КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение 1 страница. Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями
Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации (концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование) [15]. Основными принципами организации инновационных процессов являются: 1) пропорциональность – обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, обеспечение рабочих мест информацией, материальными и трудовыми ресурсами; 2) непрерывность – принцип рациональной организации инновационного процесса, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процесса; 3) параллельность – характеризует степень совмещения операций во времени; 4) прямоточность – характеризует оптимальность пути прохождения предметов труда, информации и т.п.; 5) ритмичность – характеризует равномерность выполнения отдельных инновационных процессов во времени. Контроль за инновациями на предприятии предполагает сбор и анализ информации о состоянии инновационной деятельности, выявление отклонений от установленных параметров, выяснение причин таких отклонений, подготовку и реализацию решений, направленных на достижение намеченных целей развития. Основными требованиями, предъявляемыми к проведению контроля инновационных процессов являются: 1) полнота проведения – ведение контроля по всем элементам, показателям, объектам системы инновационного менеджмента; 2) обеспечение динамичности – контроль показателей в динамике и использование результатов для прогнозирования на будущее; 3) обеспечение системности – контроль внутренних и внешних показателей инновационного менеджмента; 4) использование результатов контроля как фактора стимулирования качества труда [26]. Контроль имеет различные виды и характеристики и зависит от многих факторов. Основные виды и характеристики контроля представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Элементы контроля в инновационном менеджменте
Мотивация инновационной деятельности как функция менеджмента означает процесс стимулирования всех участников инновационной деятельности, направленный на достижение установленных целей развития инноваций. Мотивация включает все виды деятельности по разработке и реализации инновационных проектов. Средства на мотивацию могут подразделяться на две части: 1) на оплату всех расходов по проведению отдельных этапов разработки инновационного проекта; 2) на дополнительную оплату или премирование работников, участвующих в реализации инновационных проектов. Регулирование инновационных процессов – функция инновационного менеджмента по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на качество управленческого решения и эффективность инновационного менеджмента, принятию мер по доведению параметров инновационных процессов до новых требований потребителей. Главными факторами внешней среды, влияющими на качество и эффективность функционирования системы инновационного менеджмента являются: · темпы НТП; · новые требования потребителей; · политика поставщиков; · рыночная стратегия конкурентов; · государственная политика в области инновационной и внешнеэкономической деятельности; · инфраструктура рынка. Координация инновационной деятельности – функция инновационного менеджмента, связанная с установлением связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы инновационного менеджмента, оперативной диспетчеризации выполнения планов и заданий. Координация может осуществляться по выполнению любых функций, работ, между любыми элементами системы инновационного менеджмента или внешней среды. Для координации используются сетевые графики, оперограммы, документограммы, Internet, другие коммуникационные связи.
1.4. Модели инновационного менеджмента
В исследованиях по управленческим нововведениям выделяют две основные модели инновационного процесса: диффузную и внутриорганизационную модели. Диффузная модель характеризует развитие управленческих нововведений вне предприятия, а также на макроуровне, в пределах всей экономики. Этот процесс включает три этапа: создание, распространение (диффузия) и внедрение (использование) нововведения. Центральным здесь является взаимодействие нововведения с внешней средой, его распространение среди множества компаний, государственных учреждений. Параметры инновационного процесса: масштаб и скорость распространения конкретного нововведения. Они зависят от следующих факторов: 1) характера самих нововведений; 2) развитости сети коммуникаций между разработчиками и потребителями; 3) восприимчивости организаций к потребителям; 4) восприимчивости организаций к нововведениям. Темп распространения технических нововведений позитивно связан с прибыльностью и негативно - с величиной капитала, требуемого для его освоения. Управленческое нововведение проходит в своем развитии следующие стадии жизненного цикла: введение инновации; рост объема продаж; зрелость рынка сбыта; насыщение рынка сбыта; закат нововведения. На первой стадии жизненного цикла - введение новых методов управления - спрос на них незначителен, поставщиков немного. В основном - это авторы нововведения. С ростом осведомленности увеличивается объем услуг по освоению нововведения. Производителями становятся не только авторы, но и подражатели - фирмы, которые первыми освоили новые методы управления и теперь могут передать свой опыт другим организациям. На второй - рост объема продаж - потребителями нововведения становятся уже не единицы «передовиков», а значительное число корпораций, составляющие «раннее большинство» (первая половина компаний, внедривших нововведение). В целях получения повышенной прибыли консультанты модифицируют нововведение, приспосабливают к потребительскому спросу. Следует отметить, что большая реклама, сопутствующая стадии роста объема продаж, мода на нововведение по законам конкуренции вызывает к жизни «фальсификаторов», консультантов, которые предлагают свои услуги под маркой данного нововведения, нисколько не заботясь о том, соответствуют ли их услуги первоначальной идее новшества. Это одна из причин последующего снижения темпа роста сбыта нововведения и преждевременного наступления стадии зрелости. В этот период ужесточается конкуренция, распространяется практика заключения субконтрактов. На стадии зрелости рынка сбыта интенсивность коммуникационных потоков по поводу нововведения наиболее высока, что является результатом больших затрат на рекламу и стимулирование объекта своих услуг. Потребляют эти услуги фирмы, составляющие «позднее большинство» (вторая половина компаний, внедряющих данное нововведение). На стации насыщения рынка темп роста объема продаж падает. Это происходит, прежде всего, потому, что многие компании уже обладают достаточным потенциалом для разработки и внедрения данного новшества. Некоторые организации пытаются диверсифицировать свою деятельность и освоить новые методы, процессы, изделия. На стадии заката нововведения продолжают свою деятельность главным образом те фирмы, которые стали ведущими. В качестве потребителей выступают организации, которые являются самыми консервативными с точки зрения новаций в области управления [4]. Внутриорганизационная модель инновационного процесса характеризует использование нововведения в отдельно взятой компании или государственном ведомстве. Она включает шесть фаз: 1) определение потребности в нововведении; 2) сбор информации; 3) предварительный выбор нововведения; 4) принятие решения о внедрении; 5) процесс внедрения; б) институциализация (длительное использование нововведения). Первые две фазы, как правило, протекают одновременно, выполняются компаниями параллельно, так как в большинстве организаций имеются специальные структуры, разработаны соответствующие механизмы, которые анализируют текущую деятельность предприятия, выявляют его сильные и слабые стороны, определяют потребность в инновациях, собирают о них информацию или сами разрабатывают необходимые нововведения. Предварительный выбор нововведения осуществляется на основе системы характеристик, позволяющих всесторонне оценить перспективность нововведения. Принятие решения о внедрении нововведения (четвертая фаза инновационного процесса) зависит от восприимчивости организации к новшествам, которая измеряется временем внедрения конкретного нововведения и общим их числом, принятым к освоению в данной организации к определенному моменту времени. Чем раньше достигнуто решение о внедрении и чем больше освоено нововведений к определенному моменту времени, тем выше восприимчивость организации к инновациям. Процесс внедрения предполагает следующие условия: формулирование однозначно определенных целей и задач применения нововведения; распределение обязанностей среди различных подразделений и должностных лиц; выработку стандартов (показателей) исполнения, характеризующих степень достижения поставленных целей и решения задач; контроль с помощью этих стандартов и показателей за ходом внедрения новшеств. Институциализация управленческих нововведений (последняя фаза внутриорганизационной модели инновационного процесса) состоит в длительном и эффективном использовании нововведения, в результате чего новшество утрачивает свою новизну и превращается в рутину.
1.5. Жизненный цикл нововведений
Жизненный цикл нововведения представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от замысла и исходных требований к новым изделиям до окончания их эксплуатации. Жизненный цикл продукта может быть: · полным – охватывает все виды работ и их продолжительность; · неполным – отличается от полного по временному и объемному параметрам; · частным – характеризуется показателями отдельной стадией жизненного цикла, например, разработки, изготовления, эксплуатации. Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той или иной инновации. Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными этапами. Жизненный цикл инноваций состоит из ряда стадий, на которых идея трансформируется в новый товар, новую технику, способную удовлетворить требования покупателей. Начальной стадией жизненного цикла являются научно-исследовательские работы (НИР), которые проводятся по единому техническому заданию (ТЗ). Техническое задание – это обязательный документ для начала НИР. В нем определяются цель, содержание, порядок выполнения работ и способ реализации результатов НИР [15]. Научно-исследовательский процесс состоит из следующих этапов: 1. Разработка ТЗ; 2. Выбор направлений исследований; 3. Теоретические и экспериментальные исследования; 4. Обобщение и оценка результатов. Научные исследования – это фундаментальные, поисковые и прикладные теоретические исследования; экспериментальные исследования и проверка. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи. Прикладные исследования направлены на изучение путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Опытные работы – вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление и обработку опытных образцов, новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, аппаратуры, приборов, установок и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок. Результатами подобных исследований выступают открытие частных и всеобщих законов или закономерностей, появление новых материальных объектов или веществ. Второй стадией жизненного цикла являются опытно-конструкторские работы (ОКР). На этой стадии разрабатывается техническая документация: · техническое предложение; · эскизный проект; · технический проект; · рабочая конструкторская документация. Результатом опытно-конструкторских работ является опытный образец нового технического объекта, либо новый технический процесс. Разработка нового изделия завершается после устранения недоработок по замечаниям приемочной комиссии и утверждения акта приемки опытного образца, партии [4]. Подготовка производства является следующей стадией жизненного цикла инноваций, которая состоит в постановке продукции на производство и включает мероприятия по организации производства нового изделия или освоения его другими предприятиями. Установочная серия или первая промышленная серия изделий, изготавливается для проверки способности данного производства обеспечить промышленный выпуск продукции в соответствии с требованиями научно-технической документации и потребителей. Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, а также подготовка производства относятся к предпроизводственным стадиям жизненного цикла инноваций. Здесь формируется изделие, его качество, закладывается технический уровень изделия, его прогрессивность. Следующей стадией жизненного цикла является производство созданного изделия в соответствии со сформированным портфелем заказов. Завершающая стадия жизненного цикла состоит в эксплуатации (для изделий длительного потребления) или потреблении (для сырья, топлива и т.п.) заказчиком или потребителем. Жизненный цикл продукта характеризуется временными и экономическими параметрами. Экономические параметры характеризуются объемными, затратными и качественными показателями, которые находятся в тесной взаимосвязи. К объемным параметрам относятся длительность выпуска и эксплуатации продукта. Параметры качества продукции, работ и услуг, а также объем их производства формируют затраты экономического характера нового продукта. Продолжительность жизненного цикла изделия в каждый конкретный период научно-технического развития определяется физическим и моральным сроком старения техники. Выделяется жизненный цикл нововведения-продукта и нововведения-процесса. Применительно к нововведению - процессу содержание жизненного цикла несколько отличается и включает: · зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества; · освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производных изменений; · диффузию - распространение нововведения, тиражирование, многократное повторение на других объектах; · рутинизацию - нововведения, реализующиеся в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов. Оба вида жизненных циклов различны по временным диапазонам и по сути. Например, рутинизация нововведения - процесса может наступить, а новый продукт еще не устареть или наоборот новое изделие может морально устареть, а нововведение еще не начаться. В результате немало научной продукции не находит применения. Приведенные жизненные циклы объединены общим понятием – «инновационный процесс». Основное их отличие состоит в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, а в другом - процесс ее реализации [18]. Под инновационным процессом следует понимать последовательную цепь работ, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в практической деятельности. Инновационный процесс можно представить как систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению, коммерциализации и диффузии инноваций. Инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, вариантностью и носят вероятностный характер.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что понимается под инновационным менеджментом? 2. В чем проявляется сущность и содержание инновационного менеджмента? 3. Назовите причины появления инновационного менеджмента? 4. Какие модели инновационного менеджмента Вы знаете? 5. Назовите и раскройте содержание основных функций инновационного менеджмента? 6. Что понимается под инновациями? 7. Какие стадии жизненного цикла инноваций Вы знаете? 2. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ
2.1. Государственное управление инновационными процессами
Государственное управление инновационными процессами реализуется посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы участников инновационной сферы посредством следующих инструментов: 1. Государственной инновационной и научно-технической политик; 2. Федеральных целевых программ, балансов и моделей оптимизации экономических процессов; 3. Государственных заказов и контрактов; 4. Системы экономических стимулов и рычагов (схемы финансирования, налоговые льготы, предоставление гарантий при заимствовании денежных средств и т.д.). Основными функциями государственных органов при управлении инновационной деятельностью являются: - аккумулирование финансовых средств на НИОКР; - координация инновационной деятельности; - стимулирование инновационной деятельности; - контроль за исполнение законодательных актов в инновационной сфере; - регулирование международных аспектов инновационной деятельности; - обеспечение социальной и экологической направленности инновационных процессов. Основной целью государственного управления инновационной сферойявляется создание благоприятного инновационного и инвестиционного климата для реализации государственных приоритетов научно-технического и инновационного развития. Реализация поставленной цели предполагает решение следующего комплекса задач:
- становление и расширение государственной поддержки инновационной деятельности; - создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты прав инноваторов и авторских прав, системы охраны интеллектуальной собственности; - кадровое обеспечение инновационной деятельности; - формирование инновационной инфраструктуры; - привлечение финансовых средств из федерального бюджета через систему софинансирования федеральных инновационных программ и конкурсов; - развитие системы информационного обеспечения инновационной деятельности; - содействие развитию рынка инновационных проектов; - развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных и финансовых средств, направляемых на создание и внедрение наукоемких технологий. Методы государственного регулирования инновационнойактивности: 1. Выделение финансирования на реализацию отдельных инновационных проектов и программ; 2. Выдача грантов научным сотрудникам и организациям; 3. Предоставление бюджетных ссуд на реализацию инновационных программ и проектов; 4. Предоставление гарантий и поручительств при банковском финансировании реализации инновационных проектов и программ; 5. Создание бюджетных и внебюджетных фондов поддержки инновационной деятельности; 6. Организация проведения конкурсов инновационных проектов; 7. Выдача рекомендательных писем инициаторам инновационных проектов для предоставления их инвесторам; 8. Представление интересов инновационно активных организаций в зарубежных организациях. Формы государственной поддержки инновационной деятельности включают: - прямое финансирование; - предоставление бесплатных банковских ссуд; - создание венчурных инновационных фондов; - снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; - отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям; - реализация права на ускоренную амортизацию оборудования; - создание сети технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов и т.д. Мерой государственного управления инновационной сферой является разработка и последующая реализация федеральной научно-технической и инновационной политики. Основополагающим документом, регулирующим условия реализации государственной научно-технической политики, является Федеральный Закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. №127-ФЗ (в ред. от 24.12.2004 г.). Законом установлено, что основными целями государственной научно-технической политики являются: 1) развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала; 2) увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства; 3) реализация важнейших социальных задач, улучшение экологической обстановки и обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства; 4) повышение конкурентоспособности продукции, Федеральная инновационная политика направлена на: 1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок; 2) формирование национальной инновационной системы; 3) интеграция науки и образования; 4) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса; 5) создание правовых и экономических условий для повышения инвестиционной активности инновационной деятельности; 6) обеспечение национальной государственной поддержки инноваций, способствующих росту конкурентоспособности инновационной продукции на внутреннем и внешнем рынках; 7) содействие межрегиональному и международному трансферту технологий, инвестиционному сотрудничеству и защите интересов национального инновационного предпринимательства; 8) совершенствование государственного регулирования в области развития науки и технологий; 9) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности; 10) развитие международного научно-технического сотрудничества. Основными документами, регламентирующим порядок проведения государственной инновационной политики, являются проект ФЗ «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политики», от 01.12.99; Концепция инновационной политики РФ на 2005-2010 гг., разработанная и одобренная Правительством РФ. Государственная инновационная политика – часть государственной социально-экономической политики, направленной на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она определяет характер инновационного развития на федеральном уровне, намечает пути совершенствования инновационной деятельности регионов и представляет собой сплав научно-технической и промышленной политики. Инновационная политика обосновывает: - создание благоприятной экономической и правовой среды; - формирование общегосударственной инновационной стратегии развития инновационной деятельности; - совершенствование механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научных исследований и экспериментальных разработок; - развитие кооперации между научными организациями и промышленностью; - разработку механизмов мониторинга инновационной деятельности. Основные направления государственной инновационной политики: - разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов её стимулирования; - создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоноспособности и экспорта наукоемкой продукции.; - развитие инфраструктуры инновационного процесса, включая систему информационного обеспечения, систему экспертизы, финансово-экономическую систему, производственно-технологическую поддержку, систему сертификации и продвижения разработок, систему подготовки и переподготовки кадров; - развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности; - совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ; - реализацию критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовывать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов. Неотъемлемой частью государственной инновационной политики является формирование национальной инновационной системы – совокупность взаимодействующих субъектов государственного и негосударственного секторов экономики, осуществляющих инновационную деятельность на основе экономических и институциональных механизмов. Национальная инновационная система призвана обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны. Формирование национальной инновационной системы потребует: - совершенствования механизмов взаимодействия между участниками инновационного процесса, включая организацию взаимодействия государственных научных организаций и государственных высших учебных заведений с промышленными предприятиями, в целях продвижения новых технологий в производство, повышения квалификации производственного персонала; - проведения действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты; - создания и развития объектов инновационной инфраструктуры (инновационно-технологических центров, технопарков и т.п.), сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействия созданию и развитию научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
2.2. Особенности управления инновационными процессами в регионе
Управление инновационными процессами в регионах регламентируется региональной нормативно-правовой базой, которая определяет основные положения инновационной политики области. Так, например, в Воронежской области приняты: * Закон Воронежской области от 11.12.2003 № 68-ОЗ «Об инновационной политике на территории Воронежской области»; * Закон Воронежской области от 15.05.2002г. №27-ОЗ «О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области»; * Программа «Развитие инновационной деятельности в промышленности Воронежской области на 2005-2008 год». * Концепция развития промышленности Воронежской области на период до 2015 года. Закон «Об инновационной политике на территории Воронежской области» определяет состав субъектов инновационной деятельности; цели, задачи и основные принципы государственной (областной) инновационной политики; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления; права и гарантии субъектов инновационной деятельности; формы и методы государственного (областного) регулирования инновационной деятельности; порядок финансирования инновационных процессов. Согласно ему целями областной инновационной политики являются: 1) обеспечение населения области высокотехнологичной продукцией; 2) создание региональной инновационной системы; 3) содействие повышению инновационной активности на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства; 4) обеспечение правового регулирования и зашиты интересов участников инновационной деятельности; 5) содействие развитию конкурентной среды в инновационной сфере, поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства; 6) формирование современной эффективной инновационной инфраструктуры. Принципы государственной (областной) инновационной политики: 1. Ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада; 2. Сочетание государственного (областного) регулирования инновационных процессов с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности; 3. Признаки науки социально значимой отраслью, определяющей уровень производительных сил общества; 4. Гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе инновационных программ и проектов, реализация которых осуществляется на конкурсной основе;
Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |