Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анатомо-хирургические задачи. 1. У женщины в послеродовом периоде развился гнойный мастит с интрамаммарным расположением абсцесса




 

1. У женщины в послеродовом периоде развился гнойный мастит с интрамаммарным расположением абсцесса.

Обоснуйте правила вскрытия таких абсцессов.

 

2. К онкологу поликлиники обратилась больная, которая предъявляет жалобы на наличие плотного опухолевидного образования в молочной железе. При дальнейшем обследовании обнаружено увеличение регионарных лимфоузлов. Врач заподозрил злокачественную опухоль.

Назовите группы лимфатических узлов, которые необходимо обследовать при определении стадии рака молочной железы. Какое оперативное вмешательство может быть показано при этом? Опишите его основные этапы.

 

3. У пострадавшего с закрытым переломом ребра и смещением отломков образовалась межмышечная гематома грудной стенки, возник гематоракс.

Укажите, какие слои грудной стенки при этом повреждены?

 

4. У больного с открытым ранением груди без повреждения легкого быстро нарастают симптомы сдавления легкого воздухом, накапливающимся в плевральной полости.

Определите характер ранения грудной клетки.

 

5. Пункция плевральной полости чаще всего выполняется в VII - VIII межреберьях по задней подмышечной или лопаточной линии над верхнем краем ребра.

Дайте объяснение указанного места плевральной пункции. Какой отдел ее пунктируется и какие осложнения при нарушении правил плевропункции могут иметь место?

 

6. В хирургическое отделение доставлен больной, у которого наблюдаются болезненность и напряжение мышц брюшной стенки (симптомы «острого живота»). Однако при рентгенологическом обследовании выявлена правосторонняя нижнедолевая пневмония.

Почему при пневмонии, локализующейся в задненижних отделах легких, могут наблюдаться болезненность и напряженность передней брюшной стенки?

 

7. У ребенка инороднее тело попало в бронх одного из легких

В бронх какого легкого и почему чаще попадают инородные тела?

 

8. В кровоснабжении легких участвуют бронхиальные и легочные артерии.

В чем состоят анатомические и функциональные различия между бронхиальными и легочными артериями?

 

9. Хирург выполняет операцию пневмонэктомии из переднебокового доступа.

В каком порядке выделяются и обрабатываются элементы корня легкого во время пневмонэктомии?

 

10. Одной из распространенных операций на легких является сегментарная его резекция.

Какие анатомические особенности бронхолегочного сегмента обеспечивают возможность выполнения сегментарной резекции легкого?

 

11. После введения воздуха в забрюшинное пространство он проник в заднее средостение.

Опишите путь проникновения воздуха в средостение.

 

12. Одним из способов пункции перикарда является способ Ларрея.

На каком участке грудной брюшной стенки осуществляется вкол иглы и какие топографо-анатомические слои проходит ее конец при пункции перикарда по Ларрею?

 

13. У больного обнаружено смещение вправо правой границы сердца. Остальные границы не изменены.

На преимущественное увеличение какого отдела сердца указывает такое смещение?

 

14. Больной митральным пороком сердца предъявляет жалобы на затруднение прохождение твердой пищи по пищеводу.

Дайте топографо-анатомическое объяснение описанному явлению. Какой прием рентгенологического исследования может быть применен с целью уточнения диагноза?

 

15. Хирургу предстоит выполнить операцию на средне-грудном отделе пищевода чрезплевральным доступом.

С какой стороны, левой или правой, следует обнажать пищевод чрезплевральным доступом в среднегрудном его отделе?

 

16. У больного раком среднегрудного отдела пищевода возникла рвота свежей алой кровью.

Определите причину и источник кровотечения.

17. У больных раком нижнегрудного отдела пищевода опухоль может метастазировать в печень.

Укажите путь проникновения опухолевых клеток в печень.

 

18. При проникающих ранениях груди необходимо ликвидировать открытый пневмоторакс.

Какие слои грудной стенки сшиваются при наложении первого и второго ряда швов во время ушивания такой раны?

 

19. В поликлинику обратился больной с жалобами на охриплость голоса. Со стороны дыхательных путей патологических измене­ний не обнаружено. На рентгенограмме в области корня левого легкого обнаружена опухоль.

Объясните и топографоанатомически обоснуйте возмож­ную причину изменения тембра голоса у больного

 

ДОПОЛНЕНИЕ К МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

При изучении соответствующего учебного материала необходимо обратить внимание на топографо-анатомические особенности этой области расположенных в ней органах, исходя из того, что они обусловлены изменениями растущего организма. В связи с переходом ребенка в вертикальное положение происходит расширение верхних отделов груди, уменьшение относительных размеров печени и развитие плечевого пояса. Диафрагма расположена высоко. Отмечается слабое развитие её сухожильного центра. С возрастом меняется положение и величина вилочковой железы. У детей раннего возраста сердце шаровидной формы, занимает поперечное положение, а к 5 – 6 годам переходит в косое. Пищевод сдавлен в передне-заднем направлении, имеет воронкообразную форму. Корень легкого уплощен спереди назад и по форме напоминает геометрическую трапецию с большим основанием у ворот легкого.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическому занятию № 3.

 

ТЕМА: Переднебоковая стенка живота. Границы, внешние ориентиры, деление на области. Проекция органов брюшной полости на переднебоковую стенку живота. Послойная топография брюшной стенки, ее кровоснабжение, иннервация, слабые участки (белая линия, пупочное кольцо, паховый канал). Хирургическая анатомия прямых и косых паховых грыж. Пупочные грыжи. Лапаротомия и ее виды, сравнительная характеристика. Пункция живота, лапароскопия, эндоскопические операции. Операции при грыжах паховых, бедренных, белой линии живота и пупочных. Особенности операций при ущемленных и скользящих грыжах.

 

Оснащение занятия: влажные и сухие препараты брюшной стенки, набор хирургического инструментария, тренажеры, таблицы, муляжи, учебные видеофильмы.

 

Учебные цели: студент должен научиться:

а) ориентироваться в топографо-анатомических взаимоотношениях образований переднебоковой брюшной стенки;

б) определять границы переднебоковой брюшной стенки по внешним ориентирам;

в) описывать с точки зрения клинической анатомии голотопию, скелетотопию и синтопию сосудов и нервов переднебоковой брюшной стенки и органов брюшной полости, локализацию «слабых» участков переднебоковой стенки живота;

г) определять локализацию наружных грыж переднебоковой брюшной стенки, характер повреждения органов живота при ранениях;

д) обосновывать осуществление доступов к органам брюшной полости, а также технику выполнения пункции живота, грыжесечения при паховых, бедренных и пупочных грыжах.

 

Самостоятельная работа (под руководством преподавателя)

Студенты изучают по костным и мышечным ориентирам границы переднебоковой брюшной стенки, деление её на области, голотопию органов полости живота. При этом рекомендуется зарисовать в рабочих тетрадях схему пироговских срезов переднебоковой брюшной стенки на разных уровнях, что позволит усвоению конкретных взаимоотношений сосудов и нервов, мышц, фасциально-апоневротических и клетчаточных структур, париетальной брюшины. Изучая топографию подвздошно-паховой области, следует акцентировать внимание на расположении в ней пахового канала, возрастные и половые особенности его стенок, отверстий, пахового промежутка и содержимого, подчеркивая клиническое значение изучаемых разделов в связи с возможностью образования паховых приобретенных и врожденных грыж. В топографии пупочной области, обращают особое внимание на локализацию в ней пупочного кольца, а при рассмотрении белой линии живота на различия её строения на разных уровнях, имеющих значение при возникновении грыж названных локализаций и срединной лаларотомии. После чего студентам предлагается изучить показания и теоретические основы выполнения доступов к органам полости живота, осуществления операций при паховых, бедренных и пупочных грыжах, определить точку пункции живота.

Контрольные вопросы

 

1. Границы и внешние ориентиры переднебоковой стенки живота.

2. Проекция органов брюшной полости в различных областях переднебоковой брюшной стенки.

3. Послойное строение переднебоковой стенки живота в боковых и среднем ее отделах.

4. Ход сосудов и нервов переднебоковой стенки живота.

5. Границы пахового треугольника пахового канала и пахового промежутка.

6. Топография семенного канатика.

7. Белая линия живота и пупочное кольцо.

8. Спигелева линия и Дугласа.

9. Кава-кавальные и порто-кавальные анастомозы.

10. Наружная грыжа живота. Её составляющие элементы.

11. Косая, прямая и врожденная паховые грыжи. Скользящая грыжа.

12. Топография бедренной грыжи.

13. Виды лапаротомий.

14. Лапароцентез и лапароскопия.

15. Этапы грыжесечения при прямой, косой и врожденной паховых грыжах.

16. Особенности грыжесечения при ущемленных и скользящих грыжах.

17. Этапы грыжесечения при пупочных и бедренных грыжах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 813; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.