Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

За­дачи изучаемого предмета




Анатомо-физиологические аспекты потребностей человека.

Каждый живой организм для того, чтобы жить, нуждается в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешний средой. Так, например, растение для своего нормального произрастания нуждает­ся в солнечном свете, тепле, влаге и питательных веществах, которые оно получает из почвы. Человек как биосоциальное существо также нуждает­ся для своей жизни и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешней средой, другими людьми, средства для удовлетворения своих нужд: воздух (кислород), пищу, воду, одежду, жилище, работу, книги, предметы потребления, развлечения и т.д. Ак­тивность каждой личности существенно зависит от потребностей, кото­рые необходимо удовлетворять. Следовательно, потребность - это нуж­да организма в чем-то, что лежит вне его, но при этом является необхо­димым компонентом его жизнедеятельности. Потребность является объ­ективной нуждой, необходимой для жизни и развития. Она предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия организма.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуж­дами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни. Человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений. Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет об­щественное производство. Изготовляя все новые и более совершенные предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей. Потребности человека формируются в про­цессе воспитания и самовоспитания, т.е. приобщения к миру человече­ской культуры.

По происхождению потребности разделяют на естественные (био­логические) и социальные (культурные). В социальных потребностях выражается отношение человека к накопленным социально-культурным ценностям. По предмету потребности бывают материальные и духовные, которые подразделяются потребности на низшие (органические или биоло­гические) и высшие: материальные и духовные (познавательные, эстети­ческие, в общении, труде).

Однозначной классификации потребностей, по-видимому, создано никогда не будет, поскольку потребности различных людей неодинако­вы. К тому же потребности человека развиваются: расширяются, специа­лизируются и гуманизируются.

Американский психолог А. Маслоу (1908-1970), изучая жизнь вели­ких людей и людей, сумевших добиться полной самореализации, создал оригинальную иерархическую (греч. hieros - священный + arche - власть; расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низ­шему) теорию потребностей.

Согласно этой схеме, процесс удовлетворения потребностей про­исходит по определенным уровням различными путями в следующей последовательности.

Самым первым уровнем потребностей, без удовлетворения кото­рых ничто другое невозможно и которые всегда вступают на первый план, являются физиологические потребности (в пище, воде, кисло­роде, сне, одежде, жилье, воспроизведении рода и т.д.). Вполне оче­видно, что при неудовлетворении указанных физиологических по­требностей будут нарушены присущие человеку закономерности жиз­ни (самообновление, саморегуляция, самовоспроизведение), способы реализации этих закономерностей (обмен веществ и энергии, гомеостаз, адаптация, наследственность, репродукция и др.) и жизнедея­тельность организма на различных уровнях (молекулярном, клеточ­ном, органном, системном) и в целом.

Вторым уровнем в иерархии человеческих потребностей является потребность в безопасности и защищенности (избежание опасности, защита от преступников, внешних врагов, от нищеты, обеспечение зав­трашнего дня, помощи при болезнях). Удовлетворение потребностей вто­рого уровня создает возможность для развития потребностей третьего уровня: потребностей в привязанностях, в хорошем отношении (в люб­ви, дружбе), в причастности к группе (быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются и т.д.).

Следует подчеркнуть, что большинство людей (свыше 90%) останав­ливается на удовлетворении социальных потребностей третьего уровня. Ес­ли потребности первых трех уровней удовлетворяются, то в поведении неко­торых людей могут возникать новые черты, невозможные прежде, а его по­требности достигают четвертого и пятого уровня. Это: потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании, компетентности, само­уважении), когнитивные (лат. cognoscere - знать) и эстетические потребно­сти (в порядке, справедливости, красоте, симметрии). Человек, достигший этого уровня потребностей, соглашается много и усердно работать, если это работа, которую он выбрал сам. Он будет стараться оценивать факты как можно более объективно, готовый к тому, чтобы стать непопулярным, если его взгляды не совпадают со взглядами большинства. Индивидуум будет принимать все большую и большую ответственность, избегая «разыгрывать комедию», чтобы спасти лицо.

Все эти действия способствуют развитию у индивидуума само­уважения и, что самое главное, превращает его в творческую лич­ность, интенсивно живущую тем, что преподносит жизнь, в личность, способную заботиться о других людях и о благополучии человечества. Он достигает, таким образом, вершины пирамиды потребностей – уровня самореализации. Следовательно, путь к полному раскрытию и осуществлению потенциальных возможностей человека открывается лишь после удовлетворения его главных насущных потребностей ка­ждого уровня рассматриваемой пирамиды.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.