Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древнерусский календарь - лет от сотворения мира




Древнерусская (византийская) система летосчисления

Timur5 лет назад

Есть в хронологии такое понятие как эра. Дело в том, что каков бы ни был календарный год, он должен иметь порядковый номер, то есть отсчитываться от какой-либо начальной даты - основы летосчисления.

Собственно, сам термин эра, как считается, это аббревиатура следующей фразы: "ab exordio regni Augusti", т.е. "от начала царствования Августа" (aera - эра).

В связи с этим заметим, что эра может быть реальной - это когда счет лет идет от какого-либо реального события, например, от начала царствования, или фиктивной - это когда счет лет идет от какого-либо мифического события, например, от сотворения мира.
До тех пор пока счет последователен, это не играет никакой роли.

Одну такую эру мы знаем - христианскую эру, или систему летосчисления от рождества христова.
Она была создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н.э. Тогда использовалась так называемая "эра Диоклетиана", т.е. счёт лет вёлся от даты вступления на престол римского императора Диоклетиана.
Дионисий каким-то образом рассчитал, что год рождения Христа имел место за 284 года до начала эры Диоклетиана, или другими словами, приравнял начальный год царствования Диоклетиана к 284 г. христианской эры. Эра Дионисия была принята во всей христианской Европе.

Совсем не так обстояло дело в России. Поскольку христианство пришло к нам из Византии, оттуда же пришла к нам и византийская система летосчисления от сотворения мира. Эта система использовалась в России вплоть до 1700 года, пока указом Петра I Россия не была переведена на христианскую эру.

Согласно византийской системе летосчисления, от сотворения мира до рождества христова прошло 5508 лет. Год в ней, также как и в христианской системе, был построен на базе юлианского календаря.

Казалось бы, если разница только в точке отсчета, то перевод между эрами тривиален, но на самом деле в древней Руси до конца XVII века новый год начинался не с января, как в христианской эре, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). То есть, до указа Петра I существовало параллельно аж два календарных стиля: мартовский, согласно которому новый год приходился на 1 марта, и сентябрьский, с новым годом, наступающим 1 сентября.

Разные стили немного меняют способ расчета, так как в мартовском стиле новый год отстает на два месяца от нового года христианской эры, а в сентябрьском стиле, наоборот, опережает новый год христианской эры на четыре месяца. Поясним это на примере.

Предположим, указан март 7100 года по "мартовскому стилю". Это соответствует (7100-5508=1592) марту 1592 года от рождества христова.
Если же указан февраль 7100 года по "мартовскому стилю", то есть практически конец года, то он будет соответствовать февралю 1593 года от рождества христова.

Теперь рассмотрим сентябрь 7100 года по "сентябрьскому стилю". Это соответствует сентябрю 1591 года от рождества христова, а вот февраль 7100 года по "сентябрьскому стилю" соответствует февралю 1592 года.

При этом при датировке событий в летописях, естественно, не указывалось, какой "стиль" используется. Впрочем, существует масса логических приемов, помогающих исследователям установить используемый в летописи стиль. Также известно, что с конца XV века сентябрьский стиль практически вытесняет мартовский (действительно, зачем равняться на Рим). К тому же у мартовского стиля было еще две модификации - ультра-мартовский и цирка-мартовский стили, но в такие дебри мы уже лезть не будем.

Собственно, калькулятор ниже переводит даты из нашей эры в древнерусскую (византийскую), и служит больше для развлечения. Задача обратного перевода, нужная для правильной датировки летописей, как было показано выше, более сложна и требует анализа контекста для определения используемого в летописи стиля.

Заключительное слово о месяцах - поскольку в основе лежал древнеримский (юлианский) календарь, то в наиболее ранних источниках названия месяцев встречаются в форме, наиболее близкой к латинскому прообразу, еще не приобретшие русифицированную форму, например, иуний, иулий, аугуст и так далее.

 

Русская система счета времени.

Древнейшей системой счета времени у восточнославянских племен, основу хозяйства которых составляло земледельческое производство, скорее всего, был счет сезонами. Полный период смены сезонов назывался «лето». Погодные записи русских летописей начинались со слов «в лето», что означает «в год». С земледельческим календарем, т. е. с временами года, с сезонами были связаны многие обрядовые языческие праздники, приспособленные после принятия Русью христианства православной церковью к своему культу. Таковы, например, масленица, коляда (от латинского «календы»; другое название этого праздника «овсень» - от «о-весень»), которой отмечали «поворот солнца на лето», «красная горка» - праздник встречи весны, «радуница» и «русалии» - весенний и летний поминальные праздники и др. В Древней Руси год начинался весной, когда возобновлялись сельскохозяйственные работы. Сезон весны приходился на период от 25 марта до 24 июня, лета - от 24 июня до 24 сентября, осень - от 24 сентября до 25 января, зима - от 25 января до 25 марта. Неразрывную связь с природой показывают древнерусские названия месяцев: январь назывался просинец (заметно увеличивалась светлая часть суток, становилось светлее), февраль - сечень (в этом названии отразилось занятие подсечным земледелием, это было время вырубки леса), март - сухой (подсыхали срубленные деревья, а в некоторых местах и земля), апрель - березень, или березозол (начало цветения березы в южных областях, превращение сожженных деревьев в золу), май - травень (время появления травы), июнь - изок (кузнечик), июль - червень, или серпень (время жатвы), август - зарев (зарево), сентябрь – рюень (от глагола «рюить» - реветь, может быть, вырывать; В. И. Даль предложил, что это название произошло от рева оленей), октябрь - листопад, ноябрь и декабрь назывались грудень («груда» - мерзлая дорожная колея), реже - студень. Вместе с христианством на Руси распространился Юлианский календарь и римские названия месяцев. Многие же древнерусские названия месяцев сохранились в пережиточной форме в украинском и белорусском языках. В Древней Руси вели счет неделям, по семи суток в каждой. Отсюда происходит древнерусское название недели «седмица». В отличие от большинства древних календарей, в которых дни недели назывались по именам планет, посвященных богам - Марсу, Меркурию, Юпитеру, Венере, Сатурну, древнерусские названия дней отражали их порядковое положение относительно воскресенья, называвшегося «неделя» (от «не делать», не работать, так как это был день отдыха). Следующий день назывался понедельник (после недели), далее - вторник (второй после недели), среда (средний, середина недели), четверг (четвертый), пятница (пятый день после недели). Суббота получила свое название от древнееврейского слова «саббат» (шабаш), означавшего отдых. Пережиточные названия дней недели, связанные с астральными культурами, сохранились в некоторых странах Европы до наших дней, например, немецкие Моntag - день луны (понедельник), Sonntag - день солнца (воскресенье), французское Vendredi - день Венеры (пятница), английское Saturdaу - день Сатурна (суббота). Точно неизвестно, каким днем начиналась и заканчивалась в Древней Руси неделя. Считают, что в быту началом недели было воскресенье, а концом - суббота, в церковной же практике неделя начиналась обычно понедельником и заканчивалась воскресеньем. Сутки в Древней Руси делились на две половины по 12 часов. Но известно и другое деление. Так, в Московской Руси XVI-XVII вв. сутки назывались «день», который делился на светлую и темную (день и ночь) части. Естественно, что эти части были равны (или приблизительно равны) только в течение нескольких дней весной и осенью, но в сумме они всегда составляли 24 часа. Деление часа на минуты и секунды известно с XII в. Счет часов велся от восхода солнца. Когда были изобретены механические часы, точно неизвестно, но в XIV в. на Руси они уже существовали. Так как велся счет часов только светлой части суток, их количество зависело от времени года, колеблясь от 7 до 17 часов. В результате этого бывает очень трудно установить соответствие древнего и современного часового счета - первый час мог соответствовать 3, 4, 5, 6, 7 и 8 часам современного счета, т. е. времени восхода солнца. Мартовский и сентябрьский календарные стили. Перевод древнерусских дат на современное летосчисление. Система летосчисления определяется эрой и стилем, т. е. началом года. В Древней Руси была принята византийская система «от сотворения мира», просуществовавшая до 1700 г. Год начинался в марте или в сентябре. Приняв эру от Византии, Древняя Русь сохранила исконное славянское весеннее начало года. Смена мартовского стиля сентябрьским произошла в конце XV в. Одной из важнейших задач хронологии как вспомогательной исторической дисциплины является разработка принципов согласования различных систем датировок и перевода (редукции) дат с одной системы на другую. При переводе указанных в источнике дат «от сотворения мира» необходимо учитывать следующие обстоятельства. Прежде всего, надо установить истинную дату, так как при указании на нее источника могли быть опущены цифры, обозначающие тысячелетие и столетие. Известно, что, например, в XV в. часто указывались только две последние цифры даты – «в лето 77», а в XVII в. опускались цифры, обозначавшие тысячелетие – «в лето 150». Подобными сокращениями при указании на даты часто пользуются и сейчас. Мы говорим: «революция 905 года» или даже просто «революция 5-го года», прекрасно понимая, что речь идет о первой буржуазно-демократической революции в России в начале XX в., или «Отечественная война 812-го года» и т. д. Установив полную дату «от сотворения мира», следует вычесть из нее 5508, так как по византийской эре «сотворение мира» произошло за 5508 лет до «рождества Христова». Однако установленный таким способом год от «рождества Христова» будет точной датой только при определенных условиях. Дело в том, что при вычитании 5508 не учитывается одно очень важное обстоятельство, а именно начало указанного в источнике года. Существование сентябрьского и мартовского стилей усложняет перевод дат с византийской системы на современную. К тому же мартовский стиль в Древней Руси имел две разновидности - ультрамартовский и циркамартовский годы. В распоряжении историков имеются специальные таблицы, отражающие соотношение сентябрьского, мартовского и ультрамартовского годов с январским. Тем не менее, историку необходимо уяснить существо соотношений стилей и правила перевода дат на современную систему. Проследим эти правила на конкретном примере. Предположим, что в источнике указана дата - 30 апреля 6510 г. Если этот год начинался в марте, то, следовательно, он запаздывал в сравнении с январским на два месяца (январь, февраль), а десять месяцев (с марта по декабрь) у них совпадали. Таким образом, для дат в пределах совпадающих месяцев при определении искомого январского года (X) из указанной даты от «сотворения мира» следует вычитать 5508. В нашем примере Х = 6510 - 5508 = 30 апреля 1002 г. Если в источнике указана дата в пределах января и февраля, например 30 января, то расчет несколько изменится. В этом случае январь и февраль, заканчивавшие мартовский 6510 г., относились уже к следующему (X + 1) январскому году. В этом примере Х = (6510 - 5508) + 1 = 30 января 1003 г. Отсюда следует, что для определения даты, приходящейся на январь или февраль в мартовском году, из нее следует вычитать не 5508, а на единицу меньше - 5507. Возьмем другой пример. В источнике указана дата 30 апреля 7150 г. Известно, что этот год начинался в сентябре. По отношению к нему январский год отставал на четыре месяца - сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Совпадали же у них восемь месяцев - с января по август. Так как указанная в примере дата приходится на один из совпадающих месяцев, здесь действует общее правило, т. е. из 7150 нужно вычесть 5508, и искомая дата, таким образом, будет 30 апреля 1642 г. Но если какое-то событие произошло, например, 30 октября этого же, 7150-го сентябрьского года, то оно приходится на еще не завершившийся предыдущий январский год (X - 1). Таким образом, в этом случае Х = (7150 - 5508) - 1 = 30 октября 1641 г. Следовательно, для определения даты, приходящейся на период с сентября по декабрь включительно в сентябрьском году, из нее следует вычитать не 5508, а на единицу больше - 5509. В Древней Руси существовал еще так называемый ультрамартовский (от латинского слова «ультра» - по ту сторону) стиль, употреблявшийся в XII-XIV вв. параллельно с мартовским. В отличие от последнего ультрамартовский год не запаздывал на два месяца по отношению к январскому году, а опережал его, начинаясь на 10 месяцев раньше. В этом отношении он подобен сентябрьскому году. Общими в январском и ультрамартовском годах были январь и февраль. Следовательно, если какое-то событие произошло в пределах этих двух месяцев, для перевода даты следует вычитать 5508. Поскольку первые десять месяцев (с марта по декабрь) ультрамартовского года приходились еще на предыдущий январский (X - 1) год, для определения даты события, происшедшего с марта по декабрь, надо вычитать на единицу больше - 5509. Нетрудно заметить, что ультрамартовский стиль исходит из того, что от «сотворения мира» до «рождества Христова» прошло не 5508, а 5509 лет. Новогодие в Древней Руси не было твердо установленным числом и могло приходиться как на начало марта, так и на конец февраля, приурочиваясь к первому весеннему полнолунию. Такие годы называются цирка-мартовскими или цирка- ультрамартовскими (от латинского слова «цирка» - вокруг). Правила перевода дат для этих годов остаются те же, что для мартовского и ультрамартовского стилей. Нужно лишь только учитывать, что вычитать необходимое число следует с января до того дня, когда начался новый год, или со дня нового года по декабрь включительно. Предположим, что в 6610 г. мартовский год начался 11 марта. С январским годом совпадают, как мы уже выяснили раньше, десять месяцев (с марта по декабрь). В данном же случае совпадают не все числа марта, а только с 11 по 31. Следовательно, вычитать 5508 нужно только при переводе дат, приходящихся на период с 11 марта по 31 декабря, а с января по 11 марта следует вычитать 5507. Соответственно определяются даты, указанные по ультрамартовскому стилю, но с поправкой на один год. Если в источнике нет указания на месяц события, то установить абсолютно точную дату по январскому календарю невозможно. При переводе дат всегда следует помнить, что они определяются по Юлианскому календарю или по старому стилю. Чтобы выразить установленную дату по новому стилю, надо ввести соответствующую поправку, т. е. увеличить ее на необходимую разницу между старым и новым стилями. Эта поправка необходима для датировки событий, происшедших после введения в 1582 г. Григорианского календар

 

10. Григорианский и Юлианский календари

Юлианский календарь ввел в употребление Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. Разрабатывали его якобы египетские астрономы (александрийские астрономы во главе с Созигеном), но назвали точно в его честь.
Окончательную форму он приобрел в 8 году нашей эры.
Год начинался с 1 января, так как именно в этот день избранные консулы вступали в должность, ну и дальше все как мы знаем - 12 месяцев, 365 дней, иногда 366.

Именно этим "иногда" он и отличается от григорианского календаря.

Собственно проблема в том, что полный оборот вокруг солнца - тропический год - Земля совершает за 365.24219878 дней. В календаре же число дней целое. Получается, что если в году 365 дней, то каждый год календарь будет сбиваться - уходить вперед почти на четверть дня.
В юлианском календаре поступили просто - для коррекции расхождения положили, что каждый четвертый год будет високосным (annus bissextus), и будет иметь 366 дней. Таким образом, средняя продолжительность года в юлианском календаре 365.25, уже гораздо ближе к настоящего тропическому году.

Но недостаточно близко - теперь календарь стал отставать каждый год на 11 минут 14 секунд. За 128 лет это будут уже сутки. Это приводит к тому, что некоторые даты, связанные с астрономическими явлениями, например, астрономическое весеннее равноденствие, начинают смещаться к началу календарного года.

Расхождение между астрономическим весенним равноденствием и календарным, зафиксированным 21 марта, становилось все более явным, и поскольку к весеннему равноденствию был привязан праздник Пасхи, многие в католической Европе считали, что с проблемой надо что-то делать.

Наконец, папа Григорий XIII собрался и провел реформу календаря, получив то, что мы знаем сейчас как григорианский календарь. Проект разработал Луиджи Лилио, и согласно ему, в дальнейшем високосными должны были считаться только те вековые годы, число сотен лет которых без остатка делятся на 4 (1600, 2000, 2400), а иные будут считаться простыми. Также была устранена накопленная с 8 года нашей эры ошибка в 10 дней, и согласно декрету папы от 24 февраля 1582 года устанавливалось, что за 4 октября 1582 года должно наступить сразу 15 октября.

В новом календаре средняя продолжительность года была 365.2425 дней. Ошибка составляла всего 26 секунд, и расхождение в сутки накапливалось уже примерно за 3300 лет.

Как говорится, "ну а точнее нам и не надо". Или, скажем так - это уже будут проблемы наших отдаленных потомков. В принципе, можно будет объявить каждый год, делящийся без остатка на 4000, не високосным, и тогда среднее значение года будет 365.24225, с еще более меньшей ошибкой.

Католические страны перешли на новый календарь практически сразу (против папы не попрешь), протестантские со скрипом, одной из последних была Великобритания, в 1752 году, ну и до самого конца держалась только православная Греция, которая приняла григорианский календарь только в 1929 году.

Сейчас юлианского календаря придерживаются только некоторые православные церкви, например, Русская и Сербская.
Юлианский календарь продолжает отставать от григорианского - каждые сто лет (если вековой год не делится на 4 без остатка) на одни сутки, или на трое суток за 400 лет. К 20 веку эта разница достигла 13 дней.

Калькулятор ниже переводит дату из григорианского календаря в юлианский и наоборот.
Как им пользоваться - вводим дату, в поле "Юлианский календарь" отображается дата юлианского календаря, как если бы введенная дата относилась к григорианскому календарю, а в поле "Григорианский календарь" отображается дата григорианского календаря, как если бы введенная дата относилась к юлианскому календарю.

Отмечу также, что до 15 октября 1582 григорианского календаря не существовало в принципе, поэтому говорить о григорианских датах, соответствующих более ранним юлианским датам бессмысленно, хотя их и можно экстраполировать в прошлое.

11. Датировка по природным явлениям

Установление дат по праздникам церковного календаря. В источниках нередко вместо точной даты даются указания на церковный праздник, приходящийся на событие, о котором идет речь. Русские церковные праздники можно разделить на две группы: подвижные (переходящие) и неподвижные (непереходящие). Подвижные праздники не имеют постоянной даты и приходятся из года в год на разные числа календаря. Неподвижные ежегодно приходятся на одни и те же числа месяца. Из последних в источниках часто можно встретить следующие: Крещение - 6 января, Сретение - 2 февраля, Благовещение - 25 марта, Юрьев день весенний - 23 апреля, Николин день весенний - 9 мая, Ильин день - 20 июля, Преображение - 6 августа, Успение (Госпожин день) - 15 августа, Семен день «летоначатца», или «летопроводца» - 1 сентября, Покров Богородицы - 1 октября, Рождество Богородицы - 6 октября, Введение во храм Богородицы - 21 ноября, Юрьев день осенний - 26 ноября, Николин день осенний - 6 декабря, Рождество - 25 декабря и др. Встречаются в источниках и указания на определенные посты («говейно», «говение»). Например, Успенский пост (с 1 по 15 августа), Филиппов, или Рождественский, пост (с 15 ноября по 25 декабря). Что касается подвижных праздников, то все они зависят от Пасхи, отделяясь от неё определенными постоянными сроками (до Пасхи или после нее). Определение дат по астрономическим явлениям. В источниках, прежде всего в древнерусских летописях, довольно часто отмечаются различные астрономические явления: солнечные и лунные затмения, кометы, падающие звезды и др. Известно, что астрономические явления закономерны, поэтому они дают дополнительные возможности для установления или проверки дат. Астрономами составлены специальные таблицы, по которым можно с точностью до суток установить время солнечных и лунных затмений. Например, именно указание «Слова о полку Игореве» на солнечное затмение позволило точно установить дату похода князя Игоря. Дело в том, что этот поход датировался летописями по-разному - 6693 и 6694 гг. Затмение солнца приходилось по летописям на 1 мая, на среду. Переход летописных дат похода на современное летосчисление дал следующие результаты: поход мог произойти в 1185 или в 1186 г., если летопись употребляла мартовский год, или в 1184, 1185 гг., если был употреблен ультрамартовский год. Таблицы солнечных и лунных затмений показывают, что солнечное затмение произошло 1 мая 1185 г. Важную роль для проверки или уточнения дат играют летописные сведения о кометах, например о комете Галлея, которая периодически возвращается в среднем через 76 лет

 

 

12. Периодическийе циклы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 4759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.