Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальная 2 страница




Вопрос о назначении произведения решается самим автором. Од­нако в конечном счете произведение науки, литературы и искус­ства должно способствовать прогрессивным тенденциям в обще­стве.

Что касается достоинства произведения, то оно проявляется в твор­ческой манере автора, его содержательности, идейной направлен­ности, выразительности образов.

В случае возникновения спора по поводу наличия или отсутствия творческого начала назначается экспертиза, результаты которой определяются судом. Например, не являются объектом авторс­кого права подготовленные и принятые правила нахождения в медицинском учреждении;

- творческий результат, который сам по себе нематериален, должен
выражаться в объективной форме. Не имеет значения, какая это
объективная форма, важно, чтобы она была содержательна и дава­
ла возможность воспринимать произведение третьим лицам, т.е.
содержание должно быть оформлено, а форма должна быть содер­
жательна. Произведение можно зафиксировать на любом носи­
теле (рукопись, пленка, аудио- и видеокассеты), а также выразить
через публичное произнесение или исполнение.

1 Представляется приемлемым суждение, что конкретный перечень признаваемых объектов интеллектуальной собственности обычно соответствует уровню развития общества. См.: Судариков С.А. Основы авторского права. Мн., 2000. С. 18.


Иногда требования, которые предъявляются для призна­ния творческого результата объектом авторского права, опре­деляет его форма. Так, для воспроизведения на сцене какого-то художественного произведения необходим сценарий.

Кроме того, объективная форма произведения должна не просто поддаваться восприятию третьими лицами, но и откры­вать возможность воспроизведения, причем способ воспроизве­дения не имеет значения.

Для признания произведения в определенной форме никакой регистрации или иного оформления, как правило, не требуется.

Таким образом, действующим законодательством установ­лено, что результат творческой деятельности может быть объек­том авторского права только в том случае, если он выражен в какой-либо объективной форме, т.е. речь идет об обнародова­нии произведения.

Обнародованное поизведение - это такое произведение, ко­торое доведено до всеобщего сведения путем его опубликова­ния, публичного исполнения, передачи по радио, телевидению и т.д. Для осуществления указанных действий необходимо со­гласие автора.

С обнародованием произведения возникают соответствую­щие правовые последствия. Произведение становится доступ­ным для восприятия: опубликованное произведение можно цитировать. Возникает право не только на заимствование, но и на возможность перевода на другой язык, подготовку сценария для театра (фильма) и т.д.

Иными словами, если до момента обнародования никто не имеет права использовать произведение без согласия автора, то после обнародования возможны случаи использования и без согласия автора (например, использование в учебном процессе, исполнение музыкального произведения и т.д.).

В то же время согласно действующему законодательству правовая охрана распространяется и на необнародованные про­изведения. Так, в п. 2 ст. 992 ГК сказано, что авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародо­ванные произведения, существующие в какой-либо объектив­ной форме:

- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);

— устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);


- звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, опти­ческой и т.д.);

- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и т.д.);

- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);

- в других формах.

Необходимо отметить, что Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» устная форма не при­знается объективной и исключена из охраны, т.е. произведе­ния, выраженные в устной форме, перестали охраняться. Это соответствует Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, в которой сказано, что произве­дения не подлежат охране, если они не закреплены в матери­альной форме. Но поскольку к объектам авторского права от­несены и компьютерные программы, то названным Законом введена такая форма существования произведений, как элект­ронная.

Более широко перечень объектов авторского права изло­жен в ст. 993 ГК. Итак, объектами авторского права могут быть:

1) литературные произведения (книги, брошюры, статьи и т.д.);

2) драматические и музыкально-драматические произведения, про­изведения хореографии и пантомимы, другие сценарные произ­ведения;

3) музыкальные произведения с текстом и без текста;

4) аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, ди­афильмы, другие кино- и телепроизведения);

5) произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и дру­гие произведения изобразительного искусства;

6) произведения прикладного искусства;

7) произведения архитектуры, градостроительства и садово-парко­вого искусства;

8) фотографические произведения и произведения, полученные спо­собами, аналогичными фотографии;

9) карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведе­ния, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;

10) компьютерные программы;

11) иные произведения.


Кроме перечисленных в п.-1 ст. 993 ГК, к объектам автор­ского права также относятся:

1) произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие пе­реработки произведений науки, литературы и искусства);

2) сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие со­ставные произведения, представляющие собой по подбору или рас­положению материалов результат творческого труда1 (п. 3 ст. 993 ГК).

Эти две группы объектов образуют соответственно произ­водные и составные произведения. Иными словами, кроме на­званных объектов авторского права, в силу принципа свободы творчества на основе имеющихся самостоятельных произведе­ний могут быть созданы новые, существенно от них отличаю­щиеся. Их называют производными. Чтобы эти произведения охранялись авторским правом, необходимо наличие результата творческого труда автора. Это могут быть обработки, вариации и т.п. музыкальных произведений, переработка произведений науки, литературы и искусства и т.д.

К числу объектов авторского права, как следует из пп. 2 п. 3 ст. 993 ГК, относятся также составные произведения. Со­ставное произведение предполагает включение в него других произведений или их частей, как правило, без личного участия авторов этих произведений. Важность и оригинальность со­ставного произведения определяют умело подобранные и пра­вильно расположенные входящие в него объекты. К числу та­ких произведений относятся: энциклопедии, справочники, хре­стоматии и т.д.2

Определяя эти две группы произведений, законодатель ус­тановил, что они охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают (например, подготовленный на базе какого-то произведения реферат охра­няется авторским правом).

В целом же, как следует из ст. 6 Закона «Об авторском праве и смежных правах», авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся

1 Более подробно о перечисленных объектах см.: Комментарий к
Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 кн. Кн. 2. С. 496-502.

2 О составных произведениях см.: гл. 41.3. Субъекты авторского права.


результатом творческой деятельности, независимо от назначе­ния и достоинства произведения, а также от способа его выра­жения.

Достаточно ярким подтверждением изложенного в Законе является пример из французской судебной практики, указыва­ющий на то, что закон не оценивая произведение, не взвешивая его ценность и достоинство, защищает его слепо: длинное или короткое, хорошее или плохое, полезное или опасное, плод ге­ния или просто продукт труда и терпения - всякое произведе­ние литературное или художественное подлежит защите1.

Действующим законодательством также установлено, что авторское право не распространяется на собственно идеи, мето­ды, процессы, способы, концепции, принципы, сообщенные от­крытия, изложенные факты, имевшие место и носящие инфор­мационный характер. Авторское право не распространяется также на подготовленные официальные документы, такие как законодательные акты, судебные решения, информационные спра­вочники (например, телефонный справочник), государственные символы и знаки (флаг, герб, денежный знак) и др.

3. Субъекты авторского права

Субъектами авторского права признаются лица - носители авторских прав. Можно выделить несколько категорий таких субъектов: автор произведения, его наследники, прочие право­преемники и государство.

Автор произведения - лицо, творческим трудом которого произведение создано. Он является основным, первоначальным носителем прав на произведение и обладает наиболее широ­ким кругом прав, связанных с произведением. Некоторые пра­ва могут принадлежать только автору. Гражданин становится субъектом авторского права с момента создания произведения. Для признания его субъектом авторского права не требуется какая-либо регистрация произведения или иное специальное оформление.

Согласно закону автору принадлежит также право на про­изведение, подготовленное им в порядке выполнения служеб-

1 Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. С предисловием Э.П. Гаврилова. М., 2002. С. 26.


ного задания в научной или иной организации. К служебным могут относиться и произведения с особым режимом охраны. Однако исключительное право на использование такого произ­ведения принадлежит лицу, с которым автор состоит в трудо­вых отношениях, если стороны в договоре не указали на отсут­ствие такого права. Если такое право принадлежит нанимате­лю на основании заключенного договора, то он должен выпла­тить автору вознаграждение1.

Как следует из Закона «Об авторском праве и смежных правах», суть служебного произведения заключается в том, что личные неимущественные права принадлежат автору служеб­ного произведения, а имущественные права на такое произведе­ние принадлежат нанимателю, если иное не установлено дого­вором между автором и нанимателем. В данном случае сфера действия автора несколько ограничена. Так, автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию на­нимателем.

Признание субъектами авторского права и предоставление правовой охраны их произведениям может зависеть и от граж­данства. Так, если автор (его правопреемник) является гражда­нином Республики Беларусь, его произведениям предоставля­ется охрана независимо от того, на территории какого государ­ства они были впервые обнародованы.

Если автор не является гражданином Республики Бела­русь, то за ним или его правопреемником авторское право при­знается прежде всего на произведения (а соответственно и пре­доставляется правовая охрана этим произведениям), впервые обнародованные, но находящиеся на территории Республики Беларусь в какой-либо объективной форме.

В соответствии с международными договорами с участием Республики Беларусь субъектами авторского права могут быть признаны и другие лица, произведения которых обнародованы или находятся в какой-либо объективной форме на территории иностранного государства.

Таким образом, если автор является гражданином страны -участницы международных конвенций или договоров по ав­торскому праву, то его произведению охрана предоставляется

1 По данному вопросу в литературе имеются и другие точки зрения. См. например: Судариков С.А. Комментарий к Закону Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». Мн., 2000. С. 203.


независимо от того, на территории какого государства оно об­народовано. Что касается охраны произведения иностранного автора, то он подлежит правовой охране на территории Респуб­лики Беларусь лишь в том случае, если это произведение впер­вые обнародовано на территории государства - участника меж­дународных конвенций или договоров по авторскому праву. Иными словами, к неохраняемым относятся произведения ино­странных авторов, не пользующихся охраной на территории Республики Беларусь.

В качестве субъектов авторского права могут выступать несовершеннолетние (малолетние) и душевнобольные. При этом несовершеннолетние от 14 до 18 лет осуществляют авторские права самостоятельно, а за малолетних до 14 лет и душевно­больных авторское право от их имени осуществляют родители, усыновители, опекуны, т.е. возраст создателя произведения и его дееспособность значения не имеют.

Автором произведения может быть одно лицо или несколь­ко лиц. Авторство нескольких лиц (соавторство) возникает при создании единого произведения совместным творческим трудом двух или более лиц. Соавторство может быть незави­симо от того, образует ли такое произведение неразрывное це­лое (например, произведения И. Ильфа и Е. Петрова, сказки братьев Гримм (Якоба и Вильгельма)) или состоит из частей, каждая из которых имеет также и самостоятельное значение (например, главы учебного пособия подготовлены различными авторами). Каждый из соавторов этого учебного пособия со­храняет за собой авторство на подготовленную им главу, име­ющую самостоятельное значение.

При подготовке совместного произведения требуется непо­средственное участие в творческом процессе (написание какой-либо части), а не оказание помощи в подборе литературы, ре­дактировании текста, его вычитке и т.п.

На признание лица соавтором объем подготовленного материала влияния не оказывает. Отношения между собой со­авторы могут определить путем соглашения. Если таковое от­сутствует, авторское право на коллективное произведение опре­деляется законодательством.

Соавторство, при котором каждый автор сохраняет за со­бой право на свою часть, получило в юридической литературе название раздельного. Когда же авторское право на произведе-


ние осуществляется всеми авторами, подготовившими его, то такое соавторство является нераздельным (если долю каждого автора в произведении выделить, по существу, невозможно).

При возникновении спора между соавторами вопрос разре­шается судом.

Субъектами авторского права являются также наследники автора, в том числе и на произведения, изданные за границей. К ним переходят все права авторов, кроме права авторства и права на имя. Они имеют право на опубликование, воспроизве­дение и распространение произведения, а также право на воз­награждение за использованные произведения в пределах, уста­новленных законодательством.

К числу субъектов авторского права относятся также про­чие, кроме наследников, правопреемники авторов - это лица, которые приобрели (как правило, по договору с авторами или их наследниками) некоторые авторские полномочия. Наслед­ники могут пользоваться авторским правом согласно Закону «Об авторском праве и смежных правах» в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Авторское право на использование произведений может принадлежать и государству, в частности, в порядке наследова­ния или если оно объявлено достоянием государства по исте­чении срока действия авторского права.

К числу лиц, на которых распространяется авторское пра­во, относятся и составители произведений, а произведения, под­готовленные ими, получили название составных. Авторское право принадлежит составителю на осуществленный им под­бор и расположение материалов. Для этого необходимо, во-первых, чтобы такие действия (подбор и расположение) состав­ляли результат творческого труда и, во-вторых, чтобы они не нарушали прав авторов тех произведений, из которых сделано заимствование для включения в составляемое произведение.

В некоторых случаях автором, имеющим первоначальное авторское право на составное произведение, может быть и юри­дическое лицо. В действующем законодательстве указаны про­изведения, которые могут быть объектом такого права, а также организации, которые могут выступать в качестве авторов -носителей авторского права на эти объекты. К числу таких произведений относятся научные сборники, энциклопедические


словари, журналы или другие периодические издания, а к числу субъектов, выпускающих такие произведения, - организации (издательства, выпускающие энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, различные периодические издания на компакт-дисках; организации, создающие базы данных и сборники компьютер­ных программ).

Согласно этим объектам в качестве соавторов выступают соответствующие организации. Например, в отношении науч­ных сборников составителем может выступать издательство. Но авторы произведений, включенных в подобные издания, со­храняют авторское право на результат своего труда.

4. Права авторов произведений науки, литературы и искусства

Создание произведения означает, что автор приобретает на него соответствующие права. Основные авторские правомочия определены в действующем законодательстве. К их числу от­носятся: право на обнародование произведения и его отзыв, воспроизведение, право авторства, право на имя, право на не­прикосновенность произведения, право на вознаграждение за использование произведения и некоторые другие. Одни из этих правомочий могут принадлежать любому субъекту авторского права, другие - лишь автору.

Существует деление правомочий на личные неимуществен­ные и имущественные (ст. 15 и 16 Закона «Об авторском пра­ве и смежных правах»).

К личным неимущественным правам относятся права: авторства, на имя, на защиту репутации автора, на обнародова­ние произведения и его отзыв, на опубликование, а к имуще­ственным - право автора на использование произведения.

Личные неимущественные права непередаваемы, неотчуж­даемы и действуют бессрочно. Имущественные же права могут быть переданы другим лицам и действуют в течение установ­ленного законом срока.

Право авторства, представляющее собой обеспеченную за­коном возможность считаться автором произведения и требо­вать выполнения этого права от других лиц, принадлежит только


автору произведения. Право авторства означает, что именно это лицо своим творческим трудом создало произведение, а не кто-либо другой. Оно не может быть отчуждено или передано другому лицу по какому-либо основанию. Право авторства не переходит и по наследству, т.е. оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.

Если право авторства существует независимо от использо­вания произведения, то право на имя существует только в свя­зи с его использованием. Автор, создавший произведение, имеет право определять имя, под которым осуществляется выпуск произведения в свет, а также его использование. Как правило, произведения публикуются с указанием подлинного имени ав­тора. В то же время автор вправе принимать решение об ис­пользовании произведения под своим именем, под условным (но не чужим) именем (псевдонимом) или без обозначения име­ни (анонимно). Право на имя также непередаваемо и принад­лежит только автору.

Что касается публикации произведения без указания име­ни автора (анонимно), то данный способ реализации права на имя используется довольно редко. Это связано, как правило, со спецификой издания произведения, например публикация не­значительных по объему материалов в справочной литературе.

Однако в некоторых случаях для признания авторского права обозначение имени является обязательным условием, например выставка фотографий сопровождается именем авто­ра, их создавших, как и произведения.

Как следует из изложенного, право авторства возникает в силу создания произведения. Однако при этом следует помнить, что законодательством установлена презумпция авторства. Так, согласно п. 3 ст. 9 Закона «Об авторском праве и смежных правах» при отсутствии доказательств иного автором произве­дения считается лицо, указанное в качестве автора на оригина­ле или экземпляре произведения. Иными словами, необходима обеспеченность доказательствами об авторстве. Нельзя, в част­ности, передавать подготовленные к опубликованию материа­лы другому лицу под предлогом того, что он якобы желает ознакомиться с ними с целью оказания помощи. Характерным в этом отношении является использование материалов, разме­щенных на сайтах в Интернет. В настоящее время не редки случаи использования некоторыми лицами чужих материалов из Интернет под своим именем. Если не указаны авторы этих


материалов, право авторства в случае возникновения каких-то обстоятельств будет на стороне лиц, использовавших эти мате­риалы.

Право на защиту репутации автора (неприкосновенность произведения) - одно из важнейших личных неимущественных прав автора. Оно означает, что без разрешения автора никто не может изменять название произведения, вносить изменения в произведение, сокращать его, снабжать предисловиями, после­словиями, комментариями и иными пояснениями, иллюстраци­ями и т.п., поскольку это может повлиять на его восприятие, а следовательно, способно нанести ущерб чести и достоинству ав­тора. Право на защиту репутации автора (неприкосновенность) включает также право автора вносить изменения и дополнения в свое произведение. Право на охрану неприкосновенности осу­ществляется после смерти автора его наследниками.

В то же время допускается без согласия автора и без вы­платы авторского вознаграждения, но с обязательным указа­нием автора произведения и источника заимствования цити­рование в научных, исследовательских, учебных и иных целях, использование отрывков из правомерно опубликованных про­изведений в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и теле­передачах, звуко- и видеозаписях учебного характера, воспроиз­ведение в газетах, сообщение для всеобщего сведения опубли­кованных в газетах и журналах статей по актуальным вопро­сам при условии, что такое цитирование, использование отрыв­ков ведется в оправданном (необходимом для этого) объеме, а такие воспроизведения, сообщения для всеобщего сведения по­мимо этого не запрещены автором (ст. 19 Закона «Об авторс­ком праве и смежных правах»).

Иногда произведения, в частности мемуары, пишутся по за­казу лица (идет описание, например, его биографии), которое обнародует такое произведение от своего собственного имени. Автора, пишущего для заказчиков, в таких случаях принято на­зывать гетеронимом (литературным поденщиком), а подготов­ленные им произведения в таких случаях - гетеронимными.

Право на обнародование произведения означает, что никто не может заставить автора обнародовать произведение помимо его воли. Иными словами, это право автора обнародовать или разрешить обнародовать свое произведение в любой форме.


Обнародование произведения - это его сообщение неопре­деленному кругу лиц. Оно может осуществляться различными способами: опубликованием, публичным исполнением, публич­ной демонстрацией произведений. Право на обнародование пред­ставляет собой право принять решение об обнародовании про­изведения любым из дозволенных способов. О том, есть ли необходимость, чтобы подготовленное автором произведение стало известно неопределенному кругу лиц, т.е. вышло в свет, решает сам автор. Ему же принадлежит право определить, в каком месте, каким способом и когда оно должно быть обна­родовано.

Произведение считается обнародованным, если оно издано, публично исполнено, публично показано, передано по радио или телевидению или каким-либо иным способом доведено до ши­рокой аудитории.

Закон предоставляет право автору отказаться от опубли­кования своего произведения. Если же оно уже было опубли­ковано (обнародовано), то автор имеет право дезавуировать дей­ствия по его доведению до всеобщего сведения, публично опове­стить об отзыве произведения (например, в связи с изменивши­мися обстоятельствами). При этом такой отказ должен обяза­тельно сопровождаться возмещением пользователю причинен­ных убытков в полном объеме, т.е. возмещением прямых убыт­ков и упущенной выгоды.

Права автора на использование произведения определены законодателем как исключительные права автора. Суть ис­ключительных имущественных прав^аключается в возможно­сти автора осуществлять или разрешать осуществление в отно­шении его произведения такие действия, как воспроизведение, распространение, прокат, импорт, публичный показ, передача в эфир, перевод и др.

Воспроизведение - повторное придание произведению объек­тивной формы, доступной для восприятия других лиц. Это и опубликование (издание книги), и воспроизведение уже опуб­ликованного произведения (например, переиздание книги). Вос­произведение может осуществляться и изготовлением копий фотокопированием (ксерокопированием) и т.д. Оно относится к числу основных имущественных прав.

Право на опубликование произведения означает, что ис­пользование произведения другими лицами возможно только


на основании договоренности с автором. В исключительных случаях законом допускается использование произведения без согласия автора.

Распространение заключается в реализации опубликован­ного произведения, публичной демонстрации ранее не воспроиз­водившегося произведения (картины на выставке); может быть в форме опубликования, но распространяться может и уже опуб­ликованное произведение.

В целом же право опубликования, воспроизведения и рас­пространения означает право распоряжаться произведением. Закон допускает переуступку этих правомочий другому лицу, в том числе и по договору, например издательству.

Носителю авторского права разрешено использование произведения не только в оригинале, но и в переводе на другой язык, а также путем переработки в указанных в законе случа­ях произведения одного жанра в другой, например повествова­тельного произведения в сценарий. При этом переводчику, сценаристу принадлежит авторское право на перевод или сце­нарий.

Автору предоставлено также право на депонирование ру­кописи. Это право отличается от права на опубликование. Де­понирование производится не любых произведений, а только научных работ по определенным отраслям знаний. При"депо-нировании несколько иначе выглядит порядок оформления и обнародования рукописи. Сдача и прием на депонирование ру­кописи рассматривается, по существу, как авторский договор. Сторона, которая приняла рукопись на хранение, обязана на основании поступивших заявок сделать копии всего или необ­ходимых частей произведения и распространить их. Иными словами, осуществляется воспроизведение и распространение ру­кописи. Депонирование рукописи приравнивается к опублико­ванию, но это не опубликование. Договоры, заключаемые на депонирование, являются безвозмездными.

Автору принадлежит право передачи экземпляров произ­ведения напрокат. Речь идет о передаче произведения (напри­мер, компьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстов музыкальных произведений) во временное пользование для извлечения прибыли.


Предоставленное законодательством право на импорт по­зволяет автору осуществлять контроль за ввозом экземпляров произведений, изготовленных за рубежом в форме материаль­ных объектов, на территорию действия его права, т.е. автору предоставлено право разрешать или запрещать импорт экземп­ляров произведения, в том числе изготовленных с его разреше­ния. При этом следует иметь в виду, что право на импорт распространяется только на экземпляры произведений в форме материальных объектов.

Право автора на публичный показ означает демонстрацию произведения в виде кинокадра, телекадра, в том числе путем представления слайда на экране с помощью технических средств.

Неотъемлемым правом автора является и его право на публичное исполнение, которое заключается в представлении произведения посредством, танца, игры и т.п.

К числу исключительных прав относится и право автора на размещение своего произведения в Интернет, т.е. никто не имеет права без разрешения автора разместить подготовленное им произведение в Интернет даже с целью доведения до всеоб­щего сведения.

К исключительному праву автора относится и право на перевод произведения на другой язык. Согласно закону пере­вод произведения на другой язык в целях выпуска в свет до­пускается не иначе, как с согласия автора или его правопреем­ников.

У переводчика возникает самостоятельное субъективное право на выполненный им перевод, поскольку это результат его творческой самостоятельности.

Основным имущественным правом автора является его право на вознаграждение за использование произведения. Воз­никает оно на основании заключенного договора об использо­вании созданного произведения. Однако в случаях, прямо пре­дусмотренных законом, использование опубликованного произ­ведения возможно и без договора с автором, но с обязательным указанием его имени и выплатой вознаграждения.

Использование произведения осуществляется приобретате­лями (издательствами, киностудиями, театрами и др.), которые производят выплаты авторского гонорара.


Имущественное право автора также связано с распростра­нением и продажей им экземпляров произведений любым способом, в том числе если произведение выполнено на матери­альном носителе, и со сдачей в прокат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.