Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метрология 2 страница




На основе М. с. м. возник целый ряд частных, охватывающих лишь отдельные разделы физики или отрасли техники, систем единиц (См. Система единиц) и отдельных внесистемных единиц (См. Внесистемные единицы). Развитие науки и техники, а также международных связей привело к созданию на основе М. с. м. единой, охватывающей все области измерений, системы единиц — Международной системы единиц (См. Международная система единиц) (СИ), которая уже принята в качестве обязательной или предпочтительной многими странами.

 

15 геральдика

 

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus — глашатай) — специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык.
Древние люди не задавались вопросом, что такое геральдика, но тем не менее ревностно охраняли свои родовые знаки. Каждое племя имело свой тотем, являющийся отличительным знаком рода. В более поздней истории свои личные знаки имели города, так знаком Афин была сова. Присваивали себе какой-то определенный символ и правители, прославленные воины и полководцы.
Так, знаком Ахиллеса был орел, а Александра Македонского – морской конь. Все эти эмблемы были зачатками геральдических знаков. Итак, что же такое геральдика? Это историческая дисциплина, посвященная изучению гербов. Также геральдикой является создание и использование разного рода отличительных знаков – эмблем, гербов, флагов и др. Геральдика использует различные символы, значение которых в большинстве своем является устоявшимся, для донесения информации о владельце геральдического знака. Бурное развитие геральдики совпало с формированием европейской карты. Гербы использовались королями и князьями, странами и дворянскими семьями, свои эмблемы создавали цеховики и торговые дома. В наше время геральдика не утратила свое значение, по-прежнему, каждая страна имеет свой герб и флаг, с геральдическими знаками мы сталкиваемся постоянно и повсюду.
Если рассматривать что такое геральдика, то это наука, изучающая всевозможные отличительные знаки. То есть, например гербы или флаги, а также логотипы, которые выделяют государства и страны, старинные роды, или, к примеру, компании, задавшиеся целью создать узнаваемый и характерный образ, который будет одновременно понятным и доступным любому кто увидит изображение или скульптуру.
Что такое геральдика? – это определение того, как может выглядеть отличительный знак, показывающий, насколько мужественными и выносливыми были рыцари в древние времена. На сегодняшний день ответ на вопрос, что такое геральдика, все еще пользуется популярностью – ведь процесс узнавания может быть полезен во многих династических браках или даже подписании договорных обязательств. Иногда, представляет ценность не только количество нолей на банковском счете, а еще и престиж а также репутация. А вот подтвердить достоверность можно, только лишь, при помощи специалистов, овладевших это достаточно специфической наукой.

В классической геральдике признаются два металла: золото и серебро; пять цветов (финифтей, эмалей): червлёнь, лазурь, зелень, пурпур и чернь. Также применяются два меха: горностаевый и беличий. В виде исключения допускаются дополнительные цвета (финифти, эмали), где это необходимо, например: телесный цвет, оранжевый, коричневый.

Один из важнейших принципов геральдики (т. н. «правило тинктур»): никогда не помещать финифть на финифть, а металл на металл. Если же случалось отдельное отступление от этого принципа, то было абсолютно необходимо обозначить (enquerir) уважительную причину нарушения правила. Это установление возникло в средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. К примеру, золото на серебре или лазурь на черни будут трудноразличимы на поле битвы. Правило допускает лишь частичное проникновение на гербах со сложной композицией. Самым известным исключением являлся средневековый герб Иерусалима с золотыми крестами на серебряном фоне, однако некоторые герольды предполагают, что кресты изначально являлись червлёными, но средневековые технологии крашения и окисление материалов привело к изменению изначального цвета. Возможен также вариант, что исключение из правила возникло специально, чтобы подчеркнуть особое положение и святость города.

Показательным примером соблюдения правила тинктур служит пример одиночных, однородных и/или однотипных фигур помещаемых в в разноокрашенные поля. На границе указанные фигуры меняет свою окраску с металлической на эмалевую (и наоборот), переменную с полями металла и финифти. Исключением являются ординарные (геральдические) фигуры, которые «старее самого правила о тинктурах»; покрытые мехами или натурального цвета финифтями; сюда же относятся и составленные (многократно разделённые) фигуры; значимые атрибуты гербовых фигур, выделенные цветом, например, языки, когти, клювы, чешуя и т. п.; элементы субординарных гербовых фигур. Случались и явные исключения-казусы, когда на старых гербах золото от времени краснело, а серебро становилось синим или чёрным.

Тинктуры разделяются на естественные и искусственные: к первым, например, относится покрытие части человеческого тела, изображённой в гербе естественным цветом, а также, порой, меха. К искусственным тинктурам причислены металлы и финифти. Если цвет гербового тела совпадает с его прототипом, например — чёрная собака, то в этом случае естественный и искусственный цвета почитается за один. Допускается наложение на гербовые тела тинктур, отличных от их подлинников. Например, зелёный лев, золотой осёл и т. д. Полутона и оттенки геральдикой отвергаются.

Даже простой окрашенный щит без любых фигур на нем, может являться гербом. Так, например:
Золотой щит — герб немецкого рода Боссенштейн;
Серебряный щит — герб польского рода Биельских;
Червлёный щит — герб безымянного поэта-рыцаря, упоминаемого цюрихским «Манесским кодексом» (XIV век);
Зелёный щит — герб испанского рода Прадо;
Чёрный щит — герб французского рода «Gounay»;
Синий щит — герб французского рода «de Barge».

Применение тинктур позволяет разнообразить число вариантов традиционно немногочисленных в геральдике фигур, привнести оттенки смысла в их трактовку. Удачный выбор красок позволяет добиться удобочитаемости герба на дальнем расстоянии и при уменьшении на печати, его лёгкого запоминания и узнаваемости.

В реальных гербах использовались натуральные материалы или соответствующие по цвету и виду заменители. В описании же (блазоне) герба тинктуры всегда обозначаются строго определёнными терминами, вне зависимости от оттенка, сорта краски, конкретного металла, посредством которых они символически переданы на рисунке.

 

Так называемое "основное правило геральдики" (или "правило тинктур"), гласит, что никогда нельзя помещать финифть на финифть, а металл на металл (т.е. нельзя накладывать друг на друга синий, черный, красный и зеленый, и золото на серебро).

Это установление возникло в Средневековье, когда от быстрой идентификации рыцарей зависела жизнь. К примеру, золото на серебре или лазурь на черни будут трудноразличимы на поле битвы.

В отношении отдельных частей фигур, в частности "вооружения" гербовых животных, данный принцип не распространяется.

 

Правило о порядке наложения финифтей и металлов неукоснительно действует в отношении вновь создаваемых гербов. По отношению к гербам старым, особенно утвержденным или пожалованным монархами, это правило знает ряд исключений. Например, оно порой не соблюдается в гербах древних, созданных до того, как это правило было окончательно сформулировано герольдами (примерно до XV – нач. XVI вв.). Такие гербы как бы «освящены» временем. Другие гербы бывают «освящены» Высочайшей волей даровавших или утвердивших их монархов. Тут могли иметь место и произвол, и желание этой «неправильностью» герба выделить того или иного рыцаря. Обычно по прошествии ста лет бытования подобных гербов их владельцам уже не задают вопросов об уместности наложения в них металла на металл.

 

В этом отношении наиболее известен герб короля Иерусалима Готфрида Бульонского – в серебряном поле золотой костыльный крест с малыми такими же крестиками в углах – ставший и гербом самого Иерусалима.

В реальности этот герб весьма постепенно сложился при преемниках Готфрида на иерусалимском престоле (предположительно сперва он являл собой золотой костыльный или иной декоративно-завершенный крест в поле - серебряном или же поначалу финифтяном, усыпанном малыми крестами). В итоге герб получил необычные тинктуры в знак исключительности королевства Иерусалимского - как державы Святой Земли, предполагаемого центра мироздания - среди прочих стран мира. Но риторическое отнесение герба к репутации Готфрида было очень удобно и, по-видимому, закрепилось примерно тогда же, когда оформилась известная ныне версия герба королевства. При этом малые кресты практически во все времена бывали то костыльными, то просто равноконечными (при этом последняя версия была и остается более распространенной; сегодняшние преемники иерусалимских монархов - главы королевских домов Обеих Сицилий и Савойского дома - обычно используют её).

Другим подобным примером может служить первоначальный герб древнего французского рода герцогов Montmorency, родоначальник его был, по преданию, первым знатным лицом в языческой Галлии, принявшим христианство. Об этом напоминает герб: серебряный крест в золотом поле (металл на металле, как и в предыдущем примере), и о том же гласит ее девиз: «Dzeu ayde aupremier baron chrestien».ый или иной декоративно-завершенный крест в поле - серебряном или же поначалу финифтяном, усыпанном малыми крестами). В итоге герб получил необычные тинктуры в знак исключительности королевства Иерусалимского - как державы Святой Земли, предполагаемого центра мироздания - среди прочих стран мира. Но риторическое отнесение герба к репутации Готфрида было очень удобно и, по-видимому, закрепилось примерно тогда же, когда оформилась известная ныне версия герба королевства. При этом малые кресты практически во все времена бывали то костыльными, то просто равноконечными (при этом последняя версия была и остается более распространенной; сегодняшние преемники иерусалимских монархов - главы королевских домов Обеих Сицилий и Савойского дома - обычно используют её).

 

Показательным примером соблюдения правила тинктур служит пример одиночных, однородных и/или однотипных фигур помещаемых в разноокрашенные поля. На границе указанные фигуры меняет свою окраску с металлической на эмалевую (и наоборот), переменную с полями металла и финифти. Исключением являются ординарные (геральдические) фигуры, которые «старее самого правила о тинктурах»; покрытые мехами или натурального цвета финифтями; сюда же относятся и составленные (многократно разделённые) фигуры; значимые атрибуты гербовых фигур, выделенные цветом, например, языки, когти, клювы, чешуя и т. п.; элементы субординарных гербовых фигур.

 

В настоящее время одним из самых ярких примеров нарушения "основного правила" являет собой герб и флаг Албании - черный двуглавый орел на красном поле. Но ввиду того, что эта эмблема имеет многовековую историю, на нее это правило фактически не распространяется.

 

Случались и явные исключения-казусы, связанные со средневековыми технологиями крашения и окисления материалов, что приводило к изменению изначального цвета когда золото краснело, а серебро становилось синим или чёрным (в этой связи некоторые исследователи предполагают, что кресты в гербе Иерусалима изначально были червлёными, но со временем стали желтыми)

 

16 Понятие вексиллографии

 

Вексиллология – историческая дисциплина, занимающаяся изучением флагов и знамён. Она родственна геральдике. Действительно многие черты объединяют флаги с гербами, очень часто флаги были лишь одним из способов передачи гербового изображения. Но всё же не следует отождествлять гербы и флаги. Они, хотя и “ягоды одного поля”, но различий в их истории предостаточно.

Прообразами флагов были военные знаки в виде шестов с различными фигурами на вершинах, иногда украшенные цветными лентами. Такими знаками пользовались с древнейших времён. Известны их изображения на рельефах Древнего Египта и Ассирии. Они помогали полководцу ориентироваться в бою: в любой момент он по знаку мог определить на каком участке находится то или иное подразделение; они же служили своеобразными “маяками” для воинов, заметный издали знак указывал, где находятся свои.

В Древнем Риме на шесты стали прикреплять цветные полотнища. Материя крепилась к горизонтальной перекладине, укреплённой на вершине шеста. Римляне именовали такие знаки - “вексиллюм”. “Вексиллюмы” стали предками современных флагов. Именно это слово и стало основой для названия исторической дисциплины – вексиллологии.

Ныне предмет вексиллологии – флаги, знамёна, штандарты, вымпелы и прочие “флагоподобные” предметы.

Широкий интерес к вексиллологии появился в Америке и Европе в 1960-х годах нашего века. Вскоре было основано множество специализированных периодических изданий, существующих до наших дней (чешская “Вексиллология”, американский “Флаг-бюллетень”, английский “Флагмастер”, канадский “Флагскан” и другие). Широкой популяризации вексиллологии послужили книги американского флаговеда (флаговедение – альтернативное название вексиллологии, более привычное русскому уху) Уитни Смита. Книги Смита были переведены почти на все европейские языки.

В СССР конец 1960-х годов тоже возрос интерес к флагам. Появились первые русскоязычные книги о флагах: “Флаги государств мира” К.Иванова (выдержавшая несколько изданий), книга К.Мамаева "Флаги рассказывают" и другие.

Появились и энтузиасты вексиллологии: М.Ревнивцев, В.Курасов, А.Басов и другие. Их именами пестрят иностранные флажные бюллетени 1980-х и 1990-х годов (в СССР, как и ныне в России, специализированного печатного издания по флагам не было).

предмет вексиллологии, классификация флагов по типам

Все изучаемые вексиллологией объекты можно разделить на две большие группы: флаги и знамёна.

Знамя – это единичное изделие. Как правило, знамя изготавливается из дорогостоящих материалов и богато украшается вышивкой, бахромой, кистями, лентами. Само полотнище изготавливают из двух прямоугольных кусков ткани, сшивая их по периметру. Знамя крепят непосредственно к древку с помощью специальных знаменных гвоздей. Утрата знамени его владельцем, например войсковой частью, считается большим позором.

Флаг – наоборот изделие массового производства. Отсюда следуют и его качества: как правило, простота рисунка и простота изготовления. Полотнище флага обычно однослойное (исключением здесь является флаг Саудовской Аравии, сшиваемый из двух частей). Флаг может прикрепляться к древку, а может к шнуру, что позволяет при необходимости поднимать его на флагшток и опускать вниз. Для крепления к шнуру (или флаг-фалу, как его называют на флотский манер) на полотнище флага делается полоска из крепкой ткани, которую опять же на флотский манер именуют шкаториной. Потерянный в бою флаг тут же заменяется другим, аналогичным по рисунку. То же происходит и с флагами, пришедшими в негодность от погодных условий.

В древности более распространены были именно знамёна. Их имели подразделения армии (иногда по несколько штук), ремесленные цеха, торговые компании, короли и императоры, да и просто феодалы. Правила классической геральдики позволяли любому обладателю герба иметь и знамя (гербовый штандарт) аналогичного рисунка.

Флаги же раньше использовались в основном на море. Морякам было важно издали определить принадлежность корабля. А с большого расстояния было гораздо легче рассмотреть простой по рисунку и большой по размеру флаг. Поэтому флаги на крупных парусных кораблях в XVII-XVIII веке были в длину зачастую более десяти метров, а состояли обычно из цветных полос. Постепенно флаги, используемые в море, “перекочевали” на сушу. Появились народные национальные флаги, а также государственные флаги.

Государственный флаг – один из атрибутов государства. Он вывешивается над правительственными зданиями, государственными учреждениями, выборными органами власти и т.п.

Национальный флаг часто повторяет государственный. Его разрешено использовать всем гражданам одной страны. Это знак принадлежности к нации и своего уважения к Родине.

Флаг военно-морского флот а – главный символ военного флота страны. Поднимается на кормовом флагштоке и служит знаменем корабля. В России флаг ВМФ отличается от государственного, во многих других странах (например, в США) он повторяет государственный флаг.

Флаг торгового флота (коммерческий флаг) – флаг для невоенных кораблей страны. Поднимается на корме и символизирует государственную принадлежность судна. Российский триколор до своего “воцарения” долгое время был коммерческим флагом.

Флаг армии – флаг, поднимаемый в гарнизонах, при торжественных построениях и других случаях, обусловленных воинскими уставами. В России на сегодняшний день нет флага армии (не было его и в бывшем СССР). Для российской армии более характерны знамёна. Правда, флаг был у военно-воздушных сил. Он поднимался на военных аэродромах и широко использовался в воинских ритуалах.

Штурмовой флаг – флаг, выдаваемый солдатам во время боевых действий; может повторять дизайн национального флага, хотя это и не обязательно. Знаменитое Знамя Победы, ныне хранящееся в Музее Вооружённых сил в Москве, является классическим примером штурмового флага. Несколько таких флагов перед боем получили солдаты, штурмующие рейхстаг. Флаг №5 получили Егоров и Кантария. Их флагу и суждено было стать Знаменем Победы.

Штандарт – специальный флаг имеющий и функции знамени. Обычно штандарт приписывается определённой должности (штандарт президента, штандарт Министра обороны и т.п.). Штандарт похож на знамя, он богато отделан, постоянно хранится в резиденции или кабинете своего обладателя, покидая его только в крайних случаях; но в то же время копии штандарта украшают транспортные средства вышеуказанного лица.

В прошлом штандартом также называли знамя в кавалерии. Оно отличалось от знамени сухопутных частей своими уменьшенными размерами, а соответственно и меньшей парусностью (это делалось для того, чтобы знаменосцу-кавалеристу легче было удержать знамя в руках).

Должностной флаг – понятие близкое к штандарту. Обычно должностные флаги используются на флоте. При прибытии на корабль должностного лица его флаг поднимается на стеньге. Комплект должностных флагов хранится на корабле.

Вымпел – длинное узкое полотнище с определёнными функциями. Распространён в ВМФ. Брейд-вымпел – короткий вымпел, выполняющий функции должностного флага.

Гюйс - символ военно-морского флота. Поднимается на носовом флагштоке (гюйсштоке). В России гюйс -принадлежность только военных кораблей. Его поднимают во время стоянки. В ряде зарубежных стран гюйс поднимают и торговые корабли.

В последние годы флаги появились у городов, университетов и институтов, стало модно иметь свой флаг и отдельным фирмам. Последние предпочитают просто помещать на одноцветный флаг свой логотип.

Большое количество флагов используется в рекламе…, но это уже не предмет вексиллологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.