Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие формы и пространства. Виды пространства




Пространство и форма как базовые категории архитектурной композиции, их эволюция в истории развития мировой культуры

ЛЕКЦИЯ II

В любых своих действиях по организации среды обитания архитектор имеет дело с формами и трехмерным пространством.

ФОРМА (лат. Forma – форма, вид, образ) – рассматривается как очертание, внешний вид, контуры предмета. ФОРМА в архитектуре – это геометрический объект, построенный по законам эвклидовой геометрии (хотя современная архитектура начинает выходить за ее формат). В архитектурной композиции форма уже участвует не только как отдельная плоская или объемная геометрическая фигура, а в большей степени, как их комбинация или сопряжение.

Форма – это характеристика, которую мы воспринимаем зрительно, она непосредственно влияет на создание определенного впечатления. В связи с этим важно знать, что форма здания может быть разной:

одни формы образованы параллельными и перпендикулярными плоскостями: это куб и параллелепипед;

в других плоскости пересекаются под разными углами: пирамида, призма, многогранник;

третьи образованы вращением криволинейных плоскостей: конус, цилиндр, шар.

Эти перечисленные формы относятся к первичным

Чаще всего в архитектуре используются формы, образованные параллельными и перпендикулярными плоскостями. Это происходит из-за того, что такие соооружения максимально удобны для внутреннего заполнения.

Формы могут быть правильные и неправильные. Правильными формами считаются то, части которых соотносятся друг с другом согласно определенной последовательности и порядку. Они, как правило, уравновешенны и симметричны по одной и более осям. Неправильными формами считаются те, которые имеют разные по характеру части, не имеющие никакой последовательности в связи друг с другом. Они в целом асимметричны, более динамичны, чем правильные. Поскольку архитектура оперирует и сплошными массами, и полыми пространствами, правильные формы могут быть вписаны в неправильные и наоборот.

Основные объемные формы могут трансформироваться путем манипуляции с дним или несколькими измерениями, добавлением или изъятием тех или иных элементов.

Трансформация изменений. Форма может трансформироваться по одному или нескольким измерениям и при этом сохранять свою идентичность определенному классу форм. Например, при изменении высоты, ширины или длины куб может трансформироваться в сходные призматические формы; он может сжаться до плоскости или вытянуться в линию.

Трансформация формы на основе дефрагментации. Форму можно преобразить, изъяв из нее часть объема, в зависимости от величины изъятой части форма может либо сохранять свою изначальную тождественность, либо трансформироваться в другой класс формы. Например, куб может сохранять само идентичность, даже лишившись какой-либо части, или полностью преобразоваться, превратившись в совокупность правильных многоугольников, приближающуюся по форме сфере.

Трансформация формы на основе присоединения. Форма преобразуется от добавления элементов к объему. Сохранение или изменение идентичности исходной формы зависит от количества и относительных размеров присоединяемых элементов, а также от характера самого способа.

Дополнительные виды трансформации основных объемных фигур. С удлинением по оси сфера может принимать разнообразные овальные и эллиптические формы. Пирамиду можно трансформировать, изменяя размер основания, высоты и смещая центральную вертикальную ось. Куб можно преобразовать в призматические формы, укорачивая или удлиняя высоту, ширину или глубину.

Дефрагментированная форма. Человек стремится к упорядочиванию форм, попадающих в наше поле зрения. Если какая-либо из основных фигур частично скрыта от глаза, мы мысленно «достраиваем» ее форму и представляем себе ее в целом: ум восполняет то, чего глаз не видит. Правильные объемы с изъятыми из них фрагментами сохраняют самоидентичность: мы воспринимаем их как неполное целое, относимо к этим искаженным формам как к дефрагментированным.

Форма зданий реализуется на трех уровнях:

внутренняя форма — объемно-пространственная структура — построение плана и разреза здания на основе компоновки требуемых элементов здания

внутренняя форма — инженерно-конструктивная структура — построение несущих и ограждающих конструкций в связи с типом здания;

внешняя форма — фасады и интерьеры здания

Человек оценивает мир визуально, сопоставляя его свойства: плоскостность, объемность, глубину и свое положение по отношению к части этого мира: внутреннее или внешнее. Визуальные впечатления формируют представления о различных видах пространства как объектах проектирования.

В первую очередь воспринимаются размеры и форма (выступают как основные свойства пространства) ограничения пространства. Жители городской среды склонны дифференцировать обитаемое пространство по архитектурным категориям, соответствующим его размерным градациям. Иерархию возглавляет:

суперпространство — город с его застройкой и коммуникационными артериями;

в качестве среднего пространственного звена — мезопространства — воспринимаются жилые, общественные и производственные комплексы, образующие функционально обособленные целостности; к мезопространству можно отнести и те части пространства зданий, которые являются буферными при переходе к внешней среде (улице);

наконец, к подпространству относятся несколько масштабных градаций объемного членения здания: крупные залы, рабочие помещения для служащих, гостиная в доме, рабочий уголок школьника. Каждый из этих видов пространства имеет свои специфические формы архитектурной организации, особенности как объекта проектирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 3039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.