КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Интеллектуальная 2 страница
Вопрос о назначении произведения решается самим автором. Однако в конечном счете произведение науки, литературы и искусства должно способствовать прогрессивным тенденциям в обществе. Что касается достоинства произведения, то оно проявляется в творческой манере автора, его содержательности, идейной направленности, выразительности образов. В случае возникновения спора по поводу наличия или отсутствия творческого начала назначается экспертиза, результаты которой определяются судом. Например, не являются объектом авторского права подготовленные и принятые правила нахождения в медицинском учреждении; - творческий результат, который сам по себе нематериален, должен 1 Представляется приемлемым суждение, что конкретный перечень признаваемых объектов интеллектуальной собственности обычно соответствует уровню развития общества. См.: Судариков С.А. Основы авторского права. Мн., 2000. С. 18. Иногда требования, которые предъявляются для признания творческого результата объектом авторского права, определяет его форма. Так, для воспроизведения на сцене какого-то художественного произведения необходим сценарий. Кроме того, объективная форма произведения должна не просто поддаваться восприятию третьими лицами, но и открывать возможность воспроизведения, причем способ воспроизведения не имеет значения. Для признания произведения в определенной форме никакой регистрации или иного оформления, как правило, не требуется. Таким образом, действующим законодательством установлено, что результат творческой деятельности может быть объектом авторского права только в том случае, если он выражен в какой-либо объективной форме, т.е. речь идет об обнародовании произведения. Обнародованное поизведение - это такое произведение, которое доведено до всеобщего сведения путем его опубликования, публичного исполнения, передачи по радио, телевидению и т.д. Для осуществления указанных действий необходимо согласие автора. С обнародованием произведения возникают соответствующие правовые последствия. Произведение становится доступным для восприятия: опубликованное произведение можно цитировать. Возникает право не только на заимствование, но и на возможность перевода на другой язык, подготовку сценария для театра (фильма) и т.д. Иными словами, если до момента обнародования никто не имеет права использовать произведение без согласия автора, то после обнародования возможны случаи использования и без согласия автора (например, использование в учебном процессе, исполнение музыкального произведения и т.д.). В то же время согласно действующему законодательству правовая охрана распространяется и на необнародованные произведения. Так, в п. 2 ст. 992 ГК сказано, что авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: - письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.); — устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.); - звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.); - изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.); - объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.); - в других формах. Необходимо отметить, что Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» устная форма не признается объективной и исключена из охраны, т.е. произведения, выраженные в устной форме, перестали охраняться. Это соответствует Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой сказано, что произведения не подлежат охране, если они не закреплены в материальной форме. Но поскольку к объектам авторского права отнесены и компьютерные программы, то названным Законом введена такая форма существования произведений, как электронная. Более широко перечень объектов авторского права изложен в ст. 993 ГК. Итак, объектами авторского права могут быть: 1) литературные произведения (книги, брошюры, статьи и т.д.); 2) драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы, другие сценарные произведения; 3) музыкальные произведения с текстом и без текста; 4) аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения); 5) произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства; 6) произведения прикладного искусства; 7) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; 8) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; 9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам; 10) компьютерные программы; 11) иные произведения. Кроме перечисленных в п.-1 ст. 993 ГК, к объектам авторского права также относятся: 1) произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); 2) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда1 (п. 3 ст. 993 ГК). Эти две группы объектов образуют соответственно производные и составные произведения. Иными словами, кроме названных объектов авторского права, в силу принципа свободы творчества на основе имеющихся самостоятельных произведений могут быть созданы новые, существенно от них отличающиеся. Их называют производными. Чтобы эти произведения охранялись авторским правом, необходимо наличие результата творческого труда автора. Это могут быть обработки, вариации и т.п. музыкальных произведений, переработка произведений науки, литературы и искусства и т.д. К числу объектов авторского права, как следует из пп. 2 п. 3 ст. 993 ГК, относятся также составные произведения. Составное произведение предполагает включение в него других произведений или их частей, как правило, без личного участия авторов этих произведений. Важность и оригинальность составного произведения определяют умело подобранные и правильно расположенные входящие в него объекты. К числу таких произведений относятся: энциклопедии, справочники, хрестоматии и т.д.2 Определяя эти две группы произведений, законодатель установил, что они охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают (например, подготовленный на базе какого-то произведения реферат охраняется авторским правом). В целом же, как следует из ст. 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах», авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся 1 Более подробно о перечисленных объектах см.: Комментарий к 2 О составных произведениях см.: гл. 41.3. Субъекты авторского права. результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. Достаточно ярким подтверждением изложенного в Законе является пример из французской судебной практики, указывающий на то, что закон не оценивая произведение, не взвешивая его ценность и достоинство, защищает его слепо: длинное или короткое, хорошее или плохое, полезное или опасное, плод гения или просто продукт труда и терпения - всякое произведение литературное или художественное подлежит защите1. Действующим законодательством также установлено, что авторское право не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, способы, концепции, принципы, сообщенные открытия, изложенные факты, имевшие место и носящие информационный характер. Авторское право не распространяется также на подготовленные официальные документы, такие как законодательные акты, судебные решения, информационные справочники (например, телефонный справочник), государственные символы и знаки (флаг, герб, денежный знак) и др. 3. Субъекты авторского права Субъектами авторского права признаются лица - носители авторских прав. Можно выделить несколько категорий таких субъектов: автор произведения, его наследники, прочие правопреемники и государство. Автор произведения - лицо, творческим трудом которого произведение создано. Он является основным, первоначальным носителем прав на произведение и обладает наиболее широким кругом прав, связанных с произведением. Некоторые права могут принадлежать только автору. Гражданин становится субъектом авторского права с момента создания произведения. Для признания его субъектом авторского права не требуется какая-либо регистрация произведения или иное специальное оформление. Согласно закону автору принадлежит также право на произведение, подготовленное им в порядке выполнения служеб- 1 Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. С предисловием Э.П. Гаврилова. М., 2002. С. 26. ного задания в научной или иной организации. К служебным могут относиться и произведения с особым режимом охраны. Однако исключительное право на использование такого произведения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если стороны в договоре не указали на отсутствие такого права. Если такое право принадлежит нанимателю на основании заключенного договора, то он должен выплатить автору вознаграждение1. Как следует из Закона «Об авторском праве и смежных правах», суть служебного произведения заключается в том, что личные неимущественные права принадлежат автору служебного произведения, а имущественные права на такое произведение принадлежат нанимателю, если иное не установлено договором между автором и нанимателем. В данном случае сфера действия автора несколько ограничена. Так, автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. Признание субъектами авторского права и предоставление правовой охраны их произведениям может зависеть и от гражданства. Так, если автор (его правопреемник) является гражданином Республики Беларусь, его произведениям предоставляется охрана независимо от того, на территории какого государства они были впервые обнародованы. Если автор не является гражданином Республики Беларусь, то за ним или его правопреемником авторское право признается прежде всего на произведения (а соответственно и предоставляется правовая охрана этим произведениям), впервые обнародованные, но находящиеся на территории Республики Беларусь в какой-либо объективной форме. В соответствии с международными договорами с участием Республики Беларусь субъектами авторского права могут быть признаны и другие лица, произведения которых обнародованы или находятся в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства. Таким образом, если автор является гражданином страны -участницы международных конвенций или договоров по авторскому праву, то его произведению охрана предоставляется 1 По данному вопросу в литературе имеются и другие точки зрения. См. например: Судариков С.А. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Мн., 2000. С. 203. независимо от того, на территории какого государства оно обнародовано. Что касается охраны произведения иностранного автора, то он подлежит правовой охране на территории Республики Беларусь лишь в том случае, если это произведение впервые обнародовано на территории государства - участника международных конвенций или договоров по авторскому праву. Иными словами, к неохраняемым относятся произведения иностранных авторов, не пользующихся охраной на территории Республики Беларусь. В качестве субъектов авторского права могут выступать несовершеннолетние (малолетние) и душевнобольные. При этом несовершеннолетние от 14 до 18 лет осуществляют авторские права самостоятельно, а за малолетних до 14 лет и душевнобольных авторское право от их имени осуществляют родители, усыновители, опекуны, т.е. возраст создателя произведения и его дееспособность значения не имеют. Автором произведения может быть одно лицо или несколько лиц. Авторство нескольких лиц (соавторство) возникает при создании единого произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторство может быть независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое (например, произведения И. Ильфа и Е. Петрова, сказки братьев Гримм (Якоба и Вильгельма)) или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (например, главы учебного пособия подготовлены различными авторами). Каждый из соавторов этого учебного пособия сохраняет за собой авторство на подготовленную им главу, имеющую самостоятельное значение. При подготовке совместного произведения требуется непосредственное участие в творческом процессе (написание какой-либо части), а не оказание помощи в подборе литературы, редактировании текста, его вычитке и т.п. На признание лица соавтором объем подготовленного материала влияния не оказывает. Отношения между собой соавторы могут определить путем соглашения. Если таковое отсутствует, авторское право на коллективное произведение определяется законодательством. Соавторство, при котором каждый автор сохраняет за собой право на свою часть, получило в юридической литературе название раздельного. Когда же авторское право на произведе- ние осуществляется всеми авторами, подготовившими его, то такое соавторство является нераздельным (если долю каждого автора в произведении выделить, по существу, невозможно). При возникновении спора между соавторами вопрос разрешается судом. Субъектами авторского права являются также наследники автора, в том числе и на произведения, изданные за границей. К ним переходят все права авторов, кроме права авторства и права на имя. Они имеют право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения, а также право на вознаграждение за использованные произведения в пределах, установленных законодательством. К числу субъектов авторского права относятся также прочие, кроме наследников, правопреемники авторов - это лица, которые приобрели (как правило, по договору с авторами или их наследниками) некоторые авторские полномочия. Наследники могут пользоваться авторским правом согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах» в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Авторское право на использование произведений может принадлежать и государству, в частности, в порядке наследования или если оно объявлено достоянием государства по истечении срока действия авторского права. К числу лиц, на которых распространяется авторское право, относятся и составители произведений, а произведения, подготовленные ими, получили название составных. Авторское право принадлежит составителю на осуществленный им подбор и расположение материалов. Для этого необходимо, во-первых, чтобы такие действия (подбор и расположение) составляли результат творческого труда и, во-вторых, чтобы они не нарушали прав авторов тех произведений, из которых сделано заимствование для включения в составляемое произведение. В некоторых случаях автором, имеющим первоначальное авторское право на составное произведение, может быть и юридическое лицо. В действующем законодательстве указаны произведения, которые могут быть объектом такого права, а также организации, которые могут выступать в качестве авторов -носителей авторского права на эти объекты. К числу таких произведений относятся научные сборники, энциклопедические словари, журналы или другие периодические издания, а к числу субъектов, выпускающих такие произведения, - организации (издательства, выпускающие энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, различные периодические издания на компакт-дисках; организации, создающие базы данных и сборники компьютерных программ). Согласно этим объектам в качестве соавторов выступают соответствующие организации. Например, в отношении научных сборников составителем может выступать издательство. Но авторы произведений, включенных в подобные издания, сохраняют авторское право на результат своего труда. 4. Права авторов произведений науки, литературы и искусства Создание произведения означает, что автор приобретает на него соответствующие права. Основные авторские правомочия определены в действующем законодательстве. К их числу относятся: право на обнародование произведения и его отзыв, воспроизведение, право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на вознаграждение за использование произведения и некоторые другие. Одни из этих правомочий могут принадлежать любому субъекту авторского права, другие - лишь автору. Существует деление правомочий на личные неимущественные и имущественные (ст. 15 и 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). К личным неимущественным правам относятся права: авторства, на имя, на защиту репутации автора, на обнародование произведения и его отзыв, на опубликование, а к имущественным - право автора на использование произведения. Личные неимущественные права непередаваемы, неотчуждаемы и действуют бессрочно. Имущественные же права могут быть переданы другим лицам и действуют в течение установленного законом срока. Право авторства, представляющее собой обеспеченную законом возможность считаться автором произведения и требовать выполнения этого права от других лиц, принадлежит только автору произведения. Право авторства означает, что именно это лицо своим творческим трудом создало произведение, а не кто-либо другой. Оно не может быть отчуждено или передано другому лицу по какому-либо основанию. Право авторства не переходит и по наследству, т.е. оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Если право авторства существует независимо от использования произведения, то право на имя существует только в связи с его использованием. Автор, создавший произведение, имеет право определять имя, под которым осуществляется выпуск произведения в свет, а также его использование. Как правило, произведения публикуются с указанием подлинного имени автора. В то же время автор вправе принимать решение об использовании произведения под своим именем, под условным (но не чужим) именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Право на имя также непередаваемо и принадлежит только автору. Что касается публикации произведения без указания имени автора (анонимно), то данный способ реализации права на имя используется довольно редко. Это связано, как правило, со спецификой издания произведения, например публикация незначительных по объему материалов в справочной литературе. Однако в некоторых случаях для признания авторского права обозначение имени является обязательным условием, например выставка фотографий сопровождается именем автора, их создавших, как и произведения. Как следует из изложенного, право авторства возникает в силу создания произведения. Однако при этом следует помнить, что законодательством установлена презумпция авторства. Так, согласно п. 3 ст. 9 Закона «Об авторском праве и смежных правах» при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Иными словами, необходима обеспеченность доказательствами об авторстве. Нельзя, в частности, передавать подготовленные к опубликованию материалы другому лицу под предлогом того, что он якобы желает ознакомиться с ними с целью оказания помощи. Характерным в этом отношении является использование материалов, размещенных на сайтах в Интернет. В настоящее время не редки случаи использования некоторыми лицами чужих материалов из Интернет под своим именем. Если не указаны авторы этих материалов, право авторства в случае возникновения каких-то обстоятельств будет на стороне лиц, использовавших эти материалы. Право на защиту репутации автора (неприкосновенность произведения) - одно из важнейших личных неимущественных прав автора. Оно означает, что без разрешения автора никто не может изменять название произведения, вносить изменения в произведение, сокращать его, снабжать предисловиями, послесловиями, комментариями и иными пояснениями, иллюстрациями и т.п., поскольку это может повлиять на его восприятие, а следовательно, способно нанести ущерб чести и достоинству автора. Право на защиту репутации автора (неприкосновенность) включает также право автора вносить изменения и дополнения в свое произведение. Право на охрану неприкосновенности осуществляется после смерти автора его наследниками. В то же время допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием автора произведения и источника заимствования цитирование в научных, исследовательских, учебных и иных целях, использование отрывков из правомерно опубликованных произведений в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера, воспроизведение в газетах, сообщение для всеобщего сведения опубликованных в газетах и журналах статей по актуальным вопросам при условии, что такое цитирование, использование отрывков ведется в оправданном (необходимом для этого) объеме, а такие воспроизведения, сообщения для всеобщего сведения помимо этого не запрещены автором (ст. 19 Закона «Об авторском праве и смежных правах»). Иногда произведения, в частности мемуары, пишутся по заказу лица (идет описание, например, его биографии), которое обнародует такое произведение от своего собственного имени. Автора, пишущего для заказчиков, в таких случаях принято называть гетеронимом (литературным поденщиком), а подготовленные им произведения в таких случаях - гетеронимными. Право на обнародование произведения означает, что никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Иными словами, это право автора обнародовать или разрешить обнародовать свое произведение в любой форме. Обнародование произведения - это его сообщение неопределенному кругу лиц. Оно может осуществляться различными способами: опубликованием, публичным исполнением, публичной демонстрацией произведений. Право на обнародование представляет собой право принять решение об обнародовании произведения любым из дозволенных способов. О том, есть ли необходимость, чтобы подготовленное автором произведение стало известно неопределенному кругу лиц, т.е. вышло в свет, решает сам автор. Ему же принадлежит право определить, в каком месте, каким способом и когда оно должно быть обнародовано. Произведение считается обнародованным, если оно издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо иным способом доведено до широкой аудитории. Закон предоставляет право автору отказаться от опубликования своего произведения. Если же оно уже было опубликовано (обнародовано), то автор имеет право дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестить об отзыве произведения (например, в связи с изменившимися обстоятельствами). При этом такой отказ должен обязательно сопровождаться возмещением пользователю причиненных убытков в полном объеме, т.е. возмещением прямых убытков и упущенной выгоды. Права автора на использование произведения определены законодателем как исключительные права автора. Суть исключительных имущественных прав^аключается в возможности автора осуществлять или разрешать осуществление в отношении его произведения такие действия, как воспроизведение, распространение, прокат, импорт, публичный показ, передача в эфир, перевод и др. Воспроизведение - повторное придание произведению объективной формы, доступной для восприятия других лиц. Это и опубликование (издание книги), и воспроизведение уже опубликованного произведения (например, переиздание книги). Воспроизведение может осуществляться и изготовлением копий фотокопированием (ксерокопированием) и т.д. Оно относится к числу основных имущественных прав. Право на опубликование произведения означает, что использование произведения другими лицами возможно только на основании договоренности с автором. В исключительных случаях законом допускается использование произведения без согласия автора. Распространение заключается в реализации опубликованного произведения, публичной демонстрации ранее не воспроизводившегося произведения (картины на выставке); может быть в форме опубликования, но распространяться может и уже опубликованное произведение. В целом же право опубликования, воспроизведения и распространения означает право распоряжаться произведением. Закон допускает переуступку этих правомочий другому лицу, в том числе и по договору, например издательству. Носителю авторского права разрешено использование произведения не только в оригинале, но и в переводе на другой язык, а также путем переработки в указанных в законе случаях произведения одного жанра в другой, например повествовательного произведения в сценарий. При этом переводчику, сценаристу принадлежит авторское право на перевод или сценарий. Автору предоставлено также право на депонирование рукописи. Это право отличается от права на опубликование. Депонирование производится не любых произведений, а только научных работ по определенным отраслям знаний. При"депо-нировании несколько иначе выглядит порядок оформления и обнародования рукописи. Сдача и прием на депонирование рукописи рассматривается, по существу, как авторский договор. Сторона, которая приняла рукопись на хранение, обязана на основании поступивших заявок сделать копии всего или необходимых частей произведения и распространить их. Иными словами, осуществляется воспроизведение и распространение рукописи. Депонирование рукописи приравнивается к опубликованию, но это не опубликование. Договоры, заключаемые на депонирование, являются безвозмездными. Автору принадлежит право передачи экземпляров произведения напрокат. Речь идет о передаче произведения (например, компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений) во временное пользование для извлечения прибыли. Предоставленное законодательством право на импорт позволяет автору осуществлять контроль за ввозом экземпляров произведений, изготовленных за рубежом в форме материальных объектов, на территорию действия его права, т.е. автору предоставлено право разрешать или запрещать импорт экземпляров произведения, в том числе изготовленных с его разрешения. При этом следует иметь в виду, что право на импорт распространяется только на экземпляры произведений в форме материальных объектов. Право автора на публичный показ означает демонстрацию произведения в виде кинокадра, телекадра, в том числе путем представления слайда на экране с помощью технических средств. Неотъемлемым правом автора является и его право на публичное исполнение, которое заключается в представлении произведения посредством, танца, игры и т.п. К числу исключительных прав относится и право автора на размещение своего произведения в Интернет, т.е. никто не имеет права без разрешения автора разместить подготовленное им произведение в Интернет даже с целью доведения до всеобщего сведения. К исключительному праву автора относится и право на перевод произведения на другой язык. Согласно закону перевод произведения на другой язык в целях выпуска в свет допускается не иначе, как с согласия автора или его правопреемников. У переводчика возникает самостоятельное субъективное право на выполненный им перевод, поскольку это результат его творческой самостоятельности. Основным имущественным правом автора является его право на вознаграждение за использование произведения. Возникает оно на основании заключенного договора об использовании созданного произведения. Однако в случаях, прямо предусмотренных законом, использование опубликованного произведения возможно и без договора с автором, но с обязательным указанием его имени и выплатой вознаграждения. Использование произведения осуществляется приобретателями (издательствами, киностудиями, театрами и др.), которые производят выплаты авторского гонорара. Имущественное право автора также связано с распространением и продажей им экземпляров произведений любым способом, в том числе если произведение выполнено на материальном носителе, и со сдачей в прокат.
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |