Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Асимметрия




Симметрия

Симметрией мы называем одинаковое расположение частей по отношению к плоскости или линии. Наибольшее распространение в архитектуре получила зеркальная симметрия (симметрия левого и правого). В этом случае одна половина сооружения является как бы зеркальным отражением другой. Воображаемая плоскость, делящая форму на две равные части, называется плоскостью симметрии. Проекция плоскости симметрии (центральная ось фасада) определяет обычно размещение главного входа и самой высокой точки сооружения.

Симметрия не может быть оправдана, если построение плана сделано без учета реальных жизненных процессов. Не может быть оправданием симметрии и одинаковое по отношению к оси расположение неравнозначных помещений (например, симметрия общей комнаты и встроенного гаража).

Симметрия объединяет композицию. Расположение главного элемента по оси подчеркивает его значимость, усиливает целостность композиции. Каждая деталь в симметричной системе (оконный проем, дверь) существуют как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря двойственности отдельных элементов сооружение «читается» целиком даже при восприятии с одной стороны.

Применение симметрии в архитектуре должно быть связано с целесообразностью организации бытовых процессов и логикой конструкций. Симметричные формы производят впечатление волевой организованности, величественности, поэтому симметрия сковывает, навязывает условности не только форме здания, но и людям, которые в нем находятся.

В жилом доме трудно соблюсти полную симметрию. Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называет дисимметрией. Дисимметрия — широко распространенное явление в живой природе. Человек тоже дисимметричен, несмотря на то, что очертания его тела имеют ось симметрии. Дисимметрия сказывается в неточном повторении относительно оси черт лица, расположении сердца, многих других органов. В архитектуре дисимметрия также вызвана функциональной целесообразностью, но подчеркивание неравенства обладает еще и эмоциональным эффектом. Любое отклонение, отсутствие даже мелкой детали нарушают равновесие и порождают напряжение во всей системе.

Асимметрия — отсутствие симметрии при организации пространственной композиции. Единство асимметричной системы достигается не тождеством частей и их расположения, а зрительным равновесием.

Соподчинение частей — основное средство организации асимметричной композиции. Подчинены общей закономерности не только размеры и пластика объемов, но и открытые пространства между ними.

Композиционная связь частей строится относительно оси равновесия, а не оси симметрии.

Применение асимметрии при решении композиционных задач обусловливается желанием уйти от торжественной строгости и придать сооружению более живописный характер. Асимметрия — общая особенность композиций зданий, возводимых за несколько строительных периодов, что характерно для жилища. Симметрия, как правило, ограничивает последующее развитие (пристройки возможны лишь по оси или симметрично с двух сторон). При асимметричной композиции такое положение не обязательно, т.к. в ней допускается сосуществование разнохарактерных элементов. Такая гибкость позволяет в органическом единстве с существующим объемом здания возводить новые постройки, не придавая им характер существующих. Асимметрия связана с образным выражением «динамизма», движения формы во времени и движения процессов внутри нее.

Направленность, динамизм композиции — важное средство организации жизненных процессов. Ось — главное направление движения. Взаимное равновесие частей по сторонам оси сдерживает движение в иных направлениях. В помещениях, где преобладающим размером является высота, открытая взгляду вертикальная ось может создавать впечатление устремленности ввысь столь же энергично, как и горизонтальная, подсказывающая путь. Эмоция от горизонтальной оси становится особенно ясной благодаря тому, что мы действительно можем двигаться во влекущем направлении. Поэтому устремленное вверх пространство создает ощущение легкости, вытянутое - движение в заданном направлении, а равновеликое — ощущение статики, покоя.

Симметрия — одна из распространенных форм проявления ритмического начала в архитектуре, она присутствует практически в любом архитектурном сооружении, если не в общем построении композиции, то в ее деталях и частях. Симметрия — это одинаковое расположение равных частей по отношению к плоскости или линии.

В архитектуре наиболее распространен простейший вид симметрии — зеркальная. В композиции жилого дома часто существует несколько плоскостей симметрии: одна — является плоскостью симметрии для всей композиции в целом, а остальные — частные, соответствующие отдельным членениям здания.

Асимметрия — отсутствие симметрии — применяется наряду с симметрией. Это два противоположных метода организации пространственной формы в архитектуре. В современной архитектуре чаще встречаются композиции со смешанной организацией построения, состоящие как из симметричных, так и несимметричных зданий, образующие асимметричный ансамбль. Выбор приема зависит от ряда причин — функциональных требований, особенностей генерального плана или участка, окружающей среды, задач образной выразительности.

Элементы симметрии всегда содержатся в асимметричной композиции. Это относится не только к частностям и деталям, как оконные и дверные проемы, которые в современной архитектуре бывают также асимметричными, но и к более крупным частям или к общей схеме построения.

Соподчиненность частей — основное средство объединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется в соотношении размеров, расстановке силуэтных и пластических акцентов, в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания, расположение которых не совпадает с геометрическим центром. Композиционная связь частей строится относительно оси равновесия, а не оси симметрии.

Как правило, построение асимметричных композиций требует более контрастных отношений, чем симметричные.

Архитектурные построения совершенно не терпят «полусимметрии», которая всегда воспринимается как ошибка. Это относится к членениям фасада и объемной формы, а также к архитектуре интерьеров; в композиции планов допустима и широко распространена дисимметрия.

Диссимметрия — нарушенная, частично расстроенная симметрия. В жилом доме трудно соблюсти полную симметрию. Диссимметрия жилого дома, отсутствие даже мелкой детали, нарушает равновесие и порождает напряжение во всей системе, привлекает к себе внимание. Свободное расположение деталей в пределах симметричной схемы обычно для русского народного зодчества и придает особенную привлекательность и индивидуальность его произведениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 2802; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.