности голени в верхней трети определяется опущение латерального края стопы и нарушение чувствительности кожи латерального края тыла стопы. Дайте анатомическое объяснение наблюдаемым симптомам.
2. При обследовании больного с облитерирующим эндартериитом врач определяет пульс на тыльной артерии стопы и на других периферических артериях нижней конечности. Где, используя внешние ориентиры, следует расположить пальцы для определения пульса на тыльной артерии стопы? 3. С целью лечения переломов костей конечностей, в ряде случаев используется скелетное вытяжение. При неправильном проведении спицы через пяточную кость хирург может повредить заднюю большеберцовую артерию и большеберцовый нерв. Определите по внешним ориентирам проекцию названного сосудисто-нервного пучка. С какой стороны следует проводить спицу, чтобы избежать такого осложнения?
4. У больных после ампутации конечности из-за погрешностей в ходе операции могут возникать лигатурные свищи, фантомные боли, а также наблюдаются костные выступы под кожей, которые мешают протезированию. Каких правил выполнения ампутаций необходимо придерживаться, чтобы не допускать подобных ошибок?
ДОПОЛНЕНИЕ К МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА При рассмотрении соответствующего учебного материала по нижней конечности на практических занятиях №4 и №5 необходимо обратить внимание на их наиболее характерные топографо-анатомические особенности у новорожденных и детей разного возраста исходя из того, что становление всех структурных образований этой области и, прежде всего костно-суставного аппарата завершается в период полной оссификации, т.е. в период полового созревания организма, которые следует учитывать при производстве оперативных вмешательств и лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата. В этой же связи следует особенно уделить внимание вопросам кровоснабжения и иннервации нижних конечностей, возрастным преобразованиям магистральных сосудов и нервных стволов (поражение при остеомиелите эпифизов костей у детей до 3-х лет, поднадкостничные переломы костей, образование гематом, переломы с отрывом эпифизов), а также встречающимся врожденным деформациям нижних конечностей: врожденная косолапость (1,5 %), врожденный вывих в тазобедренном суставе (0,8 %) и его дисплазия.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическому занятию № 6.
Тема: Операции на животных. Учебные цели: студент должен научиться на животных или нефиксированном трупе выполнять а) обнажение и перевязку бедренной артерии; б) шов сухожилия; в) первичную хирургическую обработку раны.
Оснащение занятия: экспериментальное животное, хирургический инструментарий, обезболивающие средства, перевязочный и шовный материал.
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя) 1. В процессе подготовки к операционному дню необходимо повторить следующие вопросы из курса общей хирургии: а) структура, оборудование и режим работы операционного блока; б) правила асептики и антисептики; в) правила обработки рук хирурга и операционной сестры, обработки операционного поля; г) правила надевания стерильной одежды; д) накрывания инструментального стола. 2. Накануне операционного дня производится распределение обязанностей среди студентов: назначаются хирурги, ассистенты хирургов, операционные сестры, анестезиолог, санитары. Затем разбираются и уясняются функции и обязанности каждого участника хирургической операции. Необходимо повторить ход каждой операции, топографо-анатомические взаимоотношения тканей в ране, возможные ошибки и осложнения во время операции. Закрепляются навыки подбора хирургических инструментов и правила пользования ими. Осуществляется просмотр учебного фильма по проведению учебных операций. 3. В день операции необходимо: а) подготовить экспериментальное животное к операции – произвести премедикацию, ввести анестетик; б) подготовить операционное поле (стрижка шерсти); в) зафиксировать животное на операционном столе. 4. Работа операционной бригады: а) работа операционной сестры: - обработать руки; - надеть стерильный халат; - накрыть инструментальный стол; - одеть хирургов; - подавать инструменты, шовный и перевязочный материал; б) работа хирургов: - мытье рук; - надевание стерильного халата; - обработка операционного поля; - обложить операционное поле стерильным бельем и зафиксировать его; - осуществить оперативные вмешательства: 1) перевязка бедренной артерии - выполнить послойный разрез тканей – хирургический доступ к бедренной артерии; - произвести по ходу разреза временную и окончательную остановку кровотечения; - идентифицировав, выделить бедренную артерию и подвести под неё двойную лигатуру с помощью иглы Дешана; - выполнить перевязку бедренной артерии и пересечь её между двумя лигатурами; - произвести послойное зашивание раны формируя фасциально-мышечное ложе сосуда. 2) первичная хирургическая обработка раны - смоделировать резаную рану на внутренней поверхности бедра; - после промывания раны выполнить иссечение её краёв; - осуществить тщательный гемостаз; - произвести послойное зашивание раны. 3) Шов ахиллова сухожилия: - выполнить послойный разрез тканей – хирургический доступ к ахиллову сухожилию; - выделить сухожилие из синовиального влагалища и пересечь в средней трети; - с помощью прямых хирургических игл выполнить шов по Кюнео; - послойно ушить рану над сухожилием, формируя его синовиальное влагалище. в) работа анестезиолога: - проведение премедикации; - внутримышечный или внутривенный наркоз; - наблюдение за животным во время наркоза (пульс, зрачки, роговичный рефлекс, частота дыхания); г) после окончания операции проводится уборка операционной, мытье инструментов. В заключении проводится разбор хода операции, анализ допущенных ошибок и осложнений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическому занятию № 7.
Тема: Клиническая и хирургическая анатомия мозгового и лицевого отделов головы. Черепно-мозговая топография. Схема Кренлейна-Брюсовой. Экстра- и интракраниальные гематомы. Треугольник Шипо. Принципы трепанации черепа и сосцевидного отростка. Щечная, околоушно-жевательная область и глубокая область лица. Околоушная слюнная железа. Лицевой нерв. Височно-крыловидный и межкрыловидный промежутки, окологлоточное клетчаточное пространство и крыловиднонёбная ямка.. Фасции и клетчаточные пространства лица. Разрезы на лице. Оснащение занятия: влажные и сухие препараты головы, череп, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.
Учебные цели: студент должен научиться: а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях образований мозгового и лицевого отделов головы; б) определять границы по внешним ориентирам лобно-теменно-затылочной, височной областей, области сосцевидного отростка, поверхностных и глубоких областей лица; в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований, строение фасциально - клетчаточных структур, оболочек мозга, цистерн и венозных синусов, голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований, строение фасциально-клетчаточных структур лица; г) определять локализацию и пути распространения инфекции и гематом в поверхностных и глубоких слоях мозгового отдела головы и лица, характер повреждения интракраниальных и экстракраниальных сосудов и нервов при травмах, сосудисто-нервных пучков при ранениях области лица; д) обосновывать осуществление разрезов при выполнении трепанации черепа и сосцевидного отростка при гнойных процессах в областях лица, первичной хирургической обработки ран головы.
Самостоятельная работа (под руководством преподавателя) Студенты изучают границы лобно-теменно-затылочной, височной областей и сосцевидного отростка по костным и мышечным ориентирам и их послойное строение, голотопию, скелетотопию и синтопию сосудисто-нервных образований. Рекомендуется зарисовать в рабочих тетрадях схемы пироговских распилов свода головы на фронтальном разрезе, границы трепанационного треугольника Шипо, черепно-мозговой топографии Кренлейна-Брюсовой. При изучении лобно-теменно-затылочной области необходимо обратить внимание на строение кожи, подкожной клетчатки, сухожильного шлема, подапоневротической и поднадкостничной клетчатки, их значение при определении локализации гематом, территории их распространения, следует акцентировать внимание на особенностях строения костей в лобно-теменно-затылочной, височной областей, сосцевидного отростка и значении этих особенностей при травматических повреждениях, а также на топографию венозных коллекторов свода черепа и значении их в регуляции кровотока и распространении инфекции. При изучении височной области должно быть обращено внимание на отсутствие соединительно-тканных перемычек, связывающих кожу с подлежащими слоями, на топографию поверхностных и глубоких сосудов и нервов, клетчатку височной ямки и её связи со щечной областью, глубокими отделами лица и полостью глазницы. При изучении сосцевидной области необходимо усвоить практическое значение треугольника Шипо при трепанации сосцевидного отростка. Затем необходимо изучить внутреннюю поверхность основания черепа, оболочки мозга, венозные синусы и межоболочечные пространства, обратить особое внимание на распространение в них гематом и связи синусов с венами покровов черепа и венами лица. Затем рекомендуется изучить показания и основные принципы костно-пластической и резекционной трепанации черепа, трепанации сосцевидного отростка и первичной хирургической обработке черепно-мозговых ран. Далее студенты приступают к изучению границ лицевого отдела головы, голотопии, скелетотопии и синтопии сосудисто-нервных образований по костным, мышечным ориентирам, его послойного строения и клетчаточных пространств. Следует обратить внимание на деление боковой области лица на поверхностный и глубокий отделы плоскостью, проведенной параллельно ветвям нижней челюсти. Изучая околоушно-жевательную область, обращают внимание на строение костно-фасциального ложа жевательной мышцы, на связи этого ложа с подапоневротическим пространством височной области и значение его в образовании глубоких флегмон лица, учитывая топографию ветвей лицевого нерва необходимо обосновать характер разрезов на лице. Ориентируясь по костному препарату черепа, следует изучить границы позадичелюстной ямки. Затем приступают к изучению топографии околоушной железы и содержимого ее фасциального ложа (лицевого и ушно-височного нервов, наружных сонных артерий и яремной вены), обратив внимание на её особенности, которые могут служить основой для развития патологических процессов. В щечной области обращается внимание на строение жирового комка и его отростков, на значение этих отростков в распространении воспалительных процессов при флегмонах щеки в подвисочную и крыловиднонёбную ямки, полость черепа. Следует уделить внимание связям поверхностных вен с венами глубокого отдела лица, вен полости глазницы с венами полости черепа. При изучении глубокой области лица надлежит уделить внимание строению и содержимому височно-крылдовидного и межкрыловидного промежутков, путям сообщения клетчатки подвисочной и крыловиднонёбных ямок с клетчаткой поверхностного отдела лица, окологлоточного и позадиглоточного пространств и полости глазницы, локализацию флегмон лица и разрезам при них. При этом особое внимание следует уделить особенностям вскрытия заглоточного абсцесса.
Контрольные вопросы 1. Границы мозгового отдела головы. 2. Внешние ориентиры мозгового отдела головы. 3. Границы лобно-теменно-затылочнолй области. 4. Слои лобно-теменно-затылочнолй области. 5. Сосудисто-нервные пучки лобно-теменно-затылочнолй области, их проекция на кожу. 6. Особенности строения костей свода черепа. 7. Границы височной области. 8. Слои височной области. 9. Сосуды и нервы височной области. 10. Схема черепно-мозговой топографии Кренлейна-Брюсовой и её практическое значение. 11. Границы области сосцевидного отростка. 12. Проекция внутрикостных анатомических образований в области сосцевидного отростка. 13. Границы и практическое значение треугольник Шипо. 14. Отроги твердой мозговой оболочки. 15. Синусы твердой мозговой оболочки. 16. Источники кровоснабжения головного мозга. 17. Виллизиев круг и его практическое значение. 18. Первичная хирургическая обработка черепно-мозговых ран. 19. Трепанация черепа, её виды. 20. Техника трепанации сосцевидного отростка и её возможные осложнения. 21. Границы лицевого отдела головы. 22. Внешние ориентиры лицевого отдела головы. 23. Основные сосуды и нервы лицевого отдела головы. 24. Места выхода тройничного нерва под кожу. 25. Жировое тело щеки и его практическое значение. 26. Ложе околоушной слюнной железы и его содержимое. 27. Слабые участки капсулы околоушной слюнной железы. 28. Границы и содержимое глубокой области лица. 29. Височно-крыловидный и межкрыловидный клетчаточные промежутки. 30. Границы и содержимое окологлоточного клетчаточного пространства. 31. Направление разрезов при флегмонах лицевого отдела головы.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |