КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеллектуальная 8 страница
Если лицо добросовестно использовало название географического объекта, тождественное или сходное с зарегистрированным наименованием места происхождения товара, не менее чем 682 через шесть месяцев до даты его первой регистрации, то оно сохраняет право на его дальнейшее использование в течение срока, установленного патентным органом, но не более двух лет, считая с даты указанной регистрации (п. 3 ст. 1025 ГК). На основании регистрации выдается свидетельство о праве пользования наименованием места происхождения. Свидетельство действует в течение 10 лет, считая с даты поступления заявки в патентный орган. Этот срок может быть продлен по-заявлению его владельца, поданному в течение последнего года действия свидетельства, на 10 лет при сохранении условий, дающих право на пользование наименованием места происхождения товара. Продление возможно неограниченное число раз (ст. 1027 ГК). Порядок и условия регистрации и выдачи, признания недействительными и прекращения действия регистрации и свидетельства определяются законодательством о наименовании мест происхождения товаров (ч. 3 п. 4 ст. 1024 ГК). Факт регистрации обозначения имеет правоустанавливающее значение, поскольку с этого момента заявитель приобретает право на его использование. В соответствии с п. 1 ст. 1025 ГК лицо, обладающее правом пользования географическим указанием, вправе помещать это наименование на товаре, упаковке, рекламе, проспектах, счетах и использовать его иным образом в связи с введением данного товара в гражданский оборот. Наименование места происхождения товара может быть зарегистрировано несколькими лицами совместно для обозначения производимого ими на территории определенного географического объекта товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо их сочетанием. В подобного рода случаях право пользования наименованием места происхождения товара принадлежит каждому из таких лиц (п. 2 ст. 1025 ГК). Отчуждение или иные сделки об уступке права пользования географическим указанием и предоставление пользования им на основании лицензии не допускаются (п. 4 ст. 1025 ГК). В Республике Беларусь правовая охрана наименования места происхождения товара предоставляется на всей ее территории. Правовая охрана наименования места происхождения товара, находящегося в другом государстве, предоставляется в Республике Беларусь, если это наименование места происхождения товара зарегистрировано в стране происхождения товара, а также в Республике Беларусь в патентном органе в соответствии с действующим законодательством (ст. 1026 ГК). Не исключена возможность и аннулирования регистрации наименования места происхождения товара. Например, причиной аннулирования регистрации данного объекта промышленной собственности может быть исчезновение характерных для географического объекта условий производства (выработка места, подготовленного для добычи йодистой соли, и т.д.), а также утрата товаром особых свойств (исчезновение сырья для его изготовления, потеря навыков его изготовления из-за отсутствия достаточно сведущих в этой области специалистов и т.п.). Что касается правовой охраны указания происхождения товара, то она осуществляется на основании использования этого указания. Необходимость правовой охраны указания происхождения товара состоит в недопущении использования ложных (фальшивых) указаний происхождения товара, а также вводящих потребителя в заблуждение в отношении действительного места происхождения товара (п. 5 ст. 1024 ГК). Законодательством (ст. 1028 ГК) установлено, что лицо, имеющее право пользования географическим указанием, может потребовать от того, кто незаконно использует это указание, прекращения его использования, удаления с товара, его упаковки, бланков и тому подобной документации незаконно используемого географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения, уничтожения изготовленных изображений географического указания или обозначения, сходного с ним до степени смешения, а если это невозможно, — изъятия и уничтожения товара и (или) упаковки. Кроме того, лицо, обладающее правом пользования географическим указанием, вправе потребовать от нарушителя этого права возмещения понесенных убытков. 7. Недобросовестная конкуренция Ранее действовавшее законодательство не знало слова «конкуренция», которая могла бы проявлять себя в промышленных и торговых делах между предприятиями, организациями. Но, как таковая, она присутствовала в форме состязательности, соревнования. По результатам этих соревнований подводились итоги, выявлялись хорошо проявившие себя в них как физические, так и юридические лица и награждались победители. Однако соревнование по сравнению с конкуренцией выглядело несколько иным. Как утверждалось ранее - это была здоровая конкуренция. В настоящее время конкуренция проявляет себя во всех сферах жизни общества. Применительно к интеллектуальной деятельности конкуренция вбирает в себя все объекты интеллектуальной собственности (от тары и упаковки до секретов производства (ноу-хау)). Конкуренция, предполагающая того, кто способен быстрее довести лучший товар до потребителя без нарушения правовых установок, не наказуема, а скорее, наоборот, поощряема. Наказуемой же считается недобросовестная конкуренция, т.е. все то, что не согласуется с установившимися правилами, существующими обычаями, традициями. Термин «недобросовестная конкуренция» как правовой институт вводится в белорусском законодательстве впервые. Ему в ГК посвящена гл. 68. В соответствии со ст. 1029 ГК недобросовестная конкуренция в Республике Беларусь не допускается. Недобросовестной конкуренцией признаются: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов. Речь идет о действиях, направленных на смешение товаров, услуг одних предприятий с товарами, услугами других предприятий. Например, выпущенные товары известной фирмы под своим товарным знаком и другими присущими им характерными признаками смешиваются с товарами, вложенными в такую же упаковку и выпущенными с таким обозначением, той же формы и т.п., другой фирмы, которая конкурирует с первой. К подобному смешению часто прибегает конкурирующая сторона из-за некачественной подготовки ею товара, а иногда при невостребованности покупателем товара, услуг, из-за неизвестности фирмы на рынке товаров и услуг. Такое проявление действий (смешение товаров, услуг и т.п.) приводит к подрыву авторитета известной фирмы, нарушению ее коммерческой деятельности, а в конечном итоге к потере получаемых доходов; 2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента. В частности, ложные утверждения в отношении реализуемых товаров, проводимых работ, оказываемых услуг распространяются одной фирмой по отношению к другой фирме (фирмам). Это бывает в тех случаях, когда производятся однородные товары, выполняются одинаковые работы, оказываются одного рода услуги. Чтобы подорвать предпринимательскую деятельность какой-либо фирмы, конкурирующая сторона пытается дискредитировать то, что делается этой фирмой. Например, торговое предприятие А с целью получения приоритета в торговой деятельности ложно утверждает, что реализуемая торговым предприятием В обувь на самом деле изготовлена не той фабрикой, которая указана в сопроводительных документах, и наоборот, указывается, "что пользующаяся спросом обувь именно этой фабрики реализуется торговым предприятием А. Другим примером может служить ложное утверждение о том, что предприятие В выпускает товары на устаревшем, изношенном оборудовании, в то время как на предприятии А установлены новые, отвечающие современным требованиям станки и оборудование; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента. В данном случае слова «указания», «утверждения» законодателем приведены без слова «ложные». Следовательно, указания и утверждения могут быть истинными, но могут и ввести в заблуждение. Например, утверждение конкурента, что поступившее сырье, из которого должен быть изготовлен товар, некачественное, не отвечает требуемым стандартам, кондициям и прочим параметрам, на самом деле соответствует действительности. Однако производитель собирается изготовлять товар не из этого сырья, а из сырья, соответствующего требуемым параметрам. Другими словами, такого рода действия конкурирующей стороны совершаются, по существу, без вины; 4) другие действия, противоречащие требованиям действующего законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности. Здесь речь идет о нормах, указанных в ГК, а также о нарушении антимонопольного и другого законодательства о конкуренции. Перечисленные действия конкурента считаются противозаконными и являются основанием для привлечения его к ответственности. Ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции предусмотрена ст. 1030 ГК, в соответствии с которой лицо, осуществляющее недобросовестную конкуренцию, обязано прекратить противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестной конкуренции, вправе требовать от недобросовестного конкурента возмещения причиненных убытков. С одной стороны, привлечение к ответственности должно базироваться на соответствующих правовых установках, опираться на нормы, обеспечивающие защиту против недобросовестной конкуренции, пресечение и предупреждение монополистической деятельности. С другой - требуется наличие норм, направленных на создание условий, способствующих развитию конкуренции, ведь в конечном итоге разумная конкуренция -это хорошие высококачественные товары, выигрышные услуги. Улучшение качественных показателей товара, низкие его издержки привлекают потребителя на сторону создателя такого товара(услуги). Итак, борьба за конкурентоспособный товар есть борьба за потребителя. Начало этой борьбе положил Закон Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. № 2034-ХП «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»1, в ред. от 10 января 2000 г. № 364-3, с изм. и доп. от 2 декабря 2000 г. № 154-3. Он содержит в себе: 1) организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности; 2) базовые установки, направленные на создание условий для развития конкуренции как основы функционирования эффективного товарного рынка; 3) требование тесной увязки всего этого с защитой прав потребителя. Конкурентная борьба должна тесно сочетаться с правом на добросовестную конкуренцию. В случае нарушения этого права потерпевшая сторона вправе прибегнуть к защите, кото- 1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1992. № 36. Ст. 569; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 8. 2/139; 2002. № 138. 2/903. рая может выражаться не только в требовании добросовестного конкурента прекратить противоправные действия, опубликовать опровержение распространенных ложных утверждений, составляющих содержание недобросовестной конкуренции, но и возместить причиненные убытки. Литература Бовин А А., Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: Учеб. пособие. М., 2001. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. Основной курс: учеб. пособие. М., 2004. Вышкевич В. Патентный суд: право на защиту // Юрист. 2001. № 2 (3). Голованов В. Право на товарный знак // Национальная экономическая газета. 1994. № 33. Гришаев СП. Интеллектуальная собственность: "Учебное пособие. М., 2003. Интеллектуальная собственность: В 2 кн. Кн. 2. Промышленная собственность / Сост. и коммент. В.Ф. Чигира. Мн., 1997. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность. Исключительные права: учебник для вузов. М., 2000. Ливак Е.Н. Защита информации: учеб. пособие: В 4 ч. Ч. 3. Защита авторских прав в области программного обеспечения. Гродно, 2000. Лосев С. Правовая охрана товарных знаков // Юрист. 2002. № 1 (8). Минков A.M. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб., 2001. Новицкая Л. Алгоритм юридических действий по регистрации товарного знака (знака обслуживания) // Юрист. 2002. № 1 (8). Права интеллектуальной собственности в Соединенных Штатах Америки. Документы, комментарии специалистов, справочные материалы / Сост. Э. Джонсон. М., 2002. Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права. Сборник нормативных актов. М., 1994. Право интеллектуальной собственности. М., 2002. Сергеев А.П. Патентное право. М., 1994. Сергеев АЛ. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учебник. М., 1999. Шалито Н.В. Правовое регулирование рационализаторской деятельности. Л., 1989. Яхновец Р., Кокорезова Р. Интеллектуальная собственность как объект правоотношений (по Гражданскому кодексу Республики Беларусь) // Судовы весшк. 2000. № 1. Раздел HI
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |