Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Либеральные реформы 60-х - 70-х гг. XIX в




План

 

1. Крестьянская реформа 1861 г.

2. Реформы 1863-1874 гг. и их историческое значение.

 

 

1. Эпоха 60-х – 70-х гг. XIX в. – переломный период отечественной истории. Развитие буржуазных отношений в недрах феодально-крепостнической системы к концу 1850-х гг. привело к структурному кризису в российском обществе и заставило самодержавную власть пойти на либеральные преобразования. Эти преобразования современными историками названы Великими реформами Александра II (1855-1881). Из всех преобразований 60-х - 70 - х гг. XIX. Главным является крестьянская реформа 1861 г., отменившая крепостное право и давшая мощный импульс развитию капитализма. Для понимания сути проводимого царским правительством внешнеполитического курса необходимо рассмотреть основные предпосылки крестьянской реформы.

В последние десятилетия перед реформой 1861 г. углубились социально экономические процессы разложения крепостничества. Возможности крепостного хозяйства уже на исходе первой четверти XIX в. были исчерпаны и оно вступило в полосу глубокого кризиса.

Крепостное право стало серьезным тормозом развития промышленности, торговли и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства, базировавшиеся на подневольном крестьянском труде, все более приходили в упадок. Кризис в первую очередь затронул барщинные имения, в которых к середине XIX в. находилось более 70% крепостных крестьян и выразился в заметном падении производительности барщинного труда. Кроме того, начиная с 20 х гг. XIX в. повсеместно растут недоимки в оброчных имениях.

Показателями упадка помещичьих хозяйств был рост задолженности помещиков кредитным учреждениям и частным лицам. Распространенным явлением стало закладывание помещиками своих «крепостных душ». Если в начале XIX в. помещиками было заложено 5% крепостных крестьян, то к 1859 г. – 65%.

Помещичьи имения, чьи хозяева не могли расплатиться с долгами, продавались с аукциона. К 1833 г. из 127 тыс. дворянских семей 18 тыс. уже не имели крепостных, а к 1859 г. число семей, лишившихся крепостных крестьян, увеличилось до 27 тыс. Сумма долга помещиков, заложивших свои имения, только в государственных кредитных учреждениях достигла 425 млн. руб., что в два раза превосходило годовой доход в бюджете страны.

Другой причиной, заставившей правительство пойти на реформу, стало нарастание социального протеста крестьянства, выразившееся в крестьянских бунтах. За первую четверть XIX в. было зарегистрировано в среднем по 26 крестьянских волнений в год, за вторую четверть – 43, а за последнее десятилетие перед реформой: убийства помещиков и управляющих имениями, распространение слухов о воле, заведомо плохое выполнение барщинных работ, неуплата оброка и.т.п.

Мощным внешним фактором, сыгравшим роль катализатора начала реформ стало поражение России в Крымской войне 1853-56 гг. В прошлом Россия вела многочисленные войны и выходила из них победителем, но соперниками ее были остальные феодальные государства. В Крымской войне Россия столкнулась с индустриально развитыми государствами – Англией и Францией, намного превосходившими ее по военно-техническому потенциалу. Поражение в войне выявило огромную эпохальную дистанцию, существовавшую между Россией и Европой по уровню социально-экономического развития. По мнению В. И. Ленина, это было поражением не только в войне, но и поражением всей феодально-крепостнической системы России.

Война показала, что самодержавие не справляется с главной функцией любого государства – защитой внешних рубежей страны. Это заставило правящие круги страны задуматься над причинами поражения и стало побудительным мотивом начала либеральных преобразований. Одним из последствий Крымской войны стала дипломатическая изоляция России, а также большой ущерб ее международному авторитету. Изменение общественного мнения в Европе могло произойти только при условии проведения в России либеральных реформ.

Отмене крепостного права в России предшествовала первая в истории России революционная ситуация. Ее хронологические рамки включают 1859 – 1861 гг. Понятие революционной ситуации впервые ввел В. И. Ленин в статье «Крах II Интернационала» и определил ее применительно к России как глубокий формационный кризис крепостнического строя. В. И. Ленин выделил три признака революционной ситуации, обозначившихся в России на рубеже 50-х – 60-х гг. XIX в. Первым признаком являлся «кризис верхов», выразившийся в неспособности самодержавия контролировать ситуацию в обществе. Вторым признаком стало обострение нужды и бедствий народных масс свыше обычного. Из первых двух признаков вытекал третий – рост революционной активности общества, выразившийся в многообразных формах протеста крестьянства.

Революционная ситуация, сложившаяся в России в 1859 – 1861 гг. не переросла в революцию и была устранена реформами Александра II. Социальных, идеологических и культурных предпосылок для буржуазной революции в России во второй половине XIX в. не было.

Центром подготовки крестьянской реформы стало Министерство внутренних дел, на базе которого 3 января 1857 г. был образован Секретный комитет под председательством князя А. Ф. Орлова. Последовали рескрипты генерал-губернаторам о создании местных губернских комитетов для выработки предложений по проведению реформы. Комитеты формировались из числа местных помещиков, поэтому проекты крестьянской реформы отражали интересы дворянства различных районов страны.

19 февраля 1861 г. Александром II был подписан Манифест об освобождении крестьянства, основные положения которого отражали суть крестьянской реформы. Манифест предполагал личное освобождение крестьянства и переход его на временнообязанное состояние. Крестьяне получали также гражданские права: право иметь собственность, выступать в суде, получать образование. Необходимо особо подчеркнуть историческое значение самого факта получения крестьянами личной свободы. Бывшие крепостные, являвшиеся до этого фактически полной собственностью помещика, получили не только возможность свободно распоряжаться своей личностью, но и ряд гражданских и имущественных прав. Это способствовало крестьянскому предпринимательству, росту отхода на заработки и складыванию рынка рабочей силы.

Однако, вопрос о личном освобождении крестьян не получил еще окончательного разрешения. На протяжении долгого времени сохранялось временнообязанное состояние, при котором крестьяне должны были выполнять все прежние феодальные повинности: платить оброк и отрабатывать барщину. Сохранялись черты сословной неполноправности крестьянства, которое продолжало оставаться низшим, податным сословием. Крестьяне обязаны были нести подушную и другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены другие сословия.

Манифестом были определены также структура и порядок крестьянского общинного самоуправления. Низшей единицей самоуправления объявлялся крестьянский сход. На нем решались вопросы внутренней жизни крестьянской общины. Выбираемый на сходе староста делегировался в волостное правление. Этот орган ведал управлением сразу нескольких крестьянских общин. Однако, на деле крестьянское самоуправление фактически полностью было подчинено уездной администрации и стало неотъемлемой частью чиновниче-бюрократического аппарата. Сохранение крестьянской общины было сопряжено и с определенными ограничениями в свободе передвижения крестьянства.

Одной из главных проблем при разработке реформы был вопрос о порядке и нормах наделения крестьян землей. Право определения размера крестьянского надела предоставлялось помещику. При этом были определены минимум и максимум крестьянского надела для черноземной, нечерноземной и степной полосы. В нечерноземной полосе высший надел колебался от 3-х до 7-ми десятин, низший – от 1 до 2,5 десятин. В черноземной зоне высший надел мог составлять 2 ¾ - 4 десятины, низший – от 0,9 до 2-х десятин. В степной полосе размер крестьянского земельного надела варьировался от 2-х до 12-ти десятин.

Так как право определения размера крестьянского надела принадлежало помещикам, результатом реформы стал передел земли в пользу землевладельцев. В целом по России, у крестьян было отрезано свыше 20 % земли. Этот процесс В. И. Ленин уподобил английским огораживаниям. Одним из отрицательных последствий реформы стала т. н. чересполосица, когда земельный надел крестьянину предоставлялся не в компактном виде, а представлял из себя несколько удаленных друг от друга клиньев. В этих условиях крестьянин вынужден был арендовать часть помещичьей земли, что ставило его в еще большую зависимость от помещика.

Неотъемлемой частью крестьянской реформы 1861 г. стала выкупная операция. В основу выкупа была положена не рыночная цена земли, а стоимость феодальных повинностей. Цена крестьянского надела приравнивалась к капитализированному оброку, к которому прибавлялось 6 % банковского капитала. Итоговая сумма была очень высока и фактически непосильна для крестьян. По условиям реформы предполагалось, что крестьянин единовременно должен был выплатить помещику 20 % всей суммы. Остальные 80 % выплачивало государство в виде ссуды, которая давалась крестьянину на 49 лет. В течение этого времени крестьянин должен был погашать эту ссуду ежегодно в размере 6 %. До 1905 г. крестьяне выплатили государству 4 миллиарда 108 миллионов 500 тысяч рублей. Выкупная операция спасла многих помещиков от разорения, так как крестьяне платили 20 % землевладельцам твердой валютой.

Феодальные пережитки, сохранившиеся в деревне после отмены крепостного права, дали основания советским историкам утверждать, что крестьянская реформа не решила аграрного вопроса, а усугубила многие существовавшие ранее противоречия. Крестьянство в целом встретило реформу отрицательно. Первой реакцией стал рост крестьянских волнений. Только за 1861 г. произошло свыше 300 крестьянских бунтов в разных районах страны.

Тем не менее, реформа имела огромное прогрессивное значение. Она открыла эпоху буржуазной модернизации российского общества и положила начало целой серии либеральных реформ 60-х – 70-х гг. XIX в.

 

2. Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения и других реформ – в области финансов, образования, местного управления, цензуры, суда и военного дела. Необходимо было перестроить систему управления разными сферами общественной жизни в соответствии с потребностями времени.

Финансовая реформа была первой после отмены крепостного права, ее проведение растянулось на четыре года (1862 - 1866 гг.). Основными ее направлениями стали централизация финансового дела и упорядочение госбюджета. В связи с нарастанием роли кредитования и реорганизацией кредитной системы учреждалась единая государственная касса. Старая феодально-крепостническая система откупов заменилась акцизной, по которой продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором, взимаемым государственными акцизными учреждениями.

Параллельно с финансовой реформой осуществлялась и реформа в области образования. Учреждались семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях провозглашался принцип равенства независимо от вероисповедания и сословности. Однако высокая плата за обучение определяла социальный состав гимназистов, делало образование достоянием лишь привилегированных сословий.

Ко второй половине XIX в. в Росси возникла острая потребность в преодолении феодализма в политической сфере. Стояла задача модернизации государственных институтов российского общества, преодоления огромной дистанции между обществом и властью. Решению этой задачи призваны были способствовать реформы в области местного самоуправления. Они должны были приспособить самодержавный политический строй к потребностям капиталистической перспективы, сохранив при этом его дворянско-помещичью сущность.

Земская реформа 1864 г. стала естественным продолжением крестьянской реформы. С этого времени в ряде губерний и уездов вводились выборные органы местного самоуправления – земства. Они состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). И те и другие избирались на трехлетний срок. Члены земских собраний получили название «гласных». В разных уездах количество гласных колебалось от 10 до 96, а в губерниях – от 15 до 100. Уездные и губернские управы состояли из 4-6 членов.

Выборы в земские собрания проводились на трех избирательных съездах по куриям. Все избиратели делились на три курии: 1) землевладельцев, 2) городских избирателей, 3) выборных от сельских обществ. В первую курию входили все землевладельцы, имевшие не менее 200 десятин земли. При формально бессословном характере выборов, первую курию, тем не менее, составляли преимущественно землевладельцы – дворяне и торгово-промышленная буржуазия. Вторую курию составляли купцы всех трех гильдий, владельцы торговых и промышленных заведений в городах с годовым доходом свыше 6 тысяч рублей, а также владельцы городской недвижимостью стоимостью не менее чем 500 руб. Вторая курия была представлена, таким образом, городской буржуазией.

Если по первым двум куриям выборы были прямыми, то по третьей, не предусматривающей имущественного ценза, многоступенчатыми: сначала сельский сход выбирал представителей на волостной сход, на котором избирались выборщики, а затем уже уездный съезд выборщиков избирал гласных в земское собрание. Многоступенчатость выборов по третьей курии преследовала цель провести в земства наиболее состоятельных и благонадежных гласных из крестьян.

Согласно «Положению» о земстве председателями уездного и губернского земских собраний становились уездный и губернский предводители дворянства. Председатели управ избирались на земских собраниях, при этом председателя уездной управы утверждал в должности губернатор, а губернской – министр внутренних дел.

Земства вводились только в великорусских губерниях, в которых преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение» о земских учреждениях распространялось на 34 губернии. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую, Астраханскую и Оренбургскую губернии, в которых не было или почти не было дворянского землевладения, а также на национальные окраины России – Литву, Польшу, Белоруссию, Правобережную Украину, Кавказ, Казахстан и Среднюю Азию.

Земства были лишены каких либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась лишь хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земствам отдавалось устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богаделен, приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, а также содержание церквей, тюрем и домов для умалишенных.

Земства находились под контролем центральной и местной власти – министра внутренних дел и губернатора. Однако не смотря на ограничения земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: в устройстве почт, дорожном строительстве, развитии страхования, народного просвещения, организации медицинской помощи, статистическом учете местного хозяйства.

В 1870 г. стала осуществляться городская реформа. Было введено новое «Городовое положение», которое регламентировало систему городского самоуправления, которое фактически полностью копировало земское. В 509 городах России вводились новые выборные органы власти – городские думы, избираемые на 4 года. Городские думы в свою очередь избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы – городские управы в составе городского головы, его «товарища» (заместителя) и нескольких членов. Избирательным правом пользовались мужчины с 25-ти летнего возраста, обладавшие имущественным цензом платильщики городских налогов: владельцы торгово-промышленных заведений, банков и городской недвижимости. Была принята прусская система распределения городских избирателей на три курии в зависимости от размеров уплачиваемых сборов. В первой курии находились крупные плательщики, на долю которых приходилась 1/3 общей суммы налогов, во второй – средние плательщики уплачивавшие также 1/3 городских налогов, в третьей – мелкие плательщики, уплачивавшие остальную треть налогов. Рабочие, служащие, интеллигенция, являвшиеся основным по численности населением, но не имевшие собственности, устранялись от участия в выборах.

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками чисто хозяйственных вопросов: благоустройство городов, попечения о местной торговле и промышленности, общественное призрение. Как и земства, городские органы власти были лишены политических функций и находились под жестким контролем губернской администрации, являясь, по сути придатком бюрократической сиситемы. Не смотря на ограниченность городской реформы, она, тем не менее явилась крупным шагом вперед, поскольку заменила прежние сословные органы управления городами новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза.

В основу судебной реформы 1864 г. были положены принципы нового для России буржуазного права: равенства всех перед законом, разделение судебной и административной властей, бессословность судопроизводства, состязательность судебного процесса, создание суда присяжных, гласность и открытость суда. Вместо заочного разбора судебных дел вводилось их рассмотрение в присутствии и с участием сторон.

Судебные уставы вводили институт судебных следователей, адвокатуру и присяжных заседателей, определявших виновность или невиновность подсудимого. Состав присяжных в целом отражал социальный состав населения: к середине 1880-х гг. 14,9% присяжных состояло из дворян и чиновников, 9,4% – из купцов, 18,3% – из мещан, 57% – из крестьян.

Вместе с тем, для крестьян сохранялись социальные волостные суды, в которых существовали телесные наказания. Дела по отдельным вопросам были изъяты из компетенции гражданских судов. Специальными судами рассматривались дела высших чиновников, духовенства, военных. Из компетенции гражданского судопроизводства впоследствии были изъяты и дела по политическим вопросам.

Важным изменением стал принцип гласности судебного процесса. Решение суда и его ход стали широко освещаться в периодической печати. Судебная реформа приблизила правосудие страны к признанным европейским образцам и создала реальные условия для начала формирования правового сознания у населения.

Реформы коснулись и организации печатного дела в стране. В 1865 г. были приняты «Временные правила» о цензуре. Отменялась предварительная цензура для изданий, выходивших в Москве и Петербурге. Полностью от цензуры освобождались правительственные и научные издания. Однако новый цензурный устав распространялся только на Москву и Петербург, для провинциальной же прессы и массовой литературы цензура полностью сохранялась.

Последней в серии либеральных преобразований Александра II явилась военная реформа 1874 г. Поражение Царской России в Крымской войне, вскрывшее военно-техническую отсталость николаевской армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе настоятельно требовали коренных реформ в организации военного дела в России. Кроме того, освобождение крестьян из крепостной зависимости поставило необходимость изменения старой рекрутской системы формирования армии. В ходе реформы был сокращен срок военной службы, который стал составлять 6 лет (действительная служба) и 9 лет в запасе. На флоте срок действительной службы стал составлять 3 года и 7 лет в запасе. До достижения 40-летнего возраста человека могли призвать в ополчение. Главной составляющей реформы являлось введение всеобщей воинской повинности, которая пришла на смену рекрутской системы формирования армии. Каждый мужчина, достигший 20-ти летнего возраста, обязан был служить в армии. Тем не менее, существовала система исключений и льгот при призыве на действительную военную службу. От военной службы освобождался единственный сын или внук, а также брат, если он был кормильцем семьи. Не подлежали призыву лица духовного звания, дипломаты, ограниченный контингент инородческого населения. Был сокращен срок военной службы для лиц, имевших высшее образование.

Реформы 1860-х – 1870-х гг. имели огромное историческое значение. Они открывают эру модернизации Российского общества, переход его от традиционной к индустриальной цивилизации. Важным последствием реформ стал бурный процесс развития капиталистических отношений в экономике и эволюция социальной структуры. Реформы расширили каналы участия разных слоев населения в местном управлении и тем самым положили начало формированию гражданского общества в России.

Вместе с тем, реформы носили непоследовательный, противоречивый и незавершенный характер, сохраняли огромное количество феодальных пережитков во всех сферах общественной жизни. Незавершенность либеральных преобразований 1860 - 1870-х гг. стало одной из главных причин революционных потрясений в России в начале XX в.

 

Основная литература

 

1. История отечества. Курс лекций./Под ред. В.М. Борисова. М., 1998.

2. История России с древнейших времен до конца XX в. учебник для вузов. М., 2003.

3. Федоров В.А. История России 1861 – 1917. Учебник для вузов. М., 2003.

Дополнительная литература

 

1. Абрамов В.Ф. Российское земство: экономика, финансы, культура. М., 1996.

2. Великие реформы в России (1856 – 1874 гг.) М., 1992.

3. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968.

4. Нардова В.А. Городское самоуправление в России в 60-х начале 90-х гг.XIX в. М.,1991.

7. Эймонтова Р.Г. Русские университета на путях реформы. Шестидесятые годы XIX в.

 

Лекция 10

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-06; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.