Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальная 7 страница




Если лицо, незаконно использующее нераскрытую инфор­мацию, получило ее от лица, которое не имело права ее распро­странять, о чем приобретатель информации не знал и не дол­жен был знать (добросовестный приобретатель), правомерный


обладатель нераскрытой информации вправе потребовать от него немедленного прекращения ее использования и возмещения убытков, причиненных использованием нераскрытой информа­ции после того, как добросовестный приобретатель узнал, что ее использование незаконно. Речь идет о том, что добросовестный приобретатель информации несет ответственность путем воз­мещения убытков с того момента, когда он узнал о незаконном ее использовании.

При обращении добросовестного приобретателя в суд за защитой своих прав, равно как и правообладателя этой инфор­мации с требованием немедленного прекращения ее использо­вания, суд, учитывая те средства, которые были израсходованы добросовестным приобретателем нераскрытой информации на ее использование, может разделить ее дальнейшее использова­ние на условиях возмездной исключительной лицензии.

Лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие содержание нераскрытой информации, вправе использовать эти сведения независимо от прав обладателя со­ответствующей нераскрытой информации и не отвечает перед ним за такое использование.

Способы защиты правообладателя нераскрытой информа­ции в случае их нарушения изложены в ст. 11 ГК. К ним относятся: признание права на служебную или коммерческую тайну, восстановление положения, существовавшего до наруше­ния права; пресечение действий, нарушающих право или со­здающих угрозу его нарушения; признание недействительным акта государственного органа или органа управления и местно­го самоуправления; возмещение убытков и др.

Законодательством в некоторых случаях предусмотрены и меры уголовно-правового порядка. Например, уголовно наказу­емым деянием является собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения доку­ментов, подкупа или угрозы, а равно иным незаконным спосо­бом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений. Кроме привлечения к уголовной ответственности, лицо, получившее таким образом нераскрытую информацию, состав­ляющую коммерческую или банковскую тайну, обязано возмес­тить причиненные убытки в полном объеме.


6. Средства индивидуализации участников граж­данского оборота, товаров, работ или услуг'

В целях индивидуализации участников гражданского обо­рота, товаров, работ или услуг происходит их выделение из об­щей массы имеющихся организаций, товаров и услуг.

В качестве средств индивидуализации участников граждан­ского оборота выступают: фирменное наименование, товарный знак (знак обслуживания), географическое указание, наимено­вание места происхождения товара и указание происхождения товара. Эти средства и связанное с ними правовое регулирова­ние индивидуализации участников гражданского оборота, това­ров, работ или услуг закреплены в гл. 67 ГК и других законо­дательных актах. Наиболее важными из них являются Закон Республики Беларусь от 27 октября 2000 г. «О товарных зна­ках и знаках обслуживания» и такой международно-правовой акт, как Парижская конвенция по охране промышленной соб­ственности от 20 марта 1883 г. (пересмотрена в Стокгольме 14 июля 1967 г., с изм. и доп. от 28 сентября 1979 г.).

Фирменное наименование. Согласно п. 1 ст. 50 ГК юри­дическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Это позволяет инди­видуализировать юридическое лицо как субъекта гражданско­го права, т.е. отличить его от других однородных предприятий, так как одноименных наименований предприятий, даже выпус­кающих одну и ту же продукцию, не должно быть.

Наименования коммерческих организаций и унитарных предприятий, а в некоторых установленных законом случаях -коммерческих организаций осуществляются путем обязатель­ного указания на характер деятельности юридического лица. Так, наименование коммерческой организации в форме потре­бительского кооператива должно содержать указание на ос­новную цель его деятельности и включать слова «кооператив», или «потребительский союз», или «потребительское общество» (п. 3 ст. 116 ГК).

Фирменное наименование некоммерческой организации в ряде случаев должно включать дополнительные сведения, по­зволяющие судить о правомерности заключения юридическим

1 Закон Республики Беларусь от 8 января 2004 г. № 267-3 «О внесении изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь» //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 4. 2/1016.


лицом тех или иных сделок и о субъектах, несущих ответ­ственность по обязательствам данного юридического лица. Фирменное наименование унитарных предприятий должно вклю­чать указание на собственника имущества (п. 3 ст. 113 ГК). Фирменное наименование предприятия, владеющего имуществом на праве оперативного управления, должно содержать сведения о том, что данное предприятие является казенным (п. 3 ст. 115 ГК). Фирменное предприятие полного товарищества должно включать имена (наименования) всех его участников, а также слова «полное товарищество» либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и ком­пания» и «полное товарищество» (п. 3 ст. 66 ГК). Фирменное наименование коммандитного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех полных товарищей, либо не­которых из них и слова «коммандитное товарищество», либо имя (наименование) не менее одного полного товарища с до­бавлением слов «и компания» и «коммандитное товарище­ство» (п. 4 ст. 81 ГК).

Иными словами, юридическое лицо может иметь различно­го рода наименования, в том числе допускается использование в этих целях и собственных имен учредителей. Однако во всех случаях это должно сопровождаться указанием на организа­ционно-правовую форму.

Согласно ст. 50 ГК включение в наименование юридичес­кого лица указаний на официальное полное или сокращенное название Республики Беларусь, включение такого названия либо элементов государственной символики в реквизиты документов или рекламные материалы юридического лица допускается в установленном порядке1.

Право на фирменное наименование есть исключительное право юридического лица использовать это наименование на товарах, их упаковке, в рекламе, вывесках, проспектах, счетах, печатных изданиях, официальных бланках и иной документа­ции, связанной с его деятельностью, а также при демонстрации товаров на выставках и ярмарках, которые проводятся на тер­ритории Республики Беларусь (п. 1 ст. 1013 ГК).

1 Об использовании названия Республики Беларусь юридическими лицами: Указ Президента Республики Беларусь от 7 апреля 2000 г. № 172 // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Прави­тельства Республики Беларусь. 2000. 10. Ст. 251.


Фирменное наименование юридического лица может быть также использовано в принадлежащем ему товарном знаке (ст. 1014 ГК), например при демонстрации товаров на выстав­ках и ярмарках, проводимых на территории Республики Бела­русь.

Исключительное право на наименование, зарегистрирован­ное в Республике Беларусь в качестве обозначения юридичес­кого лица, действует на всей территории Республики Беларусь.

На наименование, зарегистрированное или общепризнанное в иностранном государстве, исключительное право на террито­рии Республики Беларусь действует в случаях, предусмотрен­ных законодательством (п. 1 ст. 1015 ГК).

В случае если лицо неправомерно использует чужое зареги­стрированное фирменное наименование, то оно по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекра­тить его использование и возместить причиненные убытки.

Таким образом, фирменное наименование определяет конк­ретное юридическое лицо, позволяет отличить его от других предприятий и, следовательно, характеризует его деловую репу­тацию.

Юридическое лицо, определившись с названием, должно его зарегистрировать. Согласно Положению о государственной ре­гистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъек­тов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Рес­публики Беларусь от 16 марта 1999 г. № II1, с изм. и доп. от 16 ноября 2000 г. № 22, 17 декабря 2002 г. № 29, 11 сентября 2003 г. № 20, 8 октября 2003 г. № 21, 12 ноября 2003 г. № 22, 9 марта 2005 г. № 3, до подачи в регистрирующий орган для государственной регистрации документов, предусмотренных этим Положением, один из учредителей (участников) создаваемой ком­мерческой или некоммерческой организации должен согласо­вать с этим органом наименование организации. Фирменное наименование юридического лица определяется при утвержде­нии его устава и подлежит регистрации путем включения в Единый государственный регистр юридических лиц (п. 2 ст. 1013 ГК).

1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. № 23. 1/91; 2000. № 109. 1/1779; 2002. № 142. 1/4230; 2003. № 105. 1/4909, № 113. 1/4994, № 127. 1/5084; 2005. № 40. 1/6300.


Наименование юридического лица указывается в его учре­дительных документах.

Право на фирменное наименование сроком не ограничено. Действие права на фирменное наименование прекращается с ликвидацией юридического лица или с изменением его фир­менного наименования (п. 2 ст. 1015 ГК).

Право на фирменное наименование неотделимо от юриди­ческого лица, что получило отражение и в законе. Так, в соот­ветствии со ст. 1016 ГК отчуждение и переход права на фир­менное наименование юридического лица не допускается, кроме случаев реорганизации юридического лица или отчуждения пред­приятия в целом.

Обладатель права на фирменное наименование может раз­решить другому лицу использование своего наименования пу­тем выдачи лицензии. Однако при этом в лицензионном дого­воре должны быть обусловлены меры, исключающие введение потребителя в заблуждение (п. 2 ст. 1016 ГК).

С наименованием юридического лиц# неразрывно связано такое индивидуализирующее его продукцию, работы и услуги понятие, как товарный знак и знак обслуживания.

Товарный знак и знак обслуживания. Товарным знаком и знаком обслуживания согласно п. 1 ст. 1017 ГК и ст. 1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» призна­ется обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных това­ров или услуг других юридических или физических лиц (на­пример, шоколад «Идеал», завод «Калибр», аббревиатура «БелОМО», оригинальная упаковка и т.д.).

Товарным знаком может быть не любое обозначение, а толь­ко такое, которое отвечает определенным условиям. Так, то­варным знаком признается условное обозначение:

1) носящее характер символа, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации;

2) позволяющее потребителю без особого труда узнать нужную ему продукцию и не спутать ее с аналогичной продукцией других производителей;

3) являющееся новым;

4) зарегистрированное в установленном законом порядке.


В качестве товарных знаков и знаков обслуживания к ре­гистрации допускаются разнообразные условные обозначения, которые принято различать по форме выражения, кругу пользо­вателей, степени известности, сфере использования и некото­рым иным моментам.

По форме выражения товарные знаки и знаки обслужива­ния могут быть:

- словесными (сочетание цветов, отдельных букв, цифр, собственное имя);

- изобразительными (рисунки, графические символы, сочетание цветов);

- объемными (форма изделий или упаковки);

- комбинациями таких обозначений.

В зависимости от числа субъектов, имеющих право на пользование товарным знаком, различают:

- индивидуальный знак - обозначение, зарегистрированное на имя отдельного юридического или физического лица, занимающего­ся предпринимательской деятельностью;

- коллективный знак - знак объединения юридических лиц (со­юза, ассоциации, концерна), предназначенный для обозначения вы­пускаемых и реализуемых ими товаров, обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллек­тивный знак и право его использования не могут быть переданы (ст. 1021 ГК).

По степени известности товарные знаки и знаки обслужи­вания подразделяются на:

- общеизвестные;

- обычные.

К общеизвестным относятся те товарные знаки, которые достаточно хорошо известны широкому кругу потребителей. Согласно Парижской конвенции по охране промышленной соб­ственности, общеизвестные товарные знаки, в отличие от обыч­ных товарных знаков, подлежат правовой охране независимо от их регистрации.

Применительно к сфере использования товарный знак -это обозначение, помещаемое на товаре (упаковке) производ­ственными или торговыми предприятиями для индивидуализа­ции товара и его производителя, продавца. Знак обслуживания применяется предприятиями в сфере транспорта, строительства, издательской деятельности, информации, оказания бытовых ус­луг и т.д.


Законодательством предусмотрены основания для отказа в регистрации товарных знаков. Так, в соответствии со ст. 4 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» не до­пускается регистрация товарных знаков:

1) не имеющих признаков различия;

2) вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров оп­ределенного вида;

3) являющихся общепринятыми символами и терминами;

4) состоящих исключительно из знаков или указаний, используе­мых для обозначения вида, качества или сбыта и др.;

5) представляющих собой форму товара или его упаковку, опреде­ляющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического ре­зультата, существенной ценностью товара.

Указанные обозначения могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых элементов, если не занимают в нем доминирующего положения.

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государствен­ные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования меж­дународных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и дру­гие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соот­ветствующего компетентного органа или их владельца.

Действующим законодательством не допускается регист­рация в качестве товарных знаков обозначений:

1) являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, места его происхождения или его изготовителя;

2) представляющих собой или содержащих указание места проис­хождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь для обо­значения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места;

3) противоречащих по своему содержанию публичному порядку, принципам гуманности и морали.


Не могут быть в соответствии со ст. 5 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» также зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сход­ные до их смешения:

1) с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявлен­ными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладающими более ранним приоритетом товарными зна­ками в отношении однородных товаров;

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Бе­ларусь на основе международных соглашений, в отношении одно­родных товаров;

3) товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в установленном патентным органом порядке, в отношении лю­бых товаров.

Регистрация перечисленных обозначений допускается при условии представления письменного согласия владельца тако­го знака.

Не признаются и не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

1) известные на территории Республики Беларусь в отношении од­нородных товаров форменные наименования (или их части), при­надлежащие другим лицам;

2") промышленные образцы, права на которые принадлежат в Рес­публике Беларусь другим лицам, если промышленный образец обладает более ранним приоритетом по сравнению с заявленны­ми на регистрацию товарными знаками;

3) наименования мест происхождения товаров, охраняемые в Рес­публике Беларусь;

4) названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства или цитаты из них, периодических из­даний, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или его правопреемника;

5) фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле (от лат. fac simile - делай подобное - точное воспроиз­ведение каким-либо способом рукописи, документа, подписи ка­кого-либо лица) известных в Республике Беларусь лиц в нару­шение личных неимущественных прав этих лиц без согласия таких лиц, их наследников;

6) знаки систем сертификации, охраняемые в установленном зако­нодательством порядке.


Согласно ст. 1018 ГК (ст. 2 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания») правовая охрана товарного знака на территории Республики Беларусь осуществляется на основа­нии его регистрации в Государственном патентном комитете Республики Беларусь в порядке, установленном Законом «О товарных знаках и знаках обслуживания», или в силу между­народных договоров Республики Беларусь.

Право на товарный знак охраняется государством и удос­товеряется свидетельством.

Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товар­ный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака.

Заявка на регистрацию товарного знака подается в патент­ный орган (Белгоспатент)1 юридическим или физическим ли­цом, а также через патентного поверенного, зарегистрированно­го в этом органе.

Подготовка и подача заявки должна относиться к одному товарному знаку. Ее составными частями являются:

1) заявление о регистрации обозначения в качестве товарного зна­ка с указанием заявителя, а также его места нахождения или места жительства;

2) заявленное обозначение;

3) перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистра­ция, сгруппированных по классам международной классифика­ции товаров и услуг для регистрации знаков.

К заявке должны быть приложены:

1) документ, подтверждающий уплату госпошлины в установленном размере;

2) документ, удостоверяющий полномочия патентного поверенного, если заявка подается через него;

3) положение о коллективном знаке, если заявка подается на кол­лективный знак (ст. 6 Закона «О товарных знаках и знаках обслу­живания»).

1 Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания и Правила ведения дел по заявке на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные постановлением Государственного патентного комитета Республики Беларусь от 23 фев­раля 2001 г. № 7, с изм. и доп. от 4 апреля 2003 г. № 10, 25 июня 2004 г. № 3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 30. 8/5205; 2003. № 50. 8/9433; 2004. № 109. 8/11211.


На основании поданной заявки на регистрацию товарного знака проводится экспертиза. Она осуществляется Белгоспа-тентом и включает предварительную экспертизу и экспертизу заявленного обозначения. В период проведения экспертизы за­явки заявителю может быть предложено внести дополнения, уточнения или исправления в заявку.

Законом предусмотрена возможность заявителю отозвать заявку на любом этапе ее рассмотрения.

По результатам экспертизы заявителю сообщается о при­нятии заявки к рассмотрению либо об отказе в принятии ее к рассмотрению, а также принимается решение о регистрации то­варного знака либо об отказе в регистрации.

Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он имеет право в двухмесячный срок со дня получения решения по экспертизе подать в Белгоспатент ходатайство о проведении повторной экспертизы, которая также проводится в двухмесяч­ный срок. В случае несогласия с результатами повторной экс­пертизы заявитель вправе в трехмесячный срок со дня получе­ния решения подать мотивированную жалобу в Апелляционный совет патентной экспертизы при Бел госпатенте. Срок рассмотре­ния такой жалобы установлен в четыре месяца со дня ее поступ­ления. При несогласии с решением Апелляционного совета оно может быть обжаловано заявителем в течение шести месяцев со дня его принятия в Верховный Суд Республики Беларусь (ст. 10 и 11 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания»).

Выдача свидетельства на товарный знак производится па­тентным органом на основании регистрации товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслужи­вания Республики Беларусь в месячный срок после получения документа об уплате установленной пошлины.

Согласно ст. 1020 ГК (п. 1 ст. 13 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания») регистрация товарного знака действует в течение 10 лет с даты поступления заявки в патен­тный орган.

Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение после­днего года ее действия, каждый раз на 10 лет.

Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юри­дического или физического лица (ст. 2 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания»).


Исходя из норм действующего законодательства и практи­ки его применения, право на товарный знак и знак обслужива­ния приобретают те юридические лица, которые производят то­вары, занимаются их реализацией, ремонтом, осуществляют их сервисное обслуживание и т.п., а также оказывают потребите­лям всевозможные услуги.

Что же касается физических лиц, они могут стать облада­телями товарного знака и знака обслуживания при условии занятия ими предпринимательской деятельностью. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью с мо­мента его государственной регистрации в качестве индивиду­ального предпринимателя в соответствии с действующим зако­нодательством (ст. 22 ГК).

По товарному знаку судят о гарантии качества этого това­ра и его рекламы.

Согласно ст. 1019 ГК (ст. 3 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания»), владелец товарного знака имеет ис­ключительное право использовать товарный знак и распоря­жаться им, а также право запрещать использование товарного знака другим лицам.

Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано сви­детельство, без разрешения его владельца (ст. 1019 ГК).

Права на товарный знак могут быть уступлены владель­цем по договору другому лицу в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован (ст. 1022 ГК, ст. 22 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания»).

Уступка прав на товарный знак не допускается, если она может явиться причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.

В соответствии со ст. 1023 ГК (ст. 23 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания») право на использование то­варного знака может быть предоставлено владельцем товарно­го знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицен­зионному договору.

Лицензионный договор должен содержать условие о том, что качество товаров лицензиата будет не ниже качества това­ров лицензиара и что лицензиар осуществит контроль за вы­полнением этого условия.


Действующим законодательством (ст. 24 Закона «О то­варных знаках и знаках обслуживания») установлено, что до­говор, по условиям которого владелец уступает товарный знак другому юридическому лицу или гражданину, и лицензионный договор регистрируются в патентном органе (Белгоспатенте) и являются действительными для третьих лиц с даты их регист­рации.

Регистрация товарного знака может быть признана не­действительной полностью или частично в течение всего сро­ка ее действия, если она была произведена в нарушение требо­ваний, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О то­варных знаках и знаках обслуживания».

Законодательством предусмотрено и прекращение действия регистрации товарного знака. Оно производится патентным органом:

1) в связи с истечением срока действия регистрации;

2) в случае неиспользования товарного знака;

3) при ликвидации юридического лица, в случае смерти физичес­кого лица - владельца товарного знака при переходе прав на то­варный знак к наследникам;

4) на основании письменного заявления об отказе от нее владельца товарного знака.

В соответствии с п. 6 ст. 20 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» действие товарного знака может быть прекращено досрочно в отношении всех или части товаров, ука­занных в регистрации, если этот знак не используется без ува­жительных причин непрерывно в течение любых пяти лет с даты его регистрации на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь. Заявление о досрочном прекращении действия, регистрации товарного знака может быть подано в Верховный Суд Республики Беларусь любым лицом при усло­вии, что этот товарный знак не используется до подачи такого заявления1.

В целях защиты прав владельца товарного знака ст. 29 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» установ­лено, что незаконное использование товарного знака влечет граж-

1 Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 268-3 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Ббеларусь *0 товарных знаках (знаках обслуживания)» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. № 5. 2/1017.


данско-правовую, административную или уголовную ответствен­ность в соответствии с действующим законодательством.

Лицо, незаконно использующее чужой товарный знак, по требованию владельца обязано не только прекратить его ис­пользование, но и возместить причиненные убытки.

Географическое указание1. Данный способ индивидуали­зации товара относят к специфическим объектам промышлен­ной собственности.

Географическим указанием признается обозначение, кото­рое идентифицирует товар как происходящий с территории стра­ны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географичес­ким происхождением. При этом «географическое указание» включает в себя понятия «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара».

Согласно ст. 1024 ГК наименованием места происхожде­ния товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключи­тельно или главным образом определяются характерными ус­ловиями, или иными факторами, либо сочетанием природных условий и этих факторов.

Наименованием места происхождения товара может быть историческое название географического объекта.

Указанием происхождения товара признается обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Оно может быть пред­ставлено в виде названия географического объекта или изобра­жения.

Эти специфические признаки обусловили необходимость выделения наименования происхождения товара и указания происхождения товара в качестве самостоятельных объектов правовой охраны.

Так, в отличие от «наименования места происхождения товара» «указание происхождения товара» не подлежит госу­дарственной регистрации.

1 О географических указаниях: Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. № 127-3.


Из нормы закона следует, что происхождение товара связа­но с названием страны, конкретной административно-террито­риальной единицы. Это очень важный признак, поскольку по­требитель, приобретая товар, часто обращает внимание на гео­графию происхождения товара. Возникающие ассоциации по поводу места происхождения товара вызывают у потребителя определенное к нему отношение: положительное или отрица­тельное. Например, название автомобиля «БелАЗ», изготовлен­ного на территории Беларуси, вызывает ассоциации, связанные с колоссальными возможностями в грузоперевозках этих авто­мобилей.

Важным специфическим признаком является выделение товара на основе его особых свойств характерными для этого географического объекта природными условиями и (или) ины­ми факторами. Речь идет о том, что привязка к конкретному географическому названию подчеркивает известность этого то­вара и что именно эта продукция (товар) производится здесь благодаря природным условиям (например, поваренная соль, ка­лийные удобрения Солигорского калийного комбината) или про­фессиональному мастерству производителей товаров (например, продукция Белорусского оптико-механического объединения).

В то же время не признается наименованием места проис­хождения товара и не подлежит регистрации обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географи­ческого объекта, но вошедшее в Республике Беларусь во всеоб­щее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его изготовления. Это, однако, не лиша­ет лицо, чьи права нарушены недобросовестным использовани­ем такого наименования, возможности их защиты иными спо­собами, предусмотренными законодательством, в том числе на основании правил о недобросовестной конкуренции (п. 2 ст. 1024 ГК).

Обозначение товара признается наименованием места про­исхождения товара лишь с момента его государственной регис­трации в патентном органе или в силу международных догово­ров Республики Беларусь. Со времени регистрации осуществ­ляется и правовая охрана наименования места происхождения товара.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.