Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тектоника




ЛЕКЦИЯ III

Приёмы и средства построения архитектурной композиции

При проектировании архитектурного сооружения используют ряд композиционных художественных приемов и средств для обеспечения гармоничной связи всех его частей и достижения наибольшей художественной выразительности как отдельного здания, так и всего комплекса. К таким приёмам и средствам относят: тектонику, ритм и метр, пропорции, масштаб и масштабность, тождество, нюанс и контраст, симметрия и ассиметрия и др. Одна из специфических задач работы архитектора – как можно лучше понимать и как можно убедительнее и ярче выражать на языке перечисленных художественно-конструкторских средств целостность и красоту проектируемых зданий.

Основными пластическим и важнейшим композиционным средством решения архитектурного замысла в архитектуре является тектоника. Не представляя сути вопросов тектоники, сложно успешно решать задачи архитектурного формообразования. Архитектурная форма отражает особенности её конструктивной основы: параметры, геометрические и физические свойства, работу несущих элементов, соотношения несущего и несомого, организацию конструкционных материалов. Со всем этим связано понятие «тектоника».

Термин «тектоника» введен историком античного зодчества Карлом Беттихером в 1844 году.

Тектоника – выражение в архитектурной форме работы конструкции.

Тектоника есть пластически опосредованная — с целью определенного эмоционального воздействия на человека — конструкция.

Тектоника – это конструктивно-пространственная структура, строение здания (сооружения), реальная взаимосвязь несущих и несомых элементов конструкций».

Тектоника архитектуры – это художественная логика, ясно читаемая структура, где на основе композиционных средств – ритма, гармоничных пропорций, контрастов пластики и цвета, богатстве нюансов – создаются выразительные архитектурные формы.

Тектоника в архитектуре означает пластическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью или художественно осмысленное внешнее выражение конструкции и работы материала. Тектоника архитектурного сооружения обусловлена расположением и соподчинением его частей, вытекающим из общей конструктивной структуры здания.

Тектоника показывает художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания. Она всегда связана с конструктивной основой здания, но не тождественна (не подобна) ей. Она проявляется в результате творческого художественного осмысливания и истолкования конструктивных форм, в процессе которого здания приобретают образную выразительность, представляющую собой самостоятельную художественную ценность.

Через взаимосвязи «материал-конструкция-форма» во всех их проявлениях тектоника отражает:

- организацию материала в конструктивных элементах и форме;

- логику конструктивного взаимодействия элементов структуры;

- конструктивные качества формы (прочность, жёсткость, устойчивость, надёжность, эффективность);

- характер действующих нагрузок и распределение усилий;

- технологические особенности конструкций;

- характеристики формы (целостность, упорядоченность, пластичность, масштабность и др.).

Архитектурная традиция сформировала тектонику стеновых конструкций, тектонический порядок стоечно-балочной конструкции в виде ордерных систем, тектонику каркасных сооружений, тектонику сводчатых и современных пространственных конструкций. Подчеркивая работу конструкции, ее пластику, ритм, выявляя присущие ей пропорциональные соотношения, ее модуль, архитектор добивается определенного эстетического воздействия.

Отличие же тектоники от конструкции состоит в том, что конструкция представляет собой инженерное содержание понятия, в то время как тектоника обозначает для архитектора более общий смысл работы конструкции.

Информативность формы зависит от следующих факторов: функции, конструктивных особенностей, меры сложности объекта и условий восприятия (комфортности обзора).

Конструктивные особенности формы с точки зрения информативности зависят, прежде всего, от её раскрытости-закрытости. Чем больше обозрима форма, тем она информативнее и тем больше предпосылок создания наиболее полной тектоничности.

Степень информативности формы может быть в различных количественных и качественных состояниях, отсюда – форма может обладать различными свойствами и вызывать у зрителя различные эмоции и впечатления (таблица 2).

Язык тектоники – это совокупность средств, приёмов и элементов информативности архитектурных форм, наглядная образно-ассоциативная форма выражения, обобщения и кодирования информации о существенных физических и функциональных свойствах объектов архитектуры.

Язык тектоники архитектурной формы включает в себя такие компоненты, как визуальный образ-знак и его смысл (значение), которые в процессе восприятия порождают эмоциональную реакцию и эстетическую оценку, как показатель целесообразности. Некоторые, часто применяемые образы-знаки «словаря» тектоники и их вероятный для большинства людей смысл и эмоциональное содержание приведены в таблице 3.

Современный инженер-конструктор должен задумываться над скелетом сооружения или здания конструктивно оно или нет. Архитектор же задумывается тектонично оно или нет, т.е. соответствует ли архитектурная форма техническому смыслу постройки.

Конструкция является нераздельной частью формообразования в архитектуре.

Сегодня часто допускается вольное обращение с конструкцией, забвение конструктивной логики.

В современных тектонических стоечно-балочных системах противоборство несомого и несущего иногда достигает такого драматического предела, когда только свет и цвет в состоянии ослабить эмоциональное напряжение. Большая высота решетчатых или монолитных балок часто производит неприятное впечатление.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 11579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.