КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Выбор главных размеров активной части генератора
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА Проектирование синхронного генератора, как и любой другой электрической машины, начинают с выбора главных размеров: внутреннего диаметра статора D и расчетной длины l δ. Как указывалось, эта задача не имеет однозначного решения, поэтому для нахождения оптимальных значений D и l δ приходится рассчитывать ряд вариантов, для сокращения числа которых целесообразно воспользоваться рекомендациями, полученными на основе накопленного опыта проектирования. Для предварительного определения диаметра D можно воспользоваться зависимостями D=f (S' H), рис.1.1, соответствующими усредненным диаметрам выполненных машин. Расчетная электромагнитная мощность , кВ×А, , где k Е – отношение ЭДС обмотки якоря при номинальной нагрузке Е н к номинальному напряжению U н, предварительно принимают k E≈1,08; Р н – номинальная мощность, кВт; cosφн – номинальный коэффициент мощности.
Рис. 1.1 Число пар полюсов р и полюсное деление τ, м, равны соответственно Предварительное значение внешнего диаметра статора Da, м, Da=k Д D. Значения k Д в зависимости от 2 р приведены в табл. 1.1. Таблица 1.1
Полученное значение Da округляют до ближайшего нормализованного диаметра (табл. 1.2). От выбранного диаметра Da зависят габариты и высота оси вращения h проектируемой машины. В случае корректировки Da следует произвести пересчёт диаметра D и полюсного деления τ: D = Da / k Д; , в этом случае для k Д берут среднее значение при данном 2 р. Расчетная длина l δ машины, м,
где αδ – расчетный коэффициент полюсного перекрытия (определяется по рис. 1.2); k B – коэффициент формы поля (рис. 1.2); k об1 – обмоточный коэффициент обмотки статора; А – линейная нагрузка статора, А/м; В δн – максимальное значение индукции в воздушном зазоре при номинальной нагрузке, Тл. Рис. 1.2 Так как и k B зависят от размеров и конфигурации полюсного наконечника, а также воздушного зазора δ и полюсного деления τ и пока неизвестны, то предварительно можно принять αδ= = 0,65–0,68; k B= 1,16–1,14, а их произведение · k B= 0,75–0,78 (эти значения соответствуют = 0,68–0,72 при δм/δ =1,5 и δ/τ ≈ ≈0,01). Обмоточный коэффициент k об1 предварительно принимают равным 0,92. Линейную нагрузку А и индукцию В δн при U н = 380–6600 В выбирают по рис. 1.3 и 1.4. При U н = 10000 В величину В δн можно также выбирать по рис. 1.4, а линейную нагрузку А следует снизить на 10–15 %, так как из-за более толстой пазовой изоляции ухудшается охлаждение обмотки якоря. Рис 1.3 Выбранные значения А и В δн являются предварительными и в дальнейшем при необходимости их можно изменять. При этом следует иметь в виду, что чем больше произведение А · В δн, тем меньший активный объем D2l δ будет иметь проектируемая машина. Однако каждая машина имеет свои верхние пределы А и В δн. Рис. 1.4 Приведенные на рис. 1.3 верхние значения А соответствуют серийным машинам защищенного исполнения с косвенным воздушным охлаждением, с изоляцией класса нагревостойкости В. Верхний предел индукции В δн ограничен насыщением магнитной цепи, в основном – насыщением зубцового слоя. Кроме того, с увеличением отношения А/ В δн возрастают индуктивные сопротивления машины. Определив расчетную длину l δ, находят отношение , причем чем длиннее машина (больше λ), тем хуже условия её охлаждения, а чем короче, тем больше доля лобовых частей в длине витка обмотки и тем больше потери в обмотке. Значения λ для современных машин указаны на рис. 1.5. Рис. 1.5 Для улучшения охлаждения сталь статора обычно разбивают на несколько пакетов длиной l пак ≈ 4–5 см, между которыми делают радиальные вентиляционные каналы шириной b к = 10 мм (рис. 1.6). Рис. 1.6 При наличии вентиляционных каналов истинная длина статора будет больше расчетной и предварительно может быть принята Длину всех пакетов чаще всего берут одинаковой. Число вентиляционных каналов в этом случае причем n K округляют до целого числа. После округления n K уточняют длину пакета и округляют ее до одного миллиметра. Суммарная длина пакетов сердечника Проекции синхронного генератора приведены на рис. 1.7. Рис. 1.7 Синхронная машина имеет радиальную систему вентиляции, обеспечиваемую вентиляционным действием полюсов ротора и вентиляционными лопатками, направляющими часть воздушного потока на лобовые части обмотки статора (рис. 1.8). Охлаждающий воздух в машинах защищённого исполнения входит через вентиляционные окна в подшипниковых щитах (рис. 1.8, а), проходит вдоль лобовых частей обмотки статора, через междуполюсное пространство ротора (охлаждая обмотку возбуждения), радиальные вентиляционные каналы статора и выходит через боковые жалюзи. Схема вентиляции машины закрытого исполнения с установленным в верхней части теплообменником показана на рис. 1.8, б. Рис. 1.8. Схема вентиляции синхронных машин 2. Выбор типа обмотки и расчёт зубцовой зоны статора Для статоров синхронных машин общего назначения мощностью от сотен до нескольких тысяч киловатт применяют двухслойные катушечные петлевые обмотки с числом эффективных проводников в пазу u п более двух. По условиям технологии каждый эффективный проводник может состоять из одного или нескольких элементарных прямоугольных проводников с сечением 12–20 мм2. Ток в таком составном проводнике допускается от 50 до 150, реже до 250 А. Если номинальный фазный ток машины I нф превышает указанные пределы, то обмотку выполняют с несколькими параллельными ветвями a 1. Номинальный фазный ток I нф обмотки статора при рекомендуемом соединении ее в звезду равен линейному току: Тогда число параллельных ветвей Причём число a 1 должно быть целым и кратным 2 р. В дальнейшем a 1 нужно увязать с выбранным числом пазов статора Z 1. При необходимости ток в составном проводнике можно принимать больше 250 А. В этом случае произведение этого тока на число проводников в пазу u п не должно превышать 3000 А. Рис. 2.1 Число пазов Z 1 существенно влияет на технико-экономические показатели проектируемой машины, поэтому оптимальное число Z 1 можно выбрать только после расчета и сравнения между собой ряда вариантов. Зубцовое деление статора Определив из рис. 2.1 при полученном ранее значении τ максимальное и минимальное значения t 1 (1 – для 13–14 габаритов, 2 – для 15–17 габаритов, 3 – для 18–21 габаритов), находят соответствующие им числа пазов (зубцов) машины:
Из диапазона Z lmax – Z lmin выбирают такое целое число Z, при котором выполняются следующие требования: 2.1. Z l должно быть кратным числу фаз m и числу параллельных ветвей a 1, т.е. – целое число. 2.2. Число пазов на полюс и фазу должно быть целым или дробным вида q 1= b + c/d (b – целое число, а c/d – правильная несократимая дробь, причем d не кратно m и меньше p). При 2 р < 8 чаще всего выбирают целое число q 1 = 3(2) – 5 (большие значения для машин с меньшим числом полюсов). При 2 р > 8 и малом τ можно выбирать обмотки с дробным q 1 (). 2.3. При целом q 1 отношение 2 р / a 1 должно быть целым. При дробном q 1 должно быть целым числом отношение . 2.4. Для удобства сегментировки статора при Da >0,99 м желательно, чтобы величина Z l разлагалась на возможно большее число простых множителей (2, 3, 5). 2.5. Для машин с Dа > 3,25 м число пазов должно быть кратным числу разъемов статора, выполняемых для возможной транспортировки по железной дороге. Из диапазона Z lmax – Z lmin выбирают такое Z l, которое наиболее полно удовлетворяет указанным требованиям. Затем определяют и число эффективных проводников в пазу которое округляют до ближайшего чётного числа. По найденному значению u п уточняют линейную нагрузку . Число пазов Z l следует принять таким, при котором уточненное значение А отличается от выбранного в начале расчета более, чем на 10 %. Полученные таким образом значения Z 1, u п, a 1, q 1 и А для машин с Dа ≤ 0,99 м являются окончательными. В случае Da > 0,99 м число пазов устанавливают после выполнения сегментировки статора.
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1176; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |