КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеллектуальная 3 страница
Автору предоставлено также право на свою долю доходов в размере 5 % от возможной каждой публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства и оригиналов рукописей. Расширение рамок использования (например, второе издание книги) или использование по новому назначению (например, издание в переводе на другой язык) есть основание для увеличения размера вознаграждения независимо от дополнительных затрат труда автора. Система авторского вознаграждения (гонорара) различна для разных видов произведений и способов их использования. Она определяется постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Авторское вознаграждение за использование - трудовой доход, но его правовой режим существенно отличается от заработной платы. Авторское вознаграждение - это выплата по гражданскому, а не трудовому праву. Оно представляет собой вознаграждение за использование произведения, поэтому основанием выплаты вознаграждения является не создание произведения, а именно его использование. К тому же творческий труд автора не поддается учету во времени, а оценивается по его результату. 5. Авторский договор. Виды Гражданину, подготовившему произведение, законом предоставлено право заключить авторский договор. Им оформляются отношения автора или его правопреемника и пользователя (заказчика), желающего использовать произведение. При этом обеспечивается реализация и охрана прав автора. Применительно к п. 1 ст. 986 ГК авторский договор можно определить как возможное принятие автором на себя обязательства о создании в будущем произведения и предоставлении его заказчику, не являющемуся работодателем, исключительных прав по использованию произведения. Авторский договор еще определяется как договор, по которому автор передает другому лицу определенные права по использованию своего произведения в пределах, согласованных сторонами1. Согласно ст. 25 Закона «Об авторском праве и смежных правах» имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы по авторскому договору. Данная норма распространяется не только на авторов, но и на иных субъектов, обладающих имущественными правами. Но такая установка закона следует не только из п. 1 названной статьи. На это ориентирует и ст. 984 ГК, в п. 1 которой сказано, что имущественные права, принадлежащие обладателю исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, если иное не предусмотрено ГК или иным законом, могут быть переданы правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, а также переходят по наследству и в порядке правопреемства при реорганизации юридического лица-правообладателя. Анализ изложенных и связанных с ними норм показывает, что на отношения, связанные с заключением авторских договоров, распространяются не только общие положения гражданского права, но и соответствующие нормы обязательственного права. В частности, это относится к уступке и передаче имущественных прав. Уступка имущественных прав и их передача имеют как общие черты, так и отличительные особенности, т.е. эти понятия не тождественны. Общим для уступки имущественных прав и передачи по авторскому договору является то, что они оформляются авторским договором, который подписывается автором и стороной, приобретающей по этому договору права. Общим -для сторон авторского договора является и то, что, например, при возникновении спора они могут ориентироваться только на те имущественные права, которые уступаются и передаются. Различие между уступкой имущественных прав и передачей по авторскому договору заключается в том, что если договор уступки предполагается бессрочным, т.е. может быть в пре- 1 См., например: Лосев С.С. Авторское право. Национальное и международное законодательство. Мн., 2000. С. 167. Наиболее полно отражающим суть, как представляется, является определение авторского договора, изложенное в ст. 498 ГК. делах срока действия уступаемых имущественных прав, то авторский договор срочный. По договору уступки требования происходит передача имущественных прав на сам объект, а по авторскому договору - прав на использование объекта. Отличие состоит и в оплате. Так, в договор уступки включается предоплата за переданные на объект права, а по авторскому договору оплата следует по мере или после использования. Уступка требования и передача прав различаются и по форме их заключения. Если заключение договора уступки требования предполагается в произвольной форме, то форма авторского договора регламентируется законодательством. Имеются и другие различия1. Сторонами в авторском договоре выступают автор или его правопреемник и пользователь. Автором может быть физическое лицо, выступающее в качестве создателя произведения, или его наследник. Юридическое лицо в качестве субъекта авторского договора выступает в исключительных случаях (например, если подготовка произведения осуществляется в порядке служебного задания). В роли пользователя может быть организация, например издательство, зрелищное предприятие, киностудия и т.д., которые в пределах своей специальной правоспособности вправе издавать, ставить, показывать или иным способом использовать произведение автора, или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность. Что касается коллективных произведений, то авторский договор по поводу их использования заключается со всеми авторами либо по их поручению с одним из соавторов. В случае, если речь идет о заключении авторского договора об использовании составных и производных произведений, договоры должны заключаться не только с составителем, но и с авторами охраняемых законом произведений, которые включаются в составные и производные произведения. Предмет договора - имущественные права, которые автор (создатель) литературного, музыкального или иного произведе- Более подробно об уступке и передаче имущественных прав по авторскому договору см.: Судариков С.А. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Мн., 2000. С. 306-311. ния, отвечающего по своему содержанию, объему, назначению, условиям договора, передает пользователю1. Авторский договор может быть заключен на готовое произведение и на произведение, которое еще должно быть создано (договор заказа). Предмет в договоре заказа определяется одобренными другой стороной проспектом будущего произведения, творческой заявкой, в которых излагаются основная идея, сюжетный замысел, характеристика главных действующих лиц и другие характерные черты подлежащего созданию произведения. Договоры заказа наиболее распространены в области изобразительного искусства, при создании сценариев, пьес, музыки. Авторский договор - взаимный, нонсенсуальный и по общему правилу возмездный. Содержание договора определяют права и обязанности его сторон. Содержанию авторского договора посвящена ст. 26 Закона «Об авторском праве и смежных правах». Согласно п. 1 названной статьи авторский договор должен предусматривать способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по договору), срок, на который передается право, и территорию, на которую распространяется действие этого права на указанный срок, размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты и др. Срок в авторском договоре на использование произведения определяется сторонами. В свою очередь, использование произведения должно быть начато или осуществлено в установленный договором срок. Так, ч. 2 п. 1 ст. 26 Закона «Об авторском праве и смежных правах» установлено, что при отсутствии в авторском договоре условия о сроке передачи прав договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. Авторский договор, помимо сроков, установленных для исполнения сторонами своих обязанностей, имеет общий срок дей- 1 Встречаются и другие точки зрения, касающиеся предмета авторского договора, в частности, что предметом авторского договора являются произведения литературы, науки и искусства, по поводу содержания и использования которых стороны вступают в договорные отношения. См.: Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994. С. 215. ствия, т.е. срок, в течение которого организация вправе использовать произведение автора, не предоставляя такой возможности другим. Права и обязанности сторон по договору возникают в момент соглашения, независимо от момента передачи произведения. Передача автором произведения организации для ознакомления с ним не порождает договорных прав и обязанностей, пока стороны не согласуют условия договора. Основная обязанность автора или его правопреемника состоит в передаче произведения пользователю для использования, а обязанность пользователя - в осуществлении в установленный договором срок опубликования, воспроизведения и распространения произведения обусловленным по договору способом. Так, издательство обязано издать и принять меры к распространению произведения, театр обязан публично исполнить произведение, радиоорганизация - передать произведение в эфир и т.п. Использование произведения автора на договорных началах без уплаты авторского вознаграждения допускается лишь в случаях, указанных в законе (например, использование плановых работ, выполненных в порядке служебного задания, за исключением учебников и учебных пособий). Цена определяется соглашением сторон и составляет размер авторского вознаграждения, которое должно быть уплачено пользователем создателю (автору) за переданные по договору имущественные права на использование произведения. Действующее законодательство не содержит указания о максимальном размере вознаграждения. В то же время, хотя вопрос о размере вознаграждения и отнесен к усмотрению сторон, его ставки не могут быть ниже максимальных ставок, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Размер вознаграждения может быть установлен в виде процента от дохода за соответствующий способ использования объекта авторского права или смежных прав (роялти) или в виде твердо зафиксированной суммы (паушальная сумма), или иным образом. Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение установленной формы лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение договора на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные доказательства (ст. 163 ГК). Если произведение выпущено в свет, то несоблюдение письменной формы не может служить основанием отказа автору или его правопреемнику в выплате вознаграждения. В соответствии с действующим законодательством письменная форма необязательна для договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях (газетах, журналах и т.п.) (ст. 27 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Ответственность наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение авторского договора и выражается в форме возмещения убытков и взыскания упущенной выгоды с неисправной стороны. Прекращение договора, как правило, связано с истечением срока его действия. Авторский договор может быть прекращен и досрочно по взаимному соглашению сторон, а также за невозможностью исполнения (например, в результате непреодолимой силы). Основанием прекращения является также смерть автора или прекращение деятельности юридического лица. Но следует отметить, что если ликвидация юридического лица без правопреемства является безусловным основанием прекращения авторского договора, то умершего автора могут заменить имеющиеся наследники и договор может быть продолжен. Авторский договор заключается в соответствии с действующим законодательством, и в нем содержатся и условия, оговоренные сторонами. Однако условия заключенного с автором договора, ухудшающие его положение по сравнению с установленным в законе, недействительны и заменяются условиями закона. Действующее законодательство выделяет два вида авторского договора: — о передаче исключительных прав - предоставляет право пользователю использовать произведение создателя определенным способом только в пределах, установленных договором, и предоставляет ему право запрещать использование этого произведения другим лицам. В свою очередь, согласно названному договору автор возлагает на себя обязанность не передавать в пользование произведение другим лицам без согласия приобретателя исключительных прав. Невыполнение этой обязанности может повлечь для автора неблагоприятные последствия вплоть до расторжения договора и взыскания выплаченного авторского вознаграждения; — о передаче неисключительных прав - позволяет автору разрешать пользователю использовать свое произведение при условии сохранения за собой права на использование произведения или предоставления такого права третьим лицам. Помимо названных видов, авторские договоры подразделяются также по способам использования произведения: 1) издательский договор. Издание (опубликование) является одним из самых распространенных способов выпуска произведений литературы и искусства в свет. По издательскому договору одна сторона (автор) передает или обязуется создать и передать в установленный договором срок свое произведение другой стороне (издательству) для издания и переиздания, а другая сторона обязуется не позднее установленных сроков издать произведение и выплатить автору вознаграждение. Сторонами в таком договоре выступают автор (правопреемник) и издательство. Стороны по договору наделяются взаимными правами и обязанностями. Автор обязан передать, а при договоре заказа создать и передать издательству обусловленное в договоре произведение, которое должно отвечать проспекту (заявке), виду, жанру, объему и другим условиям договора. При заключении договора на коллективное произведение последнее должно быть подписано всеми соавторами (или по поручению коллектива одним из соавторов) и представлено издательству в целостном виде. Автор обязан представить издательству рукопись в установленный договором срок. Основная обязанность издательства — издание переданного ему произведения. Но ее осуществлению предшествует выполнение издательством ряда других обязанностей. Издательство должно принять и рассмотреть рукопись, в результате чего она может быть одобрена, отклонена или направлена на доработку. Если рукопись необходимо доработать, автору предоставляется срок, определяемый соглашением сторон. Доработанное и исправленное произведение снова должно быть рассмотрено издательством. Если в течение установленного типовым договором срока издательство не сделает автору письменного предложения о дополнительной доработке либо внесении новых поправок или не последует письменного отказа в принятии рукописи, исправленная рукопись считается одобренной. Издательский договор на готовое произведение нередко заключается после одобрения рукописи. В этом случае в договоре должно быть указано, что произведение представлено автором и одобрено издательством. Издательство, приняв и одобрив произведение, обязано выпустить его в свет в установленный договором срок. Издательство обязано также выплатить автору в установленные сроки гонорар. В течение всего срока действия договора издательство имеет право переиздавать произведение либо отказаться от его переиздания. Письменный отказ издательства от переиздания дает автору право досрочно прекратить действие договора и распорядиться произведением по своему усмотрению. Если издательство принимает решение о переиздании, оно обязано каждый раз письменно сообщать об этом автору для того, чтобы в случае необходимости он мог заявить о своем намерении внести в произведение изменения. Неполучение от автора в течение установленного срока соответствующего уведомления дает издательству право переиздать произведение без изменений. В случае внесения в произведение изменений его переиздание оформляется заключением нового договора; 2) постановочный договор. Постановочным договором оформляются отношения автора с театрально-зрелищными организациями по использованию неопубликованных драматических и музыкально-сценических произведений путем публичного исполнения их на сцене. Выпущенные в свет произведения могут исполняться без заключения с автором договора: Постановочный договор может быть заключен как на готовое неопубликованное произведение, так и на будущее произведение, которое должно быть создано в соответствии с договором. Это могут быть драматические, музыкальные произведения или либретто оперы, балета и т.п. В силу постановочного договора одна сторона (автор) обязуется передать или создать и передать неопубликованное произведение другой стороне (театрально-зрелищной организации), а другая сторона обязуется в установленный договором срок осуществить публичное исполнение и выплатить автору вознаграждение. Субъекты постановочного договора - автор и театр или иная зрелищная организация (филармония, цирк и т.д.). Основная обязанность автора состоит в передаче, а при договоре сценического заказа - создании и передаче обусловленного договором произведения для его публичного исполне- ния. Заказанное автору произведение должно соответствовать творческой заявке, утвержденной театрально-зрелищной организацией. Автор обязан сдать законченное произведение в обусловленный договором срок и по требованию организации внести в произведение поправки и изменения, необходимость в которых появляется при рассмотрении произведения либо в процессе постановки. На театрально-зрелищную организацию возлагается обязанность оказывать автору творческую помощь в создании произведения (ознакомление с составом группы и технической частью театра, дача консультаций, обсуждение предварительных вариантов произведения). Она обязана принять и рассмотреть представленное автором произведение и письменно сообщить ему о принятии произведения к постановке или о необходимости внести в него поправки и изменения, или об отклонении произведения с указанием мотивов. В установленные типовыми договорами сроки организация обязана выплатить автору единовременное вознаграждение; 3) сценарный договор опосредует отношения автора и организации по использованию литературного произведения (сценария) в художественном, научно-популярном, учебном, документальном или видовом фильме. По сценарному договору одна сторона (автор) передает или обязуется написать и передать другой стороне (студии) литературный сценарий для постановки по нему кинофильма (телефильма, радио- или телепередачи и т.п.), а другая сторона за предоставленное право на использование сценария обязуется уплатить обусловленное вознаграждение. Субъекты сценарного договора - автор и студия (кино-, теле- или радиостудия). Автор передает или обязуется написать и передать студии литературный сценарий в обусловленный договором срок. Сценарий должен соответствовать утвержденной студией и приложенной к договору творческой заявке, излагающей основную идею, сюжетный замысел и характеристику главных действующих лиц будущего сценария, содержать полное и последовательное описание действия, диалоги и представлять собой законченное кинодраматическое произведение. По требованию студии автор обязан вносить в сценарий исправления и пере- делки, в том числе и такие, надобность в которых возникла при подготовке сценария к запуску в производство. Автор должен совместно с творческими работниками съемочной группы создать, например, киносценарий (производственно-творческую разработку) и принять участие в подготовке режиссерского сценария (режиссерский сценарий - детальный творческий план постановки фильма, содержащий точную разбивку на кадры с указанием планов, музыкального и изобразительного решения и др.)- Для утверждения киносценария и режиссерского сценария студией требуется согласие автора, подтвержденное его письмом. Автор обязан также участвовать в работе съемочной группы для дачи консультаций, в обсуждениях киноматериала и законченного кинофильма. Продолжительность работы автора в съемочный период и оплата его труда устанавливаются особым письменным соглашением. Студия обязана обеспечить автору творческую помощь в виде консультаций, предоставления необходимой литературы и т.д., а по мере его подготовки привлекать автора к обсуждению литературного сценария. За написание литературного сценария студия обязана выплатить автору обусловленное вознаграждение. В отличие от издательского и постановочного договоров по сценарному договору студия приобретает лишь право на использование сценария, но не обязана ставить по нему, например, фильм. Кроме перечисленных, заключаются другие договоры о пе 4) лицензионный договор. По лицензионному договору организация получает разрешение на использование произведения не в его первоначальном виде, а в переводе или для переделки в иной жанр (например, написание сценария по повести и т.п.). В результате переделки или перевода произведения на другой язык появляются новые объекты авторского права (например, сценарий, перевод), использование которых осуществляется на основе договора о передаче произведения для использования, заключаемого между организацией и автором перевода или переделки. По авторскому лицензионному договору автор или его правопреемник предоставляет пользователю право использовать произведение, в том числе путем перевода на другой язык или переделки, в обусловленных договором пределах и на определенный срок, а пользователь обязуется уплатить вознаграждение за предоставление этого права или за использование произведения в форме, предусмотренной договором, поскольку иное не установлено законом или стороны не договорились об ином. Согласно этому договору пользователь получает право издания сделанного перевода. В течение оговоренного срока автор обязуется не передавать произведения другим пользователям для издания в переводе на тех же языках. Нарушение такой обязанности дает издательству право расторгнуть договор и взыскать суммы гонорара, выплаченные автору и переводчику. Издательство обязано за свой счет обеспечить перевод с сохранением смысла и целостности оригинала, уплатить автору гонорар как при первом издании произведения в переводе, так и при переиздании. 6. Смежные права В настоящее время наряду с охраной прав авторов произведений науки, литературы и искусства действующим законодательством защищаются интересы артистов, исполнителей постановок, производителей фонограмм, передачи эфирного и кабельного вещания. Другими словами, объектами смежных прав являются исполнения, постановки, фонограммы, передачи эфирного и кабельного вещания. Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдение каких-либо формальностей. Законодательством предусмотрена регламентация вновь возникшего института гражданского права. Следует отметить, что в отличие от авторского права смежные права в законодательстве Республики Беларусь появились и стали признаваться сравнительно недавно, в частности с принятием Закона от 16 мая 1996 г. № 370-ХШ «Об авторском праве и смежных правах». В связи с ратификацией Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (на дипломатической конференции которой по авторскому и смежным правам (Женева, 20 декабря 1996 г.) были выработаны новые нормы смежных прав) возникла необходимость внесения изменений и дополнений в Закон «Об авторском праве и смежных правах», в результате чего появился переработанный Закон Республики Беларусь от 11 августа 1998 г. № 194-3 «Об авторском праве и смежных правах», в котором получили отражение нормы и положения договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, а также содержатся расширенные нормы для исполнителей, производителей фонограмм и для вещательных организаций. Кроме названного договора, ВОИС по исполнениям и фонограммам (Женева, 20 декабря 1996 г.), к числу наиболее значимых международных конвенций и соглашений по смежным правам относятся также Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1963 г., Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного производства их фонограмм (принята в 1971 г.)1 и др. Институт «смежных прав» по своим характерным особенностям несколько схож с институтом «авторского права». Однако имеются и существенные различия, проявляющиеся в их зависимости от прав создателей творческих произведений, т.е. для того, чтобы что-то передать по телевидению, возникает необходимость в использовании материала. Подобная зависимость может отсутствовать, если, например, передается в эфир неохраняемое произведение. Иными словами, если авторское право регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, то смежное право - отношения, которые возникают в связи с созданием и 1 Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам ратифицирован Законом Республики Беларусь от 10 июня 1998 г. № 165-3 // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 1. Ст. 511. использованием исполнителей, постановок, фонограмм, эфирного или кабельного вещания. В качестве приобретателей (исполнителей) смежных прав могут выступать артисты, режиссеры-постановщики, дирижеры. К числу исключительных прав исполнителя относятся право на имя, право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Имущественные права заключаются в том, что, например, за исполнителями закреплено право на использование исполнения или-постановки в любой форме. При этом за каждый вид использования исполнения или постановки возникает право на получение вознаграждения. Кроме названных, к имущественным правам исполнителя также относятся право на незаписанные исполнения, на воспроизведение, на прокат, право на размещение исполнения в Интернете. Имущественные права исполнителей действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения. Согласно действующему законодательству никто не имеет права использовать исполнение исполнителя без его разрешения. Закон защищает интересы любых исполнителей, как профессионалов, так и начинающих трудиться над исполнением. Права исполнителя признаются за ним в соответствии с действующим законодательством об авторском и смежных правах, только если: 1) исполнитель является гражданином Республики Беларусь; 2) исполнение, постановка впервые имели место на территории Республики Беларусь; 3) исполнение, постановка записаны на фонограмму впервые гражданином Республики Беларусь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь; 4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю на территории Республики Беларусь, которая будет осуществлена с передатчиков, расположенных на территории страны (ст. 995 ГК). Производителями фонограмм, выступающими в качестве субъектов смежных прав, могут быть любые физические и юридические лица, которые взялись не только подготовить первую звуковую запись исполнителя, но и нести за нее ответственность. В свою очередь, подготовленные фонограммы независимо от их качественных характеристик и носителей, на которых они зафиксированы, подлежат охране. Действующим законодательством производителю фонограммы предоставлено право самому решать, каким образом будет использоваться его фонограмма. При этом никто не имеет права использовать фонограмму без его разрешения. Следует отметить, что если исполнителю в отношении своего исполнения помимо имущественных прав принадлежат, по существу, такие же личные неимущественные права, как и автору своего произведения, то производителю фонограммы принадлежат права только имущественные (например, производители фонограмм не имеют таких личных прав, как право на имя, авторство и др.). Сущность имущественных прав состоит в том, что производители фонограмм имеют право: на воспроизведение фонограммы, переработку фонограммы, распространение фонограммы, импорт, прокат, размещение фонограммы в Интернет. Имущественные права производителей фонограмм действуют в течение 50 лет после первого опубликования или первой записи фонограммы. В то же время необходимо учитывать, что права изготовителя фонограммы признаются за ним в соответствии с действующим законодательством об авторском и смежных правах, если: - изготовитель фонограммы является гражданином Республики Беларусь или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории Республики Беларусь;
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |